Возрождение русской культуры – веление времени или мода?

visibility
«Необходимость, закрытие духовных потребностей – важнейших для существования народа», – так при встрече ответила на этот вопрос наша землячка студентка Российской академии музыки им. Гнесиных Ольга Мерзлякова.

Благодарю заслуженного работника культуры, руководителя образцового народного ансамбля старинной русской песни«Родники» Юрия Васильевича Чичеева, который познакомил меня с ней. Для него самого фольклор не просто направление народной музыки, а материал для исследования, изучения и воплощения в творчестве.

Беседа  с Ольгой Мерзляковой  утвердила во мне однозначный ответ, что возрождение культуры непременно нужно. 

– Добрый день, Ольга! Про Вас мне рассказывал Юрий Чичеев, а теперь пришло время и послушать Вас.

– В 6 лет пришла учиться в нашу музыкальную школу на фольклорное отделение, но через год, к сожалению, его закрыли. Далее с фольклором у меня был перерыв длиной в 7 лет.

У Юрия Васильевича в своё время в «Родниках» пел мой папа. Когда я училась в восьмом классе, увидела объявление о прослушивании в этот ансамбль. Меня взяли, но участниками коллектива были взрослые, поэтому Юрий Васильевич создал юношеский дуэт, в котором пели я и его внучка. 

– Но Вы продолжили учиться в Выксунской музыкальной школе, причём на разных отделениях.

–Училась на фортепианном и театральном, а также на духовом по классу саксофона. Далее решила пойти по музыкальному направлению и поступила в Арзамасский музыкальный колледж на отделение саксофона, поскольку считала, что в моём родном городе мало саксофонистов (на тот момент так оно и было). 

Мой педагог по теории музыки Светлана Николаевна Донцова на своих занятиях отмечала у меня теоретические музыкальные способности и посоветовала получить второе образование на отделении «Теория музыки». Так я и сделала и со второго года обучения совмещала два музыкальных курса. 

Благодаря увлечённости фольклором Светланы Николаевны, её помощи в написании научных работ по этому направлению и в подготовке к различным музыкальным конкурсам, я ещё глубже прониклась любовью к русской народной  музыке. Дипломную работу написала о лирических песнях нашего края по сборнику Юрия Чичеева «Песни Выксунского района». Когда встал вопрос о высшем образовании, я решила связать дальнейшее обучение с фольклором. 

Интервью с Ольгой Мерзляковой

2018 год. «Родники» в парке. Третья справа – Ольга Мерзлякова, в центре с баяном Юрий Чичеев

Интервью с Ольгой Мерзляковой

2022 г., Ставропольский край. На концерте, посвящённом 60-летию возвращения казаков-некрасовцев в Россию. Третья слева – Ольга Мерзлякова

– Успешно сдав экзамены в Академию музыки им. Гнесиных, Вы учитесь на историко-теоретико-композиторском отделении факультета этномузыкологии. Чем оно привлекательно для Вас? 

– Наша кафедра молодая. Здесь совмещается серьёзное научное изучение народной музыкальной культуры и её аутентичное исполнение – в подлинном виде, так, как звучало в наших деревнях и было записано от бабушек (в основном), без современных обработок и аранжировок.

– Очень интересно! Расскажите поподробнее.

– На факультете нас учится пять человек. Наши преподаватели – лучшие представители московской этномузыкологической школы в области структурно-типологического анализа. Нам дают фундаментальное, основательное образование как с научной стороны, так и с исполнительской. 

Мы пишем теоретические работы о народной музыкальной культуре регионов нашей страны, выступаем на всероссийских и международных конференциях, конкурсах. У нас серьёзно занимаются вокальным освоением разных традиций, передачей диалекта, манерой исполнения того или иного региона, хореографических движений. 

Подчас сложно найти грань между подлинным исполнением музыкальных образцов и при этом считаться со зрителями, удерживать их внимание, интерес (в народной традиции не было разделения на исполнителей и на слушателей, кроме некоторых жанров, например колыбельная), но мы стремимся к золотой середине. Сотрудничаем и с лучшими высшими музыкальными заведениями нашей страны – Московской и Петербургской консерваториями, обмениваемся знаниями, опытом, участвуем в совместных мероприятиях.

Интервью с Ольгой Мерзляковой

2023 г. Выступление на IX Всероссийском фестивале-конкурсе традиционного народного танца «Перепляс»

– А в чём специфика обучения на этом факультете?

– Мы каждый год выезжаем в этнографические экспедиции. Я уже побывала в Белгородской области и три раза в Сеченовском районе Нижегородской области. Именно по этому району я сейчас пишу дипломную работу.

– Что Вас там поразило?

– Какое же народное богатство сохранилось в наших деревнях! Нам не хватает экспедиционного времени, чтобы записать весь материал. Этнографическая культура в Сеченовском районе сохранена больше, чем музыкальная, особенно свадебные обряды и обряды календарного цикла. 

Вся информация важна для нас. Многие записанные материалы используются нашим студенческим фольклорно-этнографическим ансамблем. На сцене мы показываем или реконструируем определённый обряд, создаём программу из народных песен и танцев таким образом, как пели и танцевали раньше.

А ещё из событий запомнилась прошлогодняя поездка к казакам-некрасовцам в Ставропольский край. Отмечалось 60-летие возвращения их на родину из Турции. Уникальная встреча! Они ушли в XVIII веке из России (поскольку не приняли никоновских церковных законов и реформ Петра I) в другую страну и смогли сохранить свою самобытность, этническую целостность: диалект, историю, песни и обряды, хореографию, костюм. Как мы можем наблюдать по народам всего мира – когда люди географически обособлены на небольшой территории, то лучше понимают ценность своей культуры и стремятся её сохранить.

– Помните свою первую экспедицию?

– Она была в Белгородскую область, в западную часть Новосокольского района. Там повсеместно сохранились лирические песни. Также нам удалось записать некоторые обряды, народную пляску, частушки, сфотографировать этнографические костюмы. В этой области богатейший материал, но, к сожалению, подчас клубные коллективы берут его из интернета, а не свой, местный. 

Интервью с Ольгой Мерзляковой

2023 г. Экспедиция в нижегородское село Сеченово. Встреча с гармонистом Владимиром Ойкиным

– При таком подходе разве можно возродить народную культуру?

– Вот чем мы и занимаемся. Наша задача – и сохранить, и популяризировать. Необходимо, чтобы русский человек мог понимать то, что он видит в обряде и что слышит в песне. Сейчас, когда слушаешь настоящую народную песню, многие слова непонятны, поскольку она поётся с диалектом определённого региона. Обряды тоже не понимаются, хотя это именно наше, родное, как было у нас, как отмечались наши праздники и события. В народной культуре люди коллективно творили, все участвовали в процессе, а сейчас, в основном, занимают позицию наблюдателя, зрителя. Мы за то, чтобы русский человек знал свою культуру, чувствовал силу своих предков.

– Что для этого нужно делать? 

– Популяризировать. Чаще выступать с концертами народной музыки, с участием фольклорных ансамблей.

– Чем вам запомнились поездки?

– Встречами с людьми. Записываешь их бесценные воспоминания и этнографический материал, уезжаешь и хочешь вернуться вновь. Сеченово находится на границе с Мордовией и Чувашией, но в русских сёлах сохранили свои песни, танцы, костюм. 

– А что дают научные конференции, в которых Вы участвуете?

– Знакомства с единомышленниками. Получаю стимул продолжать дальше заниматься своим делом.

– Вы счастливы своим выбором? 

– Да. Я занимаюсь тем, что люблю. Сейчас ищу пути реализации своих идей и знаний. Ещё один аспект моей деятельности – как донести их до современного цифрового человека, вызвать у него интерес к народной культуре. Моя задача именно в том и состоит – пробудить интерес к своей самобытной, богатейшей, мудрой народной культуре. Если не расскажем мы, то за нас это сделают другие. И не факт, что достоверно.

– Спасибо, Ольга, за то, что возрождаете духовную основу русского народа, его песенную, музыкальную культуру. Успехов Вам! 

Интервью с Ольгой Мерзляковой

Ольга Мерзлякова в народном костюме Жиздринского уезда Калужской области

Фото из архива Ольги Мерзляковой и Юрия Чичеева