Виват, Дворец, виват!

visibility
Мы наш, мы новый мир построим... Россыпь выксунских талантов Здесь всегда всем рады Дом, где витает дух культуры... Дворцовых окон негасимый свет С юбилеем, вечно молодой и гостеприимный Дворец!

В городе его по праву называют центром культуры. Здесь проходят все самые важные и значимые мероприятия.

В ДК создан прекрасный творческий коллектив. Сюда приезжают на гастроли известные театры, артисты; на его сцене выступают симфонические оркестры и оркестр народных инструментов, барды и рок-певцы, замечательные самодеятельные артисты. Гости отмечают высокий технический уровень оснащения ДК. Сегодня он уникален во всём: сотрудниками, владеющими разными профессиями, руководителями и участниками кружков и студий, поражающих своими выступлениями, зрителями и жюри различных конкурсов, неповторимостью и разнообразием мероприятий, фестивалей, концертов, которые проходят не только на сцене Дворца; количеством лауреатских мест, что завоёвывают его артисты; работоспособностью и креативностью всего коллектива. Художественный уровень выступлений творческих объединений и солистов Дворца давно уже перерос рамки самодеятельности.

 

Виват, Дворец, виват!Сегодня можно лишь предполагать, почему в непростое послереволюционное время у людей вдруг вспыхнуло такое неудержимое стремление к искусству. То ли желание доказать, что люди нового времени способны создать бодрое, жизнеутверждающее искусство, то ли дремавшие до того времени таланты требовали выхода. Даже в таком маленьком поселении, как Выкса, молодые устремились к лицедейству. Веселить, смешить, радовать, бичевать нерадивых, призывать к ударному труду во имя новой жизни. Люди настроились на преобразования в культуре. Тогда зародилось движение ТРАМ (театры рабочей молодёжи), а в нашем районе – «синеблузников», которые работали совсем как газетчики: за серьёзным материалом – фельетон, за информацией – очерк, смешное чередовалось с серьёзным. Недаром «Синюю блузу» называли живой газетой. Из молодых агитаторов вышли люди одарённые в музыке, пении, театре. Самодеятельное творчество влекло людей в красные уголки предприятий и в сельские клубы, выдвигало талантливых. И как раз на этом неистовом и массовом стремлении и началось строительство Дворца культуры металлургов. Идею подал тогдашний видный профсоюзный деятель Иван Лепсе, с 1921 года возглавивший Всероссийский союз рабочих металлистов. Очевидно, что он же предложил стать автором проекта Дворца московскому архитектору, выксунцу Евгению Вениаминовичу Гуцкову.

И он оправдал доверие земляков. Проект воплотил в себе мечты рабочей Выксы о своём Дворце труда, о счастливой и светлой жизни. Он и построен был в рекордно короткие сроки: ровно за два года. Как вспоминают очевидцы, закладка первого камня и плиты проходила торжественно... 1 мая 1927 года на пустыре собралась почти вся маленькая Выкса. Люди ликовали и радовались так, будто с этого дня они заживут счастливее! В почётном карауле (!) стояли комсомольцы. Один из первых пионеров Анатолий Брюнчугин, нарядно одетый, в красном галстуке, уложил в основание фундамента камень. Оркестр исполнил «Интернационал». Как же близки были сердцам людей слова пролетарского гимна: «Мы наш, мы новый мир построим...» Присутствовали техник-прораб Константин Щеглов и архитектор Евгений Гуцков. Люди держали в руках транспаранты и знамёна.

Стройка шла необычно быстрыми темпами. Она была, действительно, народной. Рыли котлован, возили на тачках строительные материалы. Работали радостно. Строили себе и для себя! Финансирование шло через профсоюз «Металлист», который возглавлял Иван Лепсе. Иван Иванович не дожил до открытия, умер от тяжёлой болезни в апреле 1929 года.

Два года пролетели стремительно. И вот уже торжественный день 1 мая 1929 года. Митинг. Знамёна. «Интернационала». И вот он, миг счастья! Двери открываются и радостная толпа входит во Дворец. Говорят, что люди плакали, когда увидели зеркала и широкие лестницы, колонны и просторный зрительный зал на 700 мест, малый зал, комнаты для кружков, библиотеку с тысячами томов книг, ковровые дорожки…

Своему Дворцу труда рабочие присвоили имя И.И. Лепсе в знак благодарности за помощь и поддержку.

 

Виват, Дворец, виват!И развернулась такая кипучая творческая деятельность, что даже сегодня диву даёшься, откуда у обычных рабочих открылись такие таланты! Любительская театральная студия, основанная И.А. Юниным, перешла в новое помещение Дворца. И уже в 1930 году режиссёр А.С. Панов поставил спектакль «Ревизор» по пьесе Н.В. Гоголя, комедии «Малиновое варенье», «Ворона в павлиньих перьях». Кроме них свои постановки осуществляли даровитые М.Д. Кокорев и М.М. Горбуновский, Н.А. Гундобин, В.Я. Рикман. Но то, что сумел В.В. Варнаков, приехавший в Выксу в 1933 году, достойно восхищения. Считая, что работа на провинциальной сцене особенно почётна и ответственна, он предпочёл Выксунский любительский театр Киевскому драматическому, которому отдал восемь лет. Премьера спектакля «Беспризорники» имела оглушительный успех. Столь же блистательно прошли и другие постановки. Режиссёр не побоялся к дню памяти А. С. Пушкина поставить отрывки из оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского. Какой подбор голосов, какие сложные партии, и как точно сыграны характеры! Этих артистов надо знать и помнить: Г.И. Денисова, С.И. Панов, В.А. Алоев, Т.Г. Шеховцев. В «Мятеже» Фурманова на сцене было задействовано 70 человек! Великим режиссёром называли Варнакова его современники. А он отдал провинциальной сцене, столь любимой им, 22 года.

Продолжая театральную тему, надо отметить, что везло Дворцу металлургов на талантливых людей. Всего семь лет работал здесь Омар Галимович Девишев, но какую славу стяжали артисты! Оперетта И. Кальмана «Сильва», спектакли А. Арбузова «Иркутская история» и другие собирали полные залы поклонников. Поставленный им спектакль по пьесе А. Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын» вошёл в классику народных театров и был восторженно принят критиками. В книге о народных театрах страны, изданной в 1968 году издательством «Искусство», рассказано об этой постановке как об одной из лучших…. Это в его бытность режиссёром коллектив театра ДК получил почётное звание Народного.

Яркий след в истории оставил заслуженный работник культуры Владимир Орлов неординарными постановками спектаклей «Конармия» И. Бабеля, «В день свадьбы» В. Розова. Кстати, именно в нашем городе Александр Герценштейн, тогда ещё студент Щукинского театрального училища, на сцене ДК поставил спектакль по пьесе Э. Рязанова «С лёгким паром!» Он талантливо предугадал её триумфальный успех, воплощённый позднее в фильме самим Эльдаром Рязановым. Он бы ещё немало сделал постановок, если бы не его отъезд в Братск.

Виват, Дворец, виват!Этому культурному заведению мы обязаны тем, что сегодня в городе есть художественная школа. Здесь начала работать изо-студия, в которой азы рисунка, живописи и композиции прошли ставшие потом художниками-профессионалами Борис Едунов, Сергей Волков, Владимир Ардабьевский, Михаил Бритов, Виктор Мясников, Борис Бедин.

Именно здесь сформировалась певческая школа, в которой пели и регенты церковных хоров, и просто обладатели красивых голосов: Евгений Купчинский, Михаил Левушев, Владимир Никольский, Владимир Миловидов. Отсюда шагнул на сцену Большого театра в Москву Валерий Ярославцев, обладатель голоса необычайно красивого тембра.

Именно отсюда берёт начало и музыкальная школа. Неизвестно, как сложились бы обстоятельства, не окажись в госпитале, который размещался во время войны во Дворце, эвакуированный из блокадного Ленинграда пианист Феодосий Ленковский…

 

Виват, Дворец, виват!Дворец культуры в городе является тем местом, куда притягиваются личности нестандартно мыслящие, активные, уверенные, с собственной позицией. Это некий георадостный центр на карте. Из детей вырастают истинные ценители прекрасного, а из взрослых – Мастера. Те, кто приезжает и думает, что это лишь остановка в пути, впоследствии прикипают душой и сердцем к Дворцу, его особенному коллективу, остаются здесь, чтобы воспитывать новое поколение влюблённых в искусство. Из струнного оркестра Михаила Ростовского музыкантами стали Владимир Богатёнков и Александр Быков; Феодосий Ленковский воспитал талантливых пианистов, педагогов Владимира Войтюка и Владимира Лизунова. Приехали в 90-е годы прошлого века с Севера в наш город супруги Елена и Анатолий Гладышевы, прекрасная танцевальная пара, призёры международных конкурсов, одержимые идеей создания студии бальных танцев. «Какие танцы? Люди по талонам продукты питания получают, а вы – танцы…» Но во Дворце думали иначе. Работавший тогда директором Леонид Кичайкин понял, принял, одобрил. И уже с 2000 года в Выксе стали проходить региональные турниры бальных танцев им. Александра Козерадского. А сегодня воспитанники Гладышевых покоряют жюри и зрителей конкурсов от Москвы до Нижнего и… «далее везде». Другая пара – супруги Холодовы – тоже, кстати, прибывшие с Севера, взорвали затишье, царящее в театральной жизни. И 90-е годы стали самыми насыщенными за последнее время. Впечатляет один лишь перечень постановок, не говоря уже о том, сколь талантливо и добротно они были сделаны, с каким вдохновением и радостью играли самодеятельные (!) актёры. На подъёме поставил спектакль по пьесе «Свадьба Кречинского» Александра Сухово-Кобылина режиссёр Сергей Куликов.

Юбилей металлургического завода – 245 лет со дня основания – вызвал к жизни мощные импульсы творчества, почти сумасшедшие идеи и проекты. В цехах и отделах завода проходили смотры художественной самодеятельности. А в самом ДК – великое множество мероприятий: творческие конкурсы «Песня – душа народа», эстрадной песни «Шлягер, шлягер!», «Первоапрельская юморина», «Супербабушка», «Семья металлургов», чествование трудовых династий, музыкальные ринги между творческими коллективами предприятий чёрной металлургии, «Музыка друзьям» и «Созвездие». На российском конкурсе романса лауреатами стали артисты ДК Ольга Фомина, Влад Биткин, Светлана Улапова.

Виват, Дворец, виват!Иногда диву даёшься, насколько разнопланово и разнообразно представлены здесь творческие коллективы! Ансамбль авторской песни «Меридиан», признанный в мире бардов, лауреат Грушинского фестиваля, непревзойдённый в мастерстве и профессионализме. Народные коллективы «Родники», «Старица», «Русская отрада», вокально-инструментальные ансамбли «Спектр», «Апрель». И у каждого из них за годы деятельности появился свой зритель, который радуется возможности услышать и увидеть их в очередной раз, познакомиться с новым репертуаром.

Интересно и то, как быстро идеи сотрудников этого учреждения культуры поддерживаются учреждениями культуры других городов. Из конкурса «Музыка друзьям» вырос региональный фестиваль; вечер русского романса стал конкурсом исполнителей романса работников предприятий чёрной металлургии; конкурс бальных танцев превратился в региональный турнир.

 

Виват, Дворец, виват!Осмелюсь утверждать, что нет в городе никого, кто сказал бы, что он ни разу не был во Дворце металлургов. Все в своё время занимались в кружках: авиамодельном и танцевальном, изостудии и радиокружке, пели в хоре и ансамблях, учились шить у Александры Ивановны Петровой и Нины Дмитриевны Едкиной, играли в спектаклях, любили бывать на концертах столичных знаменитостей. Счастливы были те, кто видел на дворцовской сцене Любовь Орлову и Николая Крючкова, Петра Алейникова и Михаила Михайлова, Клавдию Шульженко и Бориса Штоколова… Не отстаёт от них и нынешнее поколение. Сколько задора и огня в выступлениях трио «Формула любви» и ансамбля «Созвучие», в танцевальных ритмах и восточных костюмах танцовщиц из «Экзотики»! Как чёток шаг юных барабанщиц Оксаны Заболотной! Сколь многочисленны поклонники конкурсов: непредсказуемого – «Две звезды», неувядающего – «Музыка друзьям», оригинального – «Терпсихора»; радует многоголосием академический хор ветеранов. Как и предыдущие поколения, мы тоже радуемся встречам с профессионалами сцены: академическим симфоническим оркестром Нижегородской филармонии под управлением А. Зивы или А. Скульского; блистательным и уникальным оркестром народных инструментов В. Кузнецова; Нижегородским камерным театром. Дорого и то, что вместе с оркестрами выступают на равных и наши солисты-вокалисты. Особый трепет и волнение испытываем мы, когда на сцене наши звёзды – заслуженный работник культуры РФ, талантливый пианист Сергей Петраков, золотой голос Выксы Влад Биткин, лауреат питерского конкурса «Северная Венеция» Светлана Маслихина, уникальный ансамбль под руководством заслуженного работника культуры Юрия Чичеева… Свой неповторимый след в истории Дворца оставили деловой, энергичный, хозяйственный директор Герман Ненин, художественный руководитель Александр Яковлев, директор и солистка Наталья Володина. Талантов, самородков, уникальных личностей было столь много, что одно лишь перечисление их займёт несколько полос газетного текста.

Виват, Дворец, виват!В следующем году исполнится 20 лет, как во Дворец пришла Валентина Зазерская, до того работавшая худруком в ДК им. Ленина. Очень переживала, приживётся ли. Но поддержали тогдашний заместитель ДК Геннадий Родионов и коллега по работе Леонид Кичайкин. Сомнения оказались напрасными: уже через неделю она вела праздничную программу, посвящённую Международному женскому дню. Впоследствии с Леонидом Фёдоровичем у них сложился дуэт ярких ведущих и единомышленников. Валентина фонтанирует идеями, проектами, которые сама же и претворяет в жизнь. Все самые значимые конкурсы и праздники, вечера и фестивали – дело её таланта, вдохновения и упорства. Можно говорить и рассказывать отдельно о каждом коллективе и его руководителе, о том, как побеждают на конкурсах; о том, что соперники явно сникают, когда в числе участников видят представителей Выксы. Недавний тому пример – международный фестиваль «Волга в сердце впадает моё», где вокалисты и ансамбли Дворца металлургов заняли все лауреатские места!

Здесь так сложилось, что каждый на своём месте и чётко выполняет работу. Осветители и звукорежиссёры, работники сцены, художники и дизайнеры, костюмеры и декораторы, кассиры и гардеробщики – от них тоже зависит успех спектакля или концерта и атмосфера в зале. Они чаще бывают на работе, нежели дома. Как сказала директор Наталья Осипова, идеи здесь носятся в воздухе, а исполнителями являются их авторы, потому есть личная заинтересованность в осуществлении. Методист Ольга Фомина – солистка, ведущая мероприятий и режиссёр выступлений юных барабанщиц, автор конкурсов «Железная роза» и «Салют, Победа!», проводимых среди работников завода; заслуженный работник культуры РФ Сергей Петраков – аккомпаниатор академического хора ветеранов и куратор всех проектов, связанных с концертами приезжих оркестров и музыкантов. Ольга Фомичёва занимается эстетическим развитием детей и приглашает для сотрудничества преподавателей из школ. Тамара Елохина работает с ветеранами, проводит торжественные регистрации браков и епархиальные мероприятия.

Техническое оснащение учреждения соответствует современным требованиям и приятно удивляет приезжающих к нам гостей. Специалисты ДК проходят стажировку и курсы повышения в Питере, осведомлены о всех нововведениях. Каждое мероприятие имеет свою концепцию и оформляется от гардероба, нижнего и верхнего фойе до сцены. Так создаётся атмосфера всеобщего праздника.

 

Виват, Дворец, виват!…Помню до сих пор, как спешили мы с подругой Натальей Гаркушей вечерами в изостудию, как теплело у нас на душе, когда видели свет в полуарочных окнах на третьем этаже. И размышляли, какой натюрморт поставит Николай Андреевич Вдовин, о каком художнике расскажет? Вот с тех пор для нас с Натальей дороже этих окон только окна родного дома… Всегда гордилась необычной архитектурой здания, его непохожестью. Гордилась и горжусь, что автор этого уникального здания – наш архитектор. Дворец воспринимаю как Выксунский Нотр-Дам. Необыкновенно красив он в ночи, когда башни подсвечены и таинственно мерцают, когда свет в его окнах так о многом говорит.

 

Елена Липатова.
Фото из архива ДК и Ольги Поповой