В прекрасный мир открытое окно

visibility
Симфония сюжетов, звуков, красок… Строки из биографии Детство и выгода – понятия несовместимые

День российского кино мы тоже решили отметить. Пока размышляли, как, в середине июля в редакцию пришёл собственной персоной Алексей Войтюк.

Для начала небольшой сюжет из жизни. Две подружки-веселушки остановились у афиши, где в качестве анонса было написано, что фильм посвящается Дню российского кино. Одна говорит:
– Слушай, у нас, оказывается, ещё и День кино есть?
– Да, кажется, в конце августа.
– Давай отметим его походом в кино! Вот здорово-то будет! Ребят позовём, билеты купим на один ряд. Мне уже надоело смотреть фильм по телеку или в Интернете, а тут – большой экран, звук, зрители рядом переживают. Ну что, идём?
– Конечно идём!

А вы, дорогие читатели, хотите последовать примеру девушек? Тогда подбирайте компанию и 27 августа – в кинотеатр!

День российского кино мы тоже решили отметить. Пока размышляли, как, в середине июля в редакцию пришёл собственной персоной Алексей Войтюк, который выполнял миссию коллег по творческому цеху: передавал подарки – диски с фильмами «Москва- Кассиопея», «Через тернии к звёздам», афишу и письмо от героини фильмов Ирины Поповой-Савиной – детскому лагерю «Звёздный». Так вот и решилось, что беседа с ним и его женой Татьяной Проценко станет главной темой газетного разворота.

О чём говорить, определились сразу: о детском кино. Алексей и Татьяна начинали творческую карьеру со съёмок именно в таких фильмах. Татьяна сыграла очаровательную Мальвину, девочку с голубыми волосами в сказке « Приключения Буратино», а Алексей – Иванушку в «После дождичка в четверг». Им очень близка тема сказки, где всегда торжествует добро, зло наказывается; где исправляются даже отпетые злодеи.

Мои собеседники, с полунамёка поняв, чего именно я жду от них, рассказ построили так, что мне даже не пришлось задавать много вопросов. Нить повествования вилась спокойно, не уходя в сторону и не сбиваясь на посторонние детали. Вот потому я и решила, что это будет просто их рассказ.

В прекрасный мир открытое окноАлексей Войтюк родился в Выксе, в семье музыкантов и истинных интеллигентов.
Учился в школе №8, активно участвовал в самодеятельности. Закончил школу-студию МХАТ (мастерская Олега Ефремова и Андрея Мягкова). Служил в театрах «Современник-2» (художественный руководитель Михаил Ефремов), Московском Маленьком театре (художественный руководитель Никита Высоцкий).
Первая роль – в фильме-сказке «После дождичка, в четверг». Снялся в 27 фильмах, играл главные и эпизодические роли.
В настоящее время участвует в проектах русской православной церкви по озвучиванию фильмов о великих святых Руси. На фестивале православных фильмов «Радонеж» фильмы об отце Паисии, которые озвучивал Алексей, отмечены специальным призом.
Женат на Татьяне Проценко.

Татьяна Проценко
В прекрасный мир открытое окноПервая роль – девочка Мальвина с голубыми волосами в фильме «Приключения Буратино». Окончила киноведческое отделение ВГИКа. Работала в Фонде Ролана Быкова, старшим редактором в издании «Планета людей». В качестве поэта-песенника участвовала в эстрадно-цирковом шоу Андриса Лиепы «Волшебник Изумрудного города». Сейчас занимается журналистикой. Выпустила стихотворный сборник, кстати сказать, отпечатанный в Выксе. В семье Войтюк трое детей – Серафима, Анна и Владимир.

 

Алексей:

– Почему о детском кино? Эта тема часто возникает в разговоре, когда еду в поезде или встречаюсь с друзьями. Спрашивают, почему сейчас не снимают таких сказок, как в советские времена, неужели чиновники от культуры не понимают, насколько это важно для детей? Как вы знаете, моя супруга тоже из детского кино, и ей тоже задают вопрос, куда же оно подевалось? Почему не снимают, а если снимают, то не такое светлое, наивное, простое в хорошем смысле? В 70-е годы тенденция в кино была такова, что в основе должна лежать человеческая история. И если был криминал с убийством, то происходило всё за кадром, а на экране разбор психологических моментов. Сегодня же с экранов льются реки крови, так в жизни не бывает! Это какая-то надуманная реальность, в которую нас пытаются погрузить. Явный перебор!

А в фильмах-сказках всё происходящее было легко, с юмором, весело и поучительно в меру, без назиданий и озорно.

Мне довелось работать с самым сказочным из всех артистов на планете – Георгием Милляром, человеком искренне убеждённым, что с детьми надо разговаривать по-взрослому, иначе они не поймут вас. И ему в ролях талантливо удавалось это делать. В роли Бабы-Яги он был так страшен, что дети со слезами разбегались от него, как только он появлялся на съёмочной площадке. Когда в образе Кащея представал перед лошадью, та вставала на дыбы и не подпускала к себе. Приходилось завязывать ей глаза, но стоило развязать – лошадь сбрасывала жуткого седока. Он играл всех нечистей, оборотней и при этом был очень озорной человек. Всегда были актёры, которые очень серьёзно относились к съёмкам в детском кино, воспринимая как большую честь для себя: как же – доверили! И люди понимали, что партия и правительство не вечны, а страна детства живёт и процветает, и чтоб так оно продолжалось, нужно доброе детское кино. К сожалению, сейчас всё упирается в деньги.

Татьяна:

– Говорят, что невыгодно вкладывать деньги в детское кино. Но это же совсем не так! Да, сочетание коммерции и детства, на первый взгляд, невозможно и неправильно. Но вложение в детское кино приносит не сиюминутную прибыль, а долгосрочные дивиденды. И пока не поймёт того человек, владеющий деньгами, у нас так и будет такой провал. Хотя потихонечку идеи рождаются.

Алексей:

– Татьяна – постоянный член жюри Международного кинофестиваля в Минске «Листопад» по конкурсной программе детского кино «Листопадик»…

Татьяна:

– В поле моего зрения оказываются и другие фильмы. Радует то, что есть энтузиасты, на которых всегда держится любая идея, любое дело – и это люди нашего поколения, воспитанные на добрых сказках. Они понимают, что детям нужны хорошие фильмы и сказки, хорошие истории. Всё равно, это не быстрый процесс, и фильмов хороших не так уж много. Но… деньги-то вкладываются! Недавно прошла информация, что известный скандальный режиссёр Валерия Гай Германика начала съёмки фильма по Андерсену. И Оле-Лукойле у неё Тролль, который чёрным зонтиком присылает детям кошмары. Ужастик какой-то! Тут уж только руками разведёшь. Ну, а у нас Оле добрый волшебник с цветным зонтиком и цветными снами. Нас не запугать ничем.

В прекрасный мир открытое окноАлексей:

– Пожары 2010 года уничтожили тысячи гектаров леса, но ужаснее то, что остатки его съедает жук-короед, а птицы, которые поедали жука, погибли в пожарах. Но и это ещё не всё. Лес вырубается двуногими хищниками, которые не ведают, что творят, рубят сук, на котором сидят сами же! Это страшно. Нам надо знать, что лес – это не только наше здоровье физическое, но и духовное тоже. Ведь русская сказка вышла из леса! Персонажи – жители лесов, болот, топей: лешие, оборотни, Баба-Яга, русалки. А если нет леса, то нет и сказки. Дети уже растут в некой полупустыне, на обожжённой земле. Вот и рождается Оле-Лукойе с чёрным зонтиком. Отрадно слышать, что сажаются молодые деревца, но непонятно, почему не рядом с сёлами и посёлками, а где-то далеко за городом.

Татьяна:

– Надо нам, взрослым, делать всё, чтобы сказка пришла, чтобы светлое будущее наступило скорее, нужна пропаганда добрых фильмов. Мы рассказали коллегам, как радовались дети «Звёздного», что мы подарили им фильмы. Наши коллеги мечтают при-ехать летом в Выксу и встретиться с ребятами. А фильмы потихоньку выходят. В ноябре 2012 года на фестивале был представлен детский фильм молодого режиссёра Александра Карпиловского «Частное пионерское». События происходят в 70-х годах нашего детства. Город как Выкса, и даже градообразующее предприятие есть. Возможно, Александр Карпиловский подсмотрел место действия, когда снимался в роли доктора в сериале «Лебединый рай», съёмки которого проходили в Выксе. Герои «Частного пионерского» – два мальчика, девочка и собака. И темы там все детские: дружба, предательство, отношения взрослых и детей, первые серьёзные чувства. Потрясающий фильм! И взрослые прекрасно сыграли, и детишки. Мы, члены жюри, плакали! Фильм поехал по миру, но не в наш прокат… А его надо смотреть в школах, детских объединениях, библиотеках.

Да, кстати, наш известный актёр Сергей Безруков снял фильм «Реальная сказка». И сыграл там Иванушку. Тоже добрый фильм. Но даже человеку с таким именем не пробиться в полноценный российский прокат!

Раньше сценарии для детского кино писали классики литературы. Был такой жанр: детская литература. Сейчас её нет. Есть то, что справедливо именуют продуктом. Наши чиновники хотят от детского кино получать прибыль. Хотя должно быть наоборот. В кино надо вкладывать средства, а уже потом оно будет приносить прибыль.

Алексей:

– Это равно тому, что своим детям рассказывать сказку на ночь за деньги! Всё начинается с любви, с хороших отношений между мамой и папой, именно в семье зарождаются понятия о дружбе, чести, достоинстве, непродажности – все те понятия, которые непременно есть в русских народных сказках. Читайте детям на ночь! Рассказы писателей-классиков: от Льва Толстого до Михаила Пришвина и Николая Носова. А дошколятам – русские народные сказки.

Татьяна:

В прекрасный мир открытое окно– Слово, которое читается бабушкой, мамой или дедушкой, действует сильнее, нежели услышанное по телевизору. Почему дети не боятся ужастиков, а страшатся темноты, колдунов, леших? Потому что бабушка рассказывала, что в лесу живут лешие. А монстры, кто такие монстры? Они ж не наши, а придуманные, и у детей выработался свой ироничный подход ко всей этой заграничной продукции.

Алексей:

– И необходимо общение с природой. У нас в Выксе она ещё есть. И дай Бог, чтобы люди как можно дольше ощущали свою неделимость с природой. Уверен, что шелуха, которой нас опутывают сегодня, скоро отвалится, а истинное останется.

 

Елена Липатова. Фото из семейного архива Войтюк