Сотрудники нижегородского издательства несколько месяцев (в свободное от работы время, которого у них, понятно, очень мало) собирали данные в архивах, копались в старых подшивках и чертежах, опрашивали ветеранов, перелопатили курганы информации.
Книга «Горький. Символ Победы» должна была выйти в мае. Пандемия сорвала сроки, но не сам проект. Он получился колоссальным и невероятно качественным. Там, помимо уникального контента, в том числе изобразительного, масса редких полиграфических решений типа печати на папиросной бумаге.
В книге несколько глав, каждая из которых посвящена определённому виду производства. Коротко расскажем о каждом, потому что нет ни главных, ни второстепенных – все работали для фронта, для победы.
Боевые машины
Горьковский автомобильный завод имени В. М. Молотова.
Это один из немногих крупных тыловых промышленных центров страны, который подвергался массированным бомбардировкам германской авиации. Бомбёжки нанесли серьёзный урон производству, унесли жизни сотен заводчан и вместе с тем явились могучим стимулом для роста его производственной активности.
Выксунский металлургический завод.
Предприятие в рекордные сроки освоило выпуск продукции, необходимой оборонной промышленности. Броневая сталь Выксы использовалась не только для создания танков и бронепоездов. В 1942 году из этой брони собирали корпуса уникального выксунского проекта – железнодорожного бронеавтомобиля Б-64В.
План 1941 года по спецзаказам был выполнен: по выпуску стали – на 418,4%, по производству проката – на 623,3%. Трудовой подвиг выксунцев высоко оценён правительством: 46 металлургов награждены орденами Советского Союза и более шести тысяч – медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». Завод освоил производство специальных труб для изготовления боеприпасов.
Авиастроение
Горьковский авиационный завод им. С. Орджоникидзе (№21).
Здесь работало КБ под руководством С.А. Лавочкина. В кратчайшие сроки наладили серийное производство истребителей ЛаГГ-3. В 1941 году завод №21 изготовил 1994 истребителя. В 1942-м начал выпуск истребителей Ла-5 с двигателем воздушного охлаждения, в 1944-м – параллельно выпуск модели Ла-7. Всего за 1941-1945 годы Горьковский авиазавод дал фронту 19 202 самолёта типов ЛаГГ и Ла, то есть каждый третий отечественный истребитель.
Артиллерия
Горьковский машиностроительный завод №92 имени И. В. Сталина.
График увеличения выпуска орудий был представлен в Наркомат вооружения А.С. Еляном и утверждён председателем Государственного совета обороны И.В. Сталиным в октябре 1941 года. О выполнении этого графика докладывалось Сталину каждые сутки. До конца войны завод №92 изготовил и поставил фронту 100 тысяч пушек, установив абсолютный мировой рекорд по выпуску артиллерийского вооружения. Горьковские пушки (более 20 разработок) во много раз превосходили по мощности зарубежные аналоги, были лучшими по тактико-техническим данным, скорострельности, точности, живучести ствола, легче по весу, дешевле по цене. Около 40% артиллерийских систем спроектированы отделом главного конструктора завода. На первом месте стоит легендарная дивизионная 76-мм пушка ЗИС-3 образца 1942 года конструкции В.Г. Грабина. Именно её признали мировые авторитеты шедевром конструкторской мысли. Это было первое в мире орудие, поставленное на поточное производство и конвейерную сборку.
Боеприпасы
Горьковский завод №646 «Красный якорь».
С первых дней войны около 500 кадровых рабочих предприятия ушли на фронт. К станкам встали женщины и ученики профессиональных училищ. Высококвалифицированные работники получили бронь и остались работать в цехах.
Среди новых видов продукции, которые необходимо было освоить в 1941 году, были металлоизделия для миномётных вьюков 50 мм и 82 мм, укладочные приспособления для 107-мм и 45-мм пушек, браслетные цепи противоскольжения для автомобилей ЗИС-5, ГАЗ-АА, М-1, цепи «Гаянт». С началом войны дополнительные задания примерно в пять раз превысили среднегодовой (довоенный) план!
Судостроение
«Красное Сормово».
Здесь строили подводные лодки и до войны, и после неё. Например, подлодка С-102, спущенная на воду в апреле 1938 года, несла боевые дежурства на Балтике, а после начала войны – на Северном флоте. Только один пример: в январе 1942 года во время боевого похода она выдержала шестичасовой обстрел глубоководными бомбами. По нашим данным, было сброшено 140 бомб, по иностранным – 198. Подлодка прослужила Отечеству до 1967 года.
Приборостроение
Горьковский завод №197 имени В. И. Ленина.
Предприятия должны были осваивать выпуск сложнейшей продукции в очень ограниченные сроки. Судя по документам, в мирное время они бы этого просто не сделали. Например, перед войной завод №197 (сейчас ОАО «НИТЕЛ») с большими сложностями выпускал одну-две разновидности переговорных устройств для танков и самолётов. В годы войны объёмы выпуска и номенклатура продукции резко выросли.
Горький фактически пережил две индустриализации. Первую – вместе со всей страной в 1930-х, а потом – в 1940-х – вторую. Феномен удвоения, а то и утроения промышленного производства в Горьком пока мало изучен. Безусловно то, что усилия специалистов, инженеров, доблестный и самоотверженный труд русских людей обеспечили нашу героическую армию необходимой военной техникой и боеприпасами, тем самым приблизив безоговорочную победу в Великой Отечественной войне.
Горьковчане поставили фронту:
- 31 000 танков и самоходных установок,
- 101 673 артиллерийские системы,
- 170 000 автомобилей,
- 1165 «Катюш», три бронепоезда,
- 16 000 самолётов,
- 27 подводных лодок и свыше миллиона боеприпасов.
Светлана Абрамова. Фото с сайта yandex.ru