В текущем году отмечается 205 лет со дня рождения писателя, имя которого напрямую связано с Выксой.
«Александр Васильевич Сухово-Кобылин – невероятный драматург, философ, учёный, театрал, авантюрист, любимец женщин часто гостил в Выксе у двоюродного деда, тут же писал, вдохновлялся, тут же впервые увидела свет «Свадьба Кречинского». Мы давно влюбились в его творчество – теперь ваша очередь!» – так звучало приглашение на знаменательную встречу со стороны организаторов. И зал был полон.
«Январь, февраль, март. На Выксе писал пьесу…»
Восстановим основные вехи жизни драматурга.
Родился 29 (17 ст. ст.) сентября 1817 года.
В 1834 году Александр поступает на физико-математическое отделение философского факультета Московского университета, водит знакомство с Герценом, Огарёвым, Аксаковым. Продолжил образование в университетах Гейдельберга и Берлина.
Путешествовал по Европе, где и встретил роковую любовь, Луизу Симон-Деманш. Был заподозрен в её убийстве. Расследование длилось семь лет, до 1857-го, Сухово-Кобылина оправдали.
Выксунский период датируется 1846-1857 гг.
Здесь создана пьеса «Свадьба Кречинского», принёсшая ему мировую славу.
Существует легенда, что прототипом Кречинского стал выксунский лесничий Крестинский. Пьеса была впервые прочитана и поставлена так же в Выксе.
Сухово-Кобылин – автор сатирической трилогии «Картины прошедшего», включающей пьесы «Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина».
Внимания заслуживает и следующий факт биографии писателя: в 1871 году по совету Константина Ушинского он устроил в своём имении Новом Мологского уезда Ярославской губернии учительскую семинарию, существовавшую до 1914 года. После пожара она была переведена в Углич, ныне это Угличский педагогический колледж.
Последние годы жизни Сухово-Кобылин провёл в Больё-сюр-мер, пригороде Ниццы, где 11 марта 1903 года скончался и был похоронен на местном кладбище.
Колумбарий №2, ячейка №9
Обо всём этом рассказала экскурсовод Елена Столярова, ведущая вечера. Она же напомнила о том, что с именем Сухово-Кобылина связано много тайн. Одна из них –потерянная могила:
– Татьяна Павловна Виноградова знакома и пользуется заслуженным уважением у выксунцев. Она профессор кафедры ЮНЕСКО ННГАСУ, кандидат технических наук, доцент, почётный гражданин Нижнего Новгорода. Многим известна история о том, как она отправилась во Францию по следам русского драматурга.
Она пыталась там разыскать его могилу, но безуспешно. Оказалось, что в 80-е годы прошлого века она была уничтожена, поскольку никто не вносил за неё плату. Потому прах Сухово-Кобылина перенесли в ячейку колумбария на том же кладбище. Татьяна Павловна обратилась в мэрию Больё с тем, чтобы выяснить номер этой ячейки и получить соответствующий сертификат. Без этой информации захоронение драматурга отыскать было невозможно.
Спустя 106 лет со дня смерти писателя, 11 марта 2009 года, в рамках визита в Канны на международную выставку возглавлявший тогда Нижегородскую область губернатор Валерий Шанцев вместе с Татьяной Павловной посетил кладбище в Больё-сюр-мер. К их приезду по указанию местных властей вместо металлической пластины была установлена мраморная плита, на которой пока нет имени драматурга – необходимо согласовать надпись на ней, но ячейка с останками Сухово-Кобылина облагорожена: перед ней цветы и портрет драматурга.
«Общественный акт духа сдать в кассу Человечества»
«Его роль в истории русской комедии – это роль драматурга, который всё договаривает до конца: что оставалось скрытым, что оставалось в подтексте, заостряет и завершает основную идею русской комедии» – так говорят об Александре Васильевиче исследователи и почитатели его творчества.
В справедливости этого участники встречи смогли убедиться сами: их вниманию была предложены костюмированные постановки фрагментов сочинений юбиляра в исполнении артистов Народного театра, режиссёр Сергей Куликов.
Краевед Галина Никулина поделилась впечатлениями:
– Музейную экспозицию Сухово-Кобылина создавали ещё в 90-е годы прошлого века. Использовали для неё мебель красного дерева, обнаруженную под сценой Дворца культуры им. Лепсе. Она была убрана туда в ту пору, когда в ДК размещался военный госпиталь, так и сохранилась.
В формировании экспозиции участвовала Валентина Васильевна Балдина. Она смогла отыскать в Ленинке, в Москве, «выксунскую» переписку драматурга… К слову, в одном из архивов писателя нашёлся переписанный им листок, озаглавленный «Рецепт»:
«Авторство (или творчество) есть способность развить в себе напряжённость, переполненность, избыток электричества, заряд; этот заряд превратить в представление или в мысль; мысль излить на бумагу, холст или воплотить в камень и такой общественный акт духа сдать в кассу Человечества».
Александру Васильевичу всё перечисленное выше удалось. Живы его произведения, жив и он сам среди нас.
Юлия Кучина. Фото автора, из открытых интернет-источников, БФ «ОМК-Участие»