Вернувшаяся красота

visibility
Фотовыставка, достойная восторга и восхищения

В музее Баташёвых-Шепелевых открыта уникальная в своём роде выставка фотографий. Ценность её в том, что она является частью проекта театрального художника, историка моды, писателя и выдающегося коллекционера Александра Васильева.

 

А особенностью экспозиции является то, что составлена она самим владельцем.

 

Признаюсь, крайне сожалею, что не пришла в музей в первые дни вернисажа. Полностью согласна с Александром Васильевым, что героини фотографий прошлого века вызывают «восторг перед подлинной красотой, не нуждающейся в компьютерной редактуре и вмешательстве пластических хирургов», и что мы, зрители, ещё долго будем хранить в душе образы изумительных женщин, их царственную стать, женственность и аристократизм, запечатлённые объективом.

 

Вернувшаяся красотаЭкспозиция разместилась в выставочном зале второго этажа, где ничто постороннее не отвлекает и позволяет погрузиться в мир прекрасного и… грустного. Почему грустного? Потому как навечно ушла эта неземная красота русских женщин. Героини портретов – представители знатных родов России, самые элегантные и изысканные красавицы. Спасавшиеся бегством во время революции и гражданской войны, они проделали путь из Петербурга и Москвы в Киев, Одессу, Ялту, Константинополь. Один из современников очень ёмко выразил восхищение турков, когда те увидели приехавших русских женщин: «Они подумали, что целая стая ангелов спустилась с небес». Думаю, появись они в наше время и не в Турции, а у себя на родине, восторг был бы тот же, если не выше.

 

Галерея портретов божествен-ных женщин… Загадочная Ольга Бакланова, томная и грустная Евгения Леонтович, утончённые княжны Ирина Юсупова и Елена Трубецкая, задумчивая Мария Кузнецова-Бенуа, изящная Тея Бобрикова… Русские красавицы, оказавшись за границей, в изгнании, работали портнихами и белошвейками, манекенщицами. Они открывали русские Дома моды, в названии которых звучали имена их титулованных владельцев, например, известный Дом «ИрФе» княжеской четы Ирины и Феликса Юсуповых. На одной из фотографий – несравненная княжна Юсупова в платье Дома «ИрФе».

 

Самые изысканные наряды самых признанных Домов моды не в силах хотя бы приглушить грусть и печаль в глазах красавиц. «В фотографиях из коллекции Александра Васильева нелёгкий труд и унижения жизни в эмиграции остались вне кадра, и, может быть, не стоит об этом сильно сожалеть… Красота этих женщин, не потускневшая от времени, а будто вновь рождённая в другом мире, ясно говорит нам о счастье их спутников и современников. И уже не так важны имена – знаменитые на всю дореволюционную Россию или ставшие известными лишь благодаря собранию Александра Васильева» – написал искусствовед Сергей Радлов.

 

Отдельно в экспозиции выделен раздел русского балета за границей. И это редкое собрание фотопортретов звёзд балета, чьи выступления приводили публику в неистовый восторг. На протяжении долгих лет своих артистических карьер служители и служительницы Терпсихоры позировали фотографам для афиш, журналов и газет. Среди представленных – редкие фотографии балерин и артистов балета, ставших легендами русской сцены: Анны Павловой, Ирины Бароновой, Татьяны Рябушинской, Вацлава Нежинского, фантастического Михаила Барышникова, молодого и талантливого Рудольфа Нуриева и других. Необычно и то, что они позировали в костюмах, созданных величайшими художниками той эпохи: Александром Бенуа, Львом Бакстом, Михаилом Добужинским, Николаем Рерихом, Натальей Гончаровой, Михаилом Ларионовым.

 

Где и когда ещё придётся увидеть такое блистательное созвездие талантов, столь уникально запечатлённое в работах мастеров останавливать мгновения? По залу можно ходить бесконечно долго, вглядываясь в черты ушедшей эпохи, в складки платьев героинь, их царственную осанку и неподражаемый поворот головы…

 

Выставка предоставлена Государственным музейно-вы-ставочным центром РОСФОТО, за что ему огромное спасибо. А тем, кто ещё не был, желаю поскорее её посмотреть.

 

Выставка «Традиционные игрушки и куклы Японии» поражает своей экзотикой.

 

Созданная при посредничестве двух посольств – Японии и России, она начала «хождение» по нашей стране в 1994 году. В 2011-м коллекция обновилась. Многие предметы предоставила и куратор выставки – председатель правления Екатеринбургского отделения общества «Россия – Япония» Марина Голомидова. Теперь в коллекции: кимоно, деревянные игрушки, плетёные шёлковые шары тэмари, веера.

 

Вернувшаяся красотаКак только вы входите в зал, сразу подпадаете под очарование восточного колорита. Но и он тоже особенен, в свою очередь, своей детской тематикой. В Японии кукла – это не только игрушка, но и оберег, привлекающий добрых духов и отгоняющий злых. Кукла дарума, например, связана с легендой об отшельнике, который провёл в медитации девять лет, и у него отказали руки и ноги. По форме это наша кукла-неваляшка. В новогодние праздники принято дарить даруму, которая является ангелом-хранителем семьи. В Японии есть даже такая поговорка: «Семь раз упасть и восемь раз подняться» – значит быть таким же стойким, как дарума.

 

Из чего только не делают кукол в Стране восходящего солнца! Из картона и тряпочек, из старого кимоно и глины, из ниток. На выставке есть куклы-итимацу, изображающие детей; народные игрушки и куклы-украшения для жилища, куклы на каллиграфических свитках; куклы-самураи и самурайские доспехи! Ребятишек в этом зале трудно оторвать от витрин, до того экзотично и непривычно выглядят все экспонаты. А вот и деревянная фукурума – не что иное как наша любимая матрёшка, состоящая из нескольких вставляющихся друг в друга фигурок.

 

Любители мистики и чудес останавливают взгляд на статуэтке ханива. Их обычно устанавливали на вершинах курганов – могилах воинов. Наиболее древние из них – толстые цилиндры высотой до 60 см с символическими изображениями щитов, шлемов, магическими узорами.

 

Прекрасным дополнением к игрушкам являются веера, палантины с вышитым на них видом на священную гору Фудзияма, панно «Красный платок». Выставка настолько хороша, что кажется, будто ты только что вернулся из сказочной Японии.

 

 

Елена Липатова. Фото Ольги Поповой