За окном звенит капель

visibility
А в музее усадебно-промышленного комплекса открылась выставка

Весенний вернисаж вновь собрал в Петровском зале Большого дома Баташёвых любителей и поклонников искусства запечатлевать прекрасные и грустные моменты бытия.

Авторы работ скромно ходили между пришедшими, прислушивались к разговорам, наблюдали за тем, как воспринимается их творчество. Одни картины вызывали интерес и даже споры, у других просто хотелось постоять и помолчать, третьи заставляли задуматься, призывали к размышлениям.

Николай Щёткин, мэтр выксунских живописцев, чьё мастерство уже давно стало неоспоримым, представил этюды, написанные им в пору творческой зрелости. Уверен и точен мазок, безукоризненна композиция, цветовое решение в унисон с природой, и что важно, у них есть своя мелодия. «Осень на Верхнем пруду» задувает пронзительным ветром, по воде бежит звонкая рябь. Ощущение холода таково, что если постоишь возле картины чуть дольше, то точно зазнобит. Но тут же согреешься, бросив взгляд на «Цветущую сурепку»: на ней облитая солнцем дорога, по сторонам которой буйно цветёт лимонно-жёлтым цветом невзрачная сурепка, надоедливый сорняк, по весне отдающий людям всё своё радостное тепло. Живописны и полны запахов и звуков остальные этюды художника. К ним хочется возвращаться вновь и вновь, чтобы напитаться воздухом, солнцем и простым ощущением счастья и умиротворения.

Людмила Щёткина, жена художника и сама превосходный график, живописец, презентовала несколько графических листов и живописную работу «Берёзовая роща». Академический рисунок, тонкий и уверенный штрих, создающий воздушность и прозрачность, говорят о мастерстве автора. Супруги Щёткины умеют удивлять и радовать одновременно. Сегодня так уже не пишут и не рисуют. А жаль, что нет последователей классической и академической манеры.

За окном звенит капельРеализм Валентина Крёкина не фотографичен, скорее, по манере письма он близок к импрессионистам, которые выплёскивали свои чувства буйством света, цвета и мазка. Он строит композицию на контрастах. Освещённый закатным солнцем каменный собор и в тени – угол деревянного дома, хранящего дневное тепло. Или следующий сюжет. Деревенская улица, одна сторона освещена ярким солнцем, а другая – в тени. По улице идёт девочка с кошкой. Такая мирная и пасторальная картинка. В ней столько уюта и доброго семейного счастья, что тоже тянет постоять и послушать тишину и вечер. А может, услышишь и вечерний звон… Всё может быть.

Переходя от картины к картине, видишь знакомые имена, сюжеты, по манере работы узнаёшь мастеров. Алексей Усас продолжает свою мистико-реалистическую тему. «Дом музыканта» выдержан в стилистике прошлых работ и завораживает тайной. Галина Усас поздравила нас с весной акварельными нарциссами, нежными и прозрачными. Анна Фролова рискованно-удачно-талантливо написала белые розы на белом фоне. Татьяна Ганина буйно «прошлась» натюрмортами по временам года, лишь варьируя содержимое плетёной корзинки, в которой располагались то сиреневые сентябринки, то алая рябина с яблоками. До чего же хорошо «Утро на Ризадее» Юрия Гальянова! Картина умиротворения и тишайшей тишины, ожидание и предвкушение счастья. В чём оно, счастье? В чутко прислушивающихся конях на берегу, в застывшей глади речки, в открытой двери баньки, которую придёт и затопит хозяин. Наколет дров, положит в печку, и завьётся дымок над крышей.

За окном звенит капельВиталий Мясников предстал философом в этюдном полотне «После пожара». Жизнь продолжается, говорит он, показывая, как сквозь горельник весной пробивается нежная зелень, как синеет небо в лесном ручье, как сквозят голубые дали. Настоящим открытием стали акварельные работы Александ-ра Кирова. Взявшись за кисть и краски в зрелом возрасте, пройдя школу Крёкина, учась у русских мастеров акварели, он показал, сколь многого можно достичь, если иметь цель.

Музыкальное сопровождение вернисажа подарил зрителям детский ансамбль «Поющие скрипки» под руководством педагога Ольги Пантелеевой. Под звуки музыки цвели цветы и улыбались текстильные красавицы Татьяны Кузяриной, весело сияли декоративные изделия, выполненные в стиле декупаж Ольгой Власкиной и Галиной Дорониной, аппетитно призывали букеты из конфет Надежды Устиновой.

Это уже третья выставка работ местных живописцев и мастеров декоративно-прикладного искусства в доме Баташёвых. Значит, как и в былые времена, местные таланты будут радовать нас своим творчеством. Как сказал директор усадебно-промышленного комплекса Андрей Цыпляев, сотрудничество музея с художниками этим не ограничится. Музей планирует организовать выездной пленэр художников с последующей выставкой. И это станет ещё одной доброй традицией.

 

Елена Липатова. Фото из архива музея