Во Дворце культуры им. Лепсе вернулись к «Истокам»

visibility
Так называется областной фестиваль-конкурс народного творчества, который прошёл в Выксе уже во второй раз, собрав коллективы из различных районов Нижегородской области. А зрителей в зале было до обидного мало.

В фестивале приняли участие мастера декоративно-прикладного искусства, вокальные, танцевальные, инструментальные коллективы и отдельные исполнители из Арзамаса, Шатков, Вознесенского, Павлова, Кулебак, Вачи, Навашина, Выксы. Все – истинные любители народной культуры, те, для кого русская песня – не просто красивая мелодия, а танец – не только возможность блеснуть в ярком национальном сарафане. Благодаря руководителям коллективов участники (от детей до взрослых) постигают волшебство русских мелодий, красоту и пластику танца, завораживающую плавность хороводов… 

Фестиваль второй раз звенит на выксунской земле, что делает его уникальным. Где ещё можно увидеть и услышать такое разноцветье и разноголосье? Дети, которые родились в нашей российской глубинке, поют песни своих прабабушек – разве это не чудо? Раве это не достойно того, чтобы прийти в зал и послушать? 

Состязание проходило в нескольких номинациях: фольклорная, народная и стилизованная народная песни, русский и стилизованный танцы, в инструментальном жанре – солисты, ансамбли и оркестры.   

Солисты и участники ансамблей от 8 до 16 лет отличались красотой голосов, продуманностью репертуара, задушевностью. Дети прочувствовали музыкальную составляющую песни и её мелодику. Потому среди них больше тех, кто завоевал Гран-при. Это Захар Суханов (Шатковская детская школа искусств), Алёна Литвинова и Олеся Ушакова из Вознесенского. Отрадой для глаз, бальзамом для души были истинно народные песни в их звучании. 

Среди фольклорных ансамблей Гран-при присуждён ансамблю «ВерескЪ» из Арзамасского музыкального колледжа. Народная песня Оренбургской области и вологодская плясовая исполнены им в лучших традициях. Прекрасно звучали «Ой, да во горнице» (песня Белгородской области) и мордовская «Уряжень», спетые народным вокально-инструментальным ансамблем «Таусень» (лауреат 1 степени). 

Народный колорит и архаику передал ансамбль «Тальяночка»» Вознесенской школы в композициях «Рекрутская» и «Нижегородские частушки» и средний ансамбль народной песни Выксунской детской школы искусств Татьяны Воржеиновой (лауреаты 1 степени).

Елизавета Колоколова (руководитель Татьяна Воржеинова, концертмейстер Александр Петухов, Выксунская ДШИ) исполнила современную народную песню «Ай да я сама героя провожала» о казаке Берёзовской станицы. Солистка сумела передать столь характерную для этого жанра тоску русской души. Наша Елена Стасюкевич, лауреат 1 степени, пела так, что казалось, песню «Птиченька» она выстрадала. 

Особо отличились ребята из Вознесенской школы. Они исполнили на фестивале патриотические песни. Кто-то говорил, что они не совсем народные в традиционном понимании, но… Но разве патриотизм – не основа всех русских песен? 

Спецпризами фестиваля награждены ансамбли «Крутые пацаны» и «Ретро плюс». Жюри достойно оценило и их азарт, и единение, и напор, и звонкие мальчишеские голоса.

Всегда интересно мнение профессионального жюри. Им поделились Оксана Кислова и Александр Дашин. 

Жюри считает, что…

Оксана Кислова, преподаватель кафедры продюсерства и музыкального образования Нижегородского государственного педагогического университета имени Минина: 

– …Мало зрителей в зале. Мало рекламы. Хотелось бы видеть учащихся музыкальной школы, общеобразовательных. 

Очень важно слушать саму народную песню в её истинном звучании, в том, в каком она зарождалась, и как она изменилась. Сейчас появилось много интересных стилизованных произведений. С ребятами в колледже мы тоже берём аутентичные (подлинные, настоящие. – Прим. автора) песни и накладываем на современные ритмы. 

Молодёжи это нравится. Аутентику в её подлинной красоте трудно воспринимать неподготовленному человеку, а стилизованный фольклор – легче. Ансамбль народной музыки «ВерескЪ» работает и в традиционной манере, и в стилизованной. И ребятам нравится не только петь, но и танцевать, составлять вокально-хореографические композиции. Так всегда было на Руси. 

А если ещё и в костюмах из бабушкиных сундуков – восторг! Сегодня я обратила внимание на отдельные аутентичные костюмы ансамблей. Они как раз из бабушкиных сундуков! И песня звучит иначе, в ней оживает душа предков. 

К сожалению, у нас нет фонда народных песен и плясок. Мечтаю об экспедициях на юг Починковского района, собрать там костюмы. Это богатый песенный край… 

Песня – это и история страны. Откуда появились на Нижегородчине казачьи песни? В начале XX века Вторая конная армия Филиппа Миронова была расформирована. Казаки подались в Мордовию и на юг нашей области. Принесли свою культуру. Отсюда у нас красивые мелодии с казачьим колоритом. 

Ценность фестивалей народного творчества в том материале, который привозят коллективы. Песни в их первозданном состоянии. Их нужно доводить до сценического воплощения, потом доносить до зрителей их истинную красоту. Это и есть продолжение традиций.

Желаю вашему фестивалю процветания. Горько, что в области таких фестивалей очень мало. Фольклор усыхает, необходимо дать ему новую жизнь. Новыми аранжировками, фестивалями. Вот почему я сегодня обратила внимание на костюмы. Уверена, что на следующий год на сцену выйдут люди в старинных одеждах, подаренных бабушками, и песни зазвучат тех мест, где они живут. Надо ездить в экспедиции, записывать, расшифровывать песни, издавать сборники – у нас огромный неизученный пласт народной культуры. 

Любите нашу национальную культуру, изучайте и пропагандируйте её. 

Александр Дашин, заместитель директора по развитию Нижегородского муниципального ансамбля «Любава», художественный руководитель детской студии при ансамбле «Любава»: 

– Мы теряем свои богатства. Многие коллективы уходят в стилизацию, а вся красота – в народном танце. Если грамотно выстроить композицию, то можно показать и детям, и взрослым нашу уникальную нижегородскую культуру.

Что имеем сейчас? Отдельные творческие коллективы делают стилизацию грамотно, другие – без соблюдения культурных рамок, и при этом кричат, что это модно. Не надо модно, надо придерживаться эстетических норм, а главное, региональных особенностей танца – в костюме, лексике, музыке, движениях. Сегодня я этого не увидел. Думаю, что фестиваль привлечёт новых, думающих, ищущих людей, и нынешние подтянутся к следующему году, пересмотрят критерии, поработают над репертуаром, музыкой, что-то поменяют в стилистике.

Фестивали такие очень нужны! Их надо проводить чаще, потому что у нас забываются истоки культурные. А это код нации. Но не всё потеряно. Есть энтузиасты и подвижники, которые возрождают утраченное. 

Моё пожелание всем творческим коллективам: цените традиционное народное творчество. 

оркестр.jpg

Р.S. Кстати, о ценности народного творчества. На выставке работ умельцев, которая прошла в рамках фестиваля, свои изделия продемонстрировали ювелиры, художники, мастера росписи по дереву, рукодельницы. И каждая добавляла в традиционные предметы народных промыслов свои элементы, делая их неповторимыми. 

Фото из архива ДК имени Лепсе