Вернувшаяся красота

visibility
Фотовыставка, достойная восторга и восхищения

В музее Баташёвых-Шепелевых открыта уникальная в своём роде выставка фотографий. Ценность её в том, что она является частью проекта театрального художника, историка моды, писателя и выдающегося коллекционера Александра Васильева.

 

А особенностью экспозиции является то, что составлена она самим владельцем.

 

Признаюсь, крайне сожалею, что не пришла в музей в первые дни вернисажа. Полностью согласна с Александром Васильевым, что героини фотографий прошлого века вызывают «восторг перед подлинной красотой, не нуждающейся в компьютерной редактуре и вмешательстве пластических хирургов», и что мы, зрители, ещё долго будем хранить в душе образы изумительных женщин, их царственную стать, женственность и аристократизм, запечатлённые объективом.

 

Вернувшаяся красотаЭкспозиция разместилась в выставочном зале второго этажа, где ничто постороннее не отвлекает и позволяет погрузиться в мир прекрасного и… грустного. Почему грустного? Потому как навечно ушла эта неземная красота русских женщин. Героини портретов – представители знатных родов России, самые элегантные и изысканные красавицы. Спасавшиеся бегством во время революции и гражданской войны, они проделали путь из Петербурга и Москвы в Киев, Одессу, Ялту, Константинополь. Один из современников очень ёмко выразил восхищение турков, когда те увидели приехавших русских женщин: «Они подумали, что целая стая ангелов спустилась с небес». Думаю, появись они в наше время и не в Турции, а у себя на родине, восторг был бы тот же, если не выше.

 

Галерея портретов божествен-ных женщин… Загадочная Ольга Бакланова, томная и грустная Евгения Леонтович, утончённые княжны Ирина Юсупова и Елена Трубецкая, задумчивая Мария Кузнецова-Бенуа, изящная Тея Бобрикова… Русские красавицы, оказавшись за границей, в изгнании, работали портнихами и белошвейками, манекенщицами. Они открывали русские Дома моды, в названии которых звучали имена их титулованных владельцев, например, известный Дом «ИрФе» княжеской четы Ирины и Феликса Юсуповых. На одной из фотографий – несравненная княжна Юсупова в платье Дома «ИрФе».

 

Самые изысканные наряды самых признанных Домов моды не в силах хотя бы приглушить грусть и печаль в глазах красавиц. «В фотографиях из коллекции Александра Васильева нелёгкий труд и унижения жизни в эмиграции остались вне кадра, и, может быть, не стоит об этом сильно сожалеть… Красота этих женщин, не потускневшая от времени, а будто вновь рождённая в другом мире, ясно говорит нам о счастье их спутников и современников. И уже не так важны имена – знаменитые на всю дореволюционную Россию или ставшие известными лишь благодаря собранию Александра Васильева» – написал искусствовед Сергей Радлов.

 

Отдельно в экспозиции выделен раздел русского балета за границей. И это редкое собрание фотопортретов звёзд балета, чьи выступления приводили публику в неистовый восторг. На протяжении долгих лет своих артистических карьер служители и служительницы Терпсихоры позировали фотографам для афиш, журналов и газет. Среди представленных – редкие фотографии балерин и артистов балета, ставших легендами русской сцены: Анны Павловой, Ирины Бароновой, Татьяны Рябушинской, Вацлава Нежинского, фантастического Михаила Барышникова, молодого и талантливого Рудольфа Нуриева и других. Необычно и то, что они позировали в костюмах, созданных величайшими художниками той эпохи: Александром Бенуа, Львом Бакстом, Михаилом Добужинским, Николаем Рерихом, Натальей Гончаровой, Михаилом Ларионовым.

 

Где и когда ещё придётся увидеть такое блистательное созвездие талантов, столь уникально запечатлённое в работах мастеров останавливать мгновения? По залу можно ходить бесконечно долго, вглядываясь в черты ушедшей эпохи, в складки платьев героинь, их царственную осанку и неподражаемый поворот головы…

 

Выставка предоставлена Государственным музейно-вы-ставочным центром РОСФОТО, за что ему огромное спасибо. А тем, кто ещё не был, желаю поскорее её посмотреть.

 

Выставка «Традиционные игрушки и куклы Японии» поражает своей экзотикой.

 

Созданная при посредничестве двух посольств – Японии и России, она начала «хождение» по нашей стране в 1994 году. В 2011-м коллекция обновилась. Многие предметы предоставила и куратор выставки – председатель правления Екатеринбургского отделения общества «Россия – Япония» Марина Голомидова. Теперь в коллекции: кимоно, деревянные игрушки, плетёные шёлковые шары тэмари, веера.

 

Вернувшаяся красотаКак только вы входите в зал, сразу подпадаете под очарование восточного колорита. Но и он тоже особенен, в свою очередь, своей детской тематикой. В Японии кукла – это не только игрушка, но и оберег, привлекающий добрых духов и отгоняющий злых. Кукла дарума, например, связана с легендой об отшельнике, который провёл в медитации девять лет, и у него отказали руки и ноги. По форме это наша кукла-неваляшка. В новогодние праздники принято дарить даруму, которая является ангелом-хранителем семьи. В Японии есть даже такая поговорка: «Семь раз упасть и восемь раз подняться» – значит быть таким же стойким, как дарума.

 

Из чего только не делают кукол в Стране восходящего солнца! Из картона и тряпочек, из старого кимоно и глины, из ниток. На выставке есть куклы-итимацу, изображающие детей; народные игрушки и куклы-украшения для жилища, куклы на каллиграфических свитках; куклы-самураи и самурайские доспехи! Ребятишек в этом зале трудно оторвать от витрин, до того экзотично и непривычно выглядят все экспонаты. А вот и деревянная фукурума – не что иное как наша любимая матрёшка, состоящая из нескольких вставляющихся друг в друга фигурок.

 

Любители мистики и чудес останавливают взгляд на статуэтке ханива. Их обычно устанавливали на вершинах курганов – могилах воинов. Наиболее древние из них – толстые цилиндры высотой до 60 см с символическими изображениями щитов, шлемов, магическими узорами.

 

Прекрасным дополнением к игрушкам являются веера, палантины с вышитым на них видом на священную гору Фудзияма, панно «Красный платок». Выставка настолько хороша, что кажется, будто ты только что вернулся из сказочной Японии.

 

 

Елена Липатова. Фото Ольги Поповой

 

blog comments powered by Disqus