В последнее воскресенье октября в России отмечают День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта. В обиходе его уже давно называют Днём автомобилиста или шофёра. Виновниками торжества являются те, кто управляет транспортом: автобусами, грузовиками, фурами, трамваями и троллейбусами, личными автомобилями. Поэтому этот праздник стал поистине народным, и его очень любят, ведь почти в каждой семье есть люди, так или иначе связанные с автомобилем.
В День автомобилиста расскажем о водителях Выксунского пассажирского автотранспортного предприятия, а также о тех, кто трудится в лесной отрасли и подразделении МЧС.
А дорога серою лентою вьётся…
Александр Страхов, водитель Выксунского ПАП, в сентябре успешно выступил на областных соревнованиях профессионального мастерства. Он стал самым молодым участником.
Конкурс проходил в сентябре в Нижнем Новгороде в 28-й раз.
25-летний выксунец впервые участвовал в состязаниях подобного уровня, но, тем не менее, занял четвёртое место, продемонстрировав высокие профессиональные навыки, и по полученным баллам совсем немного не дотянул до третьей ступеньки пьедестала почёта.
Рабочий день – с половины пятого утра
Встретилась с Александром на его рабочем месте – в автобусе ПАЗ. Он и рассказал о сложности водительской профессии, как готовился к конкурсу и о многом другом.
В пассажирском автопредприятии работает всего три года. Окончил металлургический колледж им. А.А. Козерадского. В ПАП получил водительскую категорию «Д». Его наставником на первых порах стал Василий Чураев. Он учил нового сотрудника, передавал ему свой опыт.
Рабочий день начинается рано. «Встаю в три утра, – поделился Александр (он живёт на Дружбе). – В четыре часа на дежурном транспорте отправляюсь в ПАП. Проверяю автобус, наличие горючего, техническое состояние. Первый рейс (чаще всего это маршрут Выкса – Виля) начинается в 5:45. Путёвку отмечаю в 20:00».
На фото: Александр Страхов
К водителям – с пониманием
– Основная трудность нашей работы, – продолжил Александр, – это огромная ответственность за людей, то есть находишься в постоянном напряжении в течение всей смены. Да и пассажиры бывают разные, и, к сожалению, не все понимают, что отмена рейса или поломка транспорта не связана с водителем. Но все нарекания в первую очередь достаются ему, когда он находится за рулём, на оживлённой трассе, где нужно быть предельно внимательным. Но ведь неполадки случаются везде, в том числе и на производственных предприятиях, да и не вся техника у нас новая. Хочется, чтобы пассажиры с пониманием относились к таким ситуациям.
Сел за руль, и волнение исчезло
Участвовать в областном конкурсе мастерства водителей Александру, как и другим его коллегам, предложила директор ПАП Анастасия Артамонова.
– Я, конечно, волновался, – говорит молодой водитель. – Но как только сел за руль, успокоился, почувствовал себя в привычной обстановке. Нужно было пройти заданную дистанцию и выполнить упражнения в кратчайшее время с наименьшим количеством штрафных баллов. На упражнениях по скоростному маневрированию на дистанцию устанавливали семь фигур (габаритный коридор задним ходом, эстафета, подъезд к остановке, «змейка» передним и задним ходом, колея, линия «Стоп»). Всё это нам хорошо знакомо. Александр занял четвёртое место. Вообще, команда Выксунского ПАП выступила очень успешно: Алексей Хохлов признан лучшим водителем автобуса ПАЗ в области, у Дмитрия Грязнова и Дмитрия Васянкина, соответственно, 5 и 6 места. Здорово, что не только в Нижнем есть водители, которые обладают высочайшим уровнем профессионального мастерства – такие работают и в нашем Выксунском ПАП.
Всё ещё впереди
Большую часть времени Александр находится на работе, иногда удаётся выбраться на рыбалку или в лес за грибами. Нравится гулять по преобразившейся Выксе, особенно привлекает парк. О своих впечатлениях об участии в областном конкурсе говорит так: – Думаю, что для меня это не предел. Нужно совершенствоваться и двигаться только вперёд.
Из кондукторов – за руль ЛиАЗа
Оксана Добрынина работает водителем в ПАП второй год. Устроилась сюда кондуктором несколько лет назад. Вообще, как рассказала, сесть за руль мечтала с детства, но не думала, что это желание осуществится здесь, в пассажирском автопредприятии. И помогла это сделать Анастасия Артамонова, в то время начальник отдела эксплуатации ПАП, а сейчас директор. По её совету Оксана обучилась на курсах от предприятия, получила категорию водителя автобуса.
Сейчас работает на пригородных рейсах, возит пассажиров и в Муром. Самое трудное на дороге, по её мнению, – некорректное поведение других водителей. Оксана – самая молодая по стажу из девушек-водителей, но старается, совершенствует навыки, учится у профессионалов, каких в ПАП немало.
На фото: Оксана Добрынина
Кто стал лучшим водителем ПАП
Неделю назад в пассажирском предприятии состоялся конкурс профессио-нального мастерства. В состязаниях участвовали женщины-водители (они соревновались на ЛиАЗах) и восемь мужчин (на ПАЗах). Им предстояли нелёгкие испытания. Это габаритный коридор (его ширина 2,6 м, а автобуса – 2,5 м), где нужно постараться не сбить вертикальные планки; остановка, на которой расстояние от автобуса до бордюра должно быть точно 20 см; выполнить «змейку» задним и передним ходом; во время эстафеты, не останавливая транспорт, снять кольцо с шеста и затем повесить его на другой; проехать колею, не задевая установленные палки, а на финише не пересечь стоп-линию.
Алексей Хохлов, получивший в сентябре звание лучшего водителя области, показательно продемонстрировал прохождение всех этапов конкурса.
И вот старт соревнований. Первыми выступали девушки. Трудно было удержаться от волнения, когда длинный и, казалось, неповоротливый ЛиАЗ под их управлением выполнял заезды задним ходом в узкий «гараж», маневрировал в «змейке» и т.п. Захватывали и соревнования среди мужчин: на юрких ПАЗах они стремительно проходили все этапы дистанции. И, действительно, сложно было понять, кто же это сделал лучше. Вероятно, нелегко было определить лидеров и членам жюри. Учитывалось всё: точность и время выполнения заданий, допущенные недочёты и пр.
Вначале, перед оглашением победителей, отметили дипломами и призами членов команды ПАП, успешно выступившей в Нижнем Новгороде, а затем уже назвали лучших водителей. Среди женщин это Ольга Селезнёва, среди мужчин – Дмитрий Грязнов.
На фото: Ольга Селезнёва
На фото: Дмитрий Грязнов
Сколько маршрутов у автобусов ПАП
Об этом рассказал Михаил Панков, заместитель директора пассажирского предприятия. Как оказалось, 94 водителя обслуживают 11 городских, 12 пригородных, 3 межмуниципальных и 1 межрегиональный маршрут.
У многих нынешних сотрудников ПАП здесь ранее работали родители, родственники – для предприятия характерна преемственность поколений. У директора Анастасии Артамоновой трудились дедушка и бабушка, у водителя Олега Васильева, у бухгалтера Ольги Бариновой и билетного кассира Татьяны Чураевой – родители, много лет на производстве супруги Щеголёнковы.
Отметим, что в конкурсе на звание лучшего водителя ПАП участвовали в основном молодые сотрудники. На предприятии стараются создавать условия для привлечения молодёжи. В частности, ребята, не имеющие соответствующей категории на управление автобусом, могут, обучившись за счёт ПАП, получить её и стать водителем. Существует и определённая система поощрения активных, неравнодушных к своей работе сотрудников. Тем, кто стремится оттачивать своё профессиональное мастерство, квалификационная комиссия повышает классность и разрядность.
В преддверии Дня водителя заместитель директора ПАП искренне поздравил сотрудников предприятия:
– Это праздник для всех тех людей, кто обеспечивает бесперебойную работу автотранспорта – водителей, механиков, диспетчеров, руководителей, всех, кто участвует в организации и обеспечении автоперевозок. Это нелёгкий труд, требующий высокой самоотдачи, мастерства и ответственности. Спасибо за понимание всей значимости нашего дела, за терпение и преданность профессии!
Где скорость в любое время в приоритете
Для Валерия Кручинина, водителя 56 пожарно-спасательной части, входящей в 8 ПСО МЧС, быстрота приезда к месту пожара приоритетна в его специальности, ведь от этого зачастую зависит вопрос спасения людей. Поэтому управляемый им транспорт должен всегда находиться в состоянии полной боевой готовности. Да и по прибытии на территорию ЧС, уточнил Валерий, машину необходимо поставить так, чтобы были различные варианты путей отхода, а у пожарных – возможности для удобной прокладки рукавов.
На фото: Валерий Кручинин
Кроме того, несмотря на запасы воды в транспорте (а это несколько тонн), нужно всегда предусматривать варианты её пополнения – находить гидранты, водоёмы и пр.
Водитель пожарной машины трудится в тесной связке с другими спасателями-пожарными – слаженная командная деятельность помогает решать самые сложные задачи в экстремальных ситуациях.
Всегда ли нужен в лесу навигатор
– Нет, он мне на лесных дорогах не понадобится, – улыбается Игорь Сидоров, водитель лесопожарной станции 1 типа (ЛПС) Выксунского лесхоза. – На первых порах (он работает девятый год) меня с лесными путями знакомила Оксана Орехова, руководитель ЛПС. Она здесь каждую тропку наизусть знает.
Рабочее место Игоря – за рулём «Егеря», автомобиля повышенной проходимости, и пожарной машины. Он доставляет рабочих на лесоучастки, в летний период ездит на тушение пожаров. От его знания лесных путей и умения управлять техникой на ухабистых дорогах во многом зависит скорость прибытия на возгорание, а значит, и оперативность его тушения.
На фото: Игорь Сидоров
В этом году ко Дню работника леса Игорь награждён Благодарственным письмом губернатора области. Впрочем, как и у других сотрудников, находящихся за рулём автомобиля предприятий самых разных ведомств, для него, по сути, День водителя – это ещё одно торжество, помимо отмечаемого непосредственно по месту работы.
С праздником поздравляем и всех тех, кто находится за рулём.
Ни гвоздя вам ни жезла на пути!
Лидия Светлова. Фото автора