Юнги Северного флота

account_circle
visibility
1942 год. Положение Советского Союза в войне крайне тяжёлое. Ленинград в блокаде, немцы рвутся к Сталинграду. Нужны силы, нужны бойцы. Бои идут не только на земле, но и в воздухе,...

1942 год. Положение Советского Союза в войне крайне тяжёлое. Ленинград в блокаде, немцы рвутся к Сталинграду. Нужны силы, нужны бойцы. Бои идут не только на земле, но и в воздухе, и на море. На фронтах – совсем юные мальчишки. Для таких, как они, формируют школы подготовки. Одна из них создаётся на Соловках.
   Презентацию «Юнги соловецкие», посвящённую выксунцам – курсантам этой школы, подготовили сотрудники библиотеки «Отчий край». Материалы о них собирали несколько лет. Александр Чаулин, имя которого носит одна из улиц Выксы, Владимир Порхачёв, Вениамин Куприянов, Александр Кудрявцев. Последний стал гостем встреч, организованных библиотекой в юбилейный год Победы. Его рассказ:


– Я пошёл в школу юнг по собственному желанию и ни разу об этом не пожалел. Замечательна она была тем, что её смело можно было назвать школой жизни. Учили буквально всему. Главное – учили работать. Первые два месяца мастерили столы и скамейки, необходимые для того, чтобы учебный год начался вовремя. Я их сделал двести штук, вот как! Приступили к занятиям точно в срок.
   Учёба. Тренировались на торпедных катерах, тех, что могут развивать скорость до ста километров в час. Одновременно изучали и водолазное дело. Иначе никак: постоянно на моторы наматывались канаты, приходилось нырять, распутывать. А какие были водолазные костюмы! Подушка для воздуха, баллон, специальный патрон, очищающий использованный воздух! И свинцовый пояс в два пуда весом, поскольку воздушная подушка буквально выталкивали из воды.
   Помню своё первое погружение. Порядок был такой: выполняя работу под водой, поддерживали связь с теми, кто наверху. Она осуществлялась через особую систему сигналов. Если всё в порядке, дёргаешь за специальный тросик один раз. Тревога – несколько частых подёргиваний. Я, находясь на глубине, вдруг почувствовал, что остаюсь без кислорода. Засуетился, начал теребить тросик. Меня, как рыбу, выволокли из воды. А оказалось, по неопытности я просто не сумел воспользоваться соответствующей оснасткой. Смех, да и только. Больше таких промахов не было.
   Школа юнг вообще учила собранности, дисциплине, ответственности. Как? В первую очередь, трудом. Мы были заняты практически каждую минуту. За месяцы пребывания на Соловках я приобрёл две специальности – моториста торпедного катера и шофёра. И, конечно, стойкость духа. Ею, кстати, отличались почти все воспитанники школы. Из всего нашего набора только один не смог стать юнгой Северного флота, его списали на большую землю. А набор был немаленьким, 1 200 человек.
   Всего школа за время своей работы выпустила 4 111 юнг. Каждый четвёртый погиб, защищая Родину. «Будьте вечно героями, будьте вечно живыми», – эти слова звучат в память отдавших жизни в Великой Отечественной на ежегодных встречах юнг-ветеранов в Соловках. Александр Фёдорович надеется, что и ему удастся съездить туда, встретиться со своей молодостью, с товарищами, с Соловецкими островами.

Татьяна Снегирева. Фото Ольги Поповой

blog comments powered by Disqus