Ястребов из «Железной розы»: реальный персонаж или вымысел

account_circle ВР
visibility
Исторические художественные книги для большинства людей являются основным источником, сформировавшим знание о каком-либо событии в прошлом.

Как правило, такие книги созданы писателями, хорошо изучившими исследуемую эпоху, или профессиональными историками. При этом необходимо понимать, что художественное произведение подразумевает и вымысел. И не только диалогов и мыслей героев, но и их действий, происходящих на фоне исторических событий. Часто в произведении известные персонажи сосуществуют наравне с вымышленными, которым даются имена или фамилии людей, живших в то время, но об их участии в описываемом событии неизвестно. 

Одной из главных художественных книг о выксунской истории является роман Николая Ключарёва «Работные люди» (Горький, 1984 г.), с широко известным выксунским брендом «Железная роза», как автор назвал вышедшую в 1966 году первую часть дилогии. Николай Петрович постоянно изучал выксунскую историю, был знаком со многими довоенными краеведами. Итогом его краеведческой работы можно считать публиковавшийся в нескольких номерах «Выксунского рабочего» в 1940 году юбилейный обзорный очерк «Из прошлого Выксы». И если в очерке изложены только исторически зафиксированные события, то в романе использовались устные  пересказы воспоминаний и легенд, иногда привязанных к другому времени. Исходя из своих представлений о том времени и знаний по истории Выксы, автор и создал художественное произведение, интересное не только как роман, но и как краеведческое исследование.

Особенно много в романе упоминается персоналий. И не всегда можно отличить реальных исторических персонажей от вымышленных. Сознательно автор упоминает многих людей, в том числе и неясным образом связанных с Баташевыми, Выксой, как бы приглашая читателя выяснить: кто же эти люди? Часто идёт подводка героев романа к действующим и легендарным лицам истории Выксы. Так, Василий Рощин в романе превращается на каком-то этапе в разбойника, характерного для одной из версий легенды. Другой герой – Павел Герасимович Ястребов – так и просится в реальную жизнь, когда в начале повествования брат Ефим показал ему важность и трудность обеспечения работы воздуходувных мехов для домны. А во второй части романа «Самородки» появляются родной сын Павла, тоже горновой, Василий и приёмный сын Илья Лукин, занятые проблемой подачи воздуха в домну. Их усилия после смерти Павла Герасимовича завершаются заменой обычных мехов более надёжным механическим устройством. В заключительной части романа мы находим механика Василия Павловича Ястребова опечаленным проблемой «как повторить пример Ползунова»: создать «огнедышащую машину» с большей мощностью, чем снимаемой с водоналивного колеса, а также избавиться от зависимости запаса воды в пруду.

Как продолжение романа можно привести слова из очерка «Павел Герасимович Ястребов: тот, кто построил паровую машину» из проекта «Навеки с именем твоим»: «После нескольких неудачных попыток в 1815 году усилиями механика Павла Герасимовича Ястребова, его сына Ивана Павловича и приёмного сына Ильи Ивановича Лукина машина мощностью 12 лошадиных сил для воздуходувки доменного цеха была сделана по качеству лучше «Бердов» («Выксунский рабочий» №31 от 11.08.2017). Это последний краеведческий вариант версии события, фактическая часть которой существует не один десяток лет. А первое упоминание о реальном Ястребове, участвовавшем в изготовление паровой машины, находим у Свиньина: «В 1815 году, после многих неуспешных опытов, построена, наконец, своими механиками (Ильёю Лукиным и мастером Ястребовым) на Выксунском заводе, скудном водою, паровая машина силою в 12 лошадей для приведения в движение доменных мехов» (стр. 32-33). При сравнении этих текстов явно прослеживается лишь дополнение фразы Свиньина именами героев романа неизвестным автором, по памяти изложившим хорошо запомнившееся событие, не проверив, что один из источников – художественное произведение. Иначе не превратился бы Василий Павлович в Ивана Павловича, и не стал бы главным изобретателем выксунской паровой машины Павел Герасимович, хорошо запомнившийся читателям со времён «Железной розы».

Работали ли на Выксунском заводе в описываемое время Лукин и Ястребовы с такими именами? Илья Иванович Лукин (1776-1836) – реальный мастеровой сначала Железницкого, а с 1801 года – Выксунского завода. А вот Ястребовых с такими именами не было. В качестве прототипов героев романа можно предложить кузнеца, а в конце жизни плотника Абрама Даниловича Ястребова (1743-1796) и его сына, в 1795 году доменного работника, Тимофея Абрамовича (1775-1820). И здесь ещё раз о неизвестных устных источниках Николая Петровича Ключарёва. Вряд ли можно придумать, что прототип Василия Ястребова старше на год Ильи Лукина, а Павел Герасимович Ястребов умер за 20 лет до изготовления его сыном паровой машины.

Из вышесказанного становится ясно, что причастными к созданию паровой машины являются Илья Иванович Лукин и, вероятно, Тимофей Абрамович Ястребов, умерший к моменту публикации записок Свиньина. Но не может быть исключено и участие в этом его младших братьев: Матвея (1784-1847) или Ивана (1785-1827) Ястребовых. А до выяснения подробностей этого запутанного дела следует пока оставлять Ястребова в краеведческих и научных публикациях безымянным.

владимир глубоков

Досье «ВР»

Владимир Глубоков

  • Родился в Проволочной в 1950 году. 
  • Семья переехала в Выксу, когда мальчику было три года. 
  • С 1957 по 1967 год учился в школе №8. После её окончания работал слесарем на заводе ДРО. 
  • С 1968 по 1973 гг. учился на приборостроительном факультете Московского станкоинструментального института. 
  • С 1973 по 2011 годы – трудился конструктором на предприятиях Москвы. 
  • С 2011 года –  на пенсии.

Владимир Глубоков. Фото из открытых интернет-источников