Его величество случай
Говорят, история не терпит сослагательного наклонения, но бывает, что и терпит. В 2017 году бывший выпускник Выксунской музыкальной школы и училища при Московской консерватории, а также журфака МГУ, и бывший фотокор нашей газеты Денис Крыгин позвонил в редакцию и с тревогой сообщил, что один из лучших роялей фирмы «Беккер» детской музыкальной школы собираются утилизировать. Почему? По старости лет и непригодности для музицирования. Срок назначен.
Редакция начала спасательную акцию. Выяснилось, что не так это просто. Реставрация стоит больших денег, администрация округа таковых не имеет. А кто может приютить реликвию, чтобы сохранить? Вызвался музей. Его тогдашний директор Андрей Цыпляев руководил этой операцией. Нашёл грузчиков в ООО «ВМЗ-Комфорт», и 22 ноября состоялось великое переселение 400-килограммового инструмента на третий этаж музея. Здесь, в тишине и покое, он стал дожидаться других спасателей: реставраторов и настройщиков.
«Благодаря мужеству неравнодушных людей прекрасный рояль сегодня в музее. Огромное спасибо ОМК и лично Александру Барыкову, исполнительному директору ВМЗ, за помощь в реставрации. Сегодня первый концерт, но в дальнейшем их будет целая серия под названием "Классическая музыка в усадебном доме".»
Александр Гречухин, реставратор, присутствовал на первом концерте:
– В каком году в вашу мастерскую в Нижнем Новгороде поступил рояль?
– В 2023-м. Когда видишь инструмент в нерабочем состоянии, понимаешь, что нужны большие вложения, нужны специалисты, чтобы всё это собрать, чтобы оно зазвучало, приобрело тот вид, в котором сейчас находится ваш инструмент. Специалисты нашлись. У нас в мастерской это Николай Анатольевич Ливанов. Он давно работает с Сергеем Петраковым. Мы все понимали, что рояль – это история страны, история вашего города.
– Через руки реставраторов прошло много инструментов…
– Да, были из Германии, Франции. Но совсем иное, когда имеешь дело с российскими инструментами. В конце XIX века фабрика Беккер занимала на европейских выставках призовые места! И мастера самых известных фортепианных фирм-фабрик приезжали в Россию, чтобы перенимать опыт у наших мастеров Беккера и Шрёдера. Отрадно, что у нас были такие достижения в области фортепианного дела. Хотя это направление считалось чисто европейским.
И сегодня исторический день, потому что такие события случаются редко. Представьте только, перед нами инструмент, который собрали в позапрошлом веке! Ему больше ста лет! У инструмента и номер очень редкий – 14041.
– Какие эмоции Вы испытали, когда «Бек-кер» предстал во всей своей красе?
– Я делал видео основных процессов сборки. И когда возвращаешься к тому ящику со ржавыми струнами и видишь, как потом всё приводится в порядок, красоту – конечно, радуешься. Худо-жественное оформление выполнил мастер Сергей Кобзев. Я занимался меха-никой.
Наши мастера ездят по всей стране, обслуживают, реставрируют, настраивают инструменты, капитально ремонтируют.
Сергей Петраков, пианист, заслуженный работник культуры РФ:
– В моей творческой биографии был такой факт. В 90-х годах меня пригласили в музей «Архангельское» дать серию концертов. У него тогда был сложный период. Сотрудники боролись за передачу всей усадьбы музею. Там в то время находился санаторий Министерства обороны. Отыграл концерт в таком же прекрасном зале, как наш Петровский. И подумал, что хорошо бы и нам свой рояль в наш музей. А через некоторое время судьба предоставила такую возможность благодаря мужеству неравнодушных людей. Огромное спасибо ОМК и лично Александру Барыкову, исполнительному директору ВМЗ, за помощь в реставрации. Сегодня первый концерт, но в дальнейшем их будет целая серия под названием «Классическая музыка в усадебном доме».
Наш рояль фирмы «Беккер» представляет высокую художественную и музейную ценность. Он один из лучших образцов фортепианостроения в России XIX – начала XX века.
Отныне в стенах дома Баташевых будет звучать знаменитый рояль Беккера. И выксунская публика услышит музыкантов, которые сочтут за честь исполнять на нём вдохновенную музыку.
2017 год. Старинный рояль в учебном классе ДМШ
Елена Липатова. Фото Ларисы Юращик