Зал уж полон

visibility
Гастроли театра Российской армии в Выксе Смотрите, кто к нам приехал! От трагедии до комедии – один шаг Послесловие

За четыре гастрольных дня Центральный академический театр Российской армии показал на сцене Дворца культуры металлургов разноплановые спектакли: трагифарс и историю, комедию и мелодраму. На сцене играли народные и заслуженные артисты, молодые и с богатейшим сценическим опытом.

И все четыре вечера зал представлял собой единый организм, настроенный на волну сценического лицедейства, чуткий к слову и действию. Зал, в котором зрители то замирали и почти не дышали, то смеялись и плакали. Как отметили потом артисты, «у вас умный, добрый и всё понимающий зритель».

Когда в ДК шли спектакли, город будто вымирал, редкие прохожие встречались на улицах. Даже машин на дорогах было меньше, они сконцентрировались на стоянке у Дворца.

 

Зал уж полонЕщё за месяц до гастролей афиши и реклама в местных газетах сообщали о предстоящем важнейшем событии в культурной жизни города. Без преувеличения могу сказать, что, встречаясь, знакомые начинали разговоры с вопроса: «Ты идёшь на спектакль?»

И наступили гастрольные дни, полные потрясения и открытий. Но сначала познакомимся с театром.

На четвёртый день пребывания гостей в нашем городе состоялась встреча артистов с представителями местной интеллигенции в музее-усадьбе Баташёвых-Шепелевых. Главный режиссёр ЦАТРА народный артист России, лауреат премии Москвы Борис Морозов рассказал о театре и о том, как случилось, что они оказались в Выксе:

– В апреле нынешнего года я был приглашён на торжественную церемонию вручения Баташёвской премии лучшим работникам предприятия. Это была для меня большая честь, ведь моя первая профессия – инженер-механик по обработке металлов давлением. Более того, в моей трудовой книжке первая запись гласит, что я кузнец четвёртого разряда свободной ковки. Мне было интересно встретиться с металлургами, а когда узнал, что Дворцу культуры, на сцене которого я стою, исполняется в этом году 85 лет, так же как и театру Российской армии, то подумал, что негоже нам пройти мимо этих замечательных дат. Мы обсудили с президентом компании Анатолием Седых этот вопрос, и родилась идея привезти к вам, в город металлургов, наши спектакли. Юбиляр – юбиляру.

Скажу, что в истории мировой сценической культуры театр Российской армии занимает уникальное место. Сцена театра самая крупная в Европе среди драмтеатров. А чтобы вы имели представление – в большом зале 1600 мест. Его история начинается в 30-е годы и назывался он тогда театром Красной армии. Возглавлял его Владимир Месхетели, которому удалось привлечь к художественному руководству театром Юрия Завадского, одного из лучших постановщиков того времени. С тех пор театр Красной (с 1951 года – Советской, с 1993-го – Российской) армии неизменно удивляет своих поклонников театрального искусства высоким уровнем сценических постановок. И буквально с первых дней становления у нас завязалась тесная связь с армией. Первые фронтовые бригады выезжали на передовую и выступали перед бойцами в Великую Отечественную войну. Среди них была молодая Нина Сазонова. Наших артистов встречали в Афганистане и Чечне. Мы были первыми, кто вы-ехал в Чернобыль. Словом, там, где трудно, там и наш театр. Мы поддерживаем дух солдат и во время масштабных учений, выступая со спектаклями военной тематики.

В этом году мы объявили конкурс на лучшую пьесу по теме: «Армия России: война и мир». Тематика обширная – не только Великая Отечественная, но и война 1812 года, и локальные конфликты. В жюри конкурса – и театральные критики, и заслуженные деятели искусств. Пьеса, которую жюри назовёт лучшей, будет поставлена на нашей сцене. Награждение пройдёт 6 ноября, перед спектаклем «Одноклассники». По линии Министерства обороны существуют ещё театры: Тихоокеанского флота во Владивостоке, Северного Балтийского флота – в Кронштадте, Черноморского флота – в Севастополе и Московского военного округа.

В прошлом году мы провели фестиваль военных театров «Золотая маска». Волновались, пойдёт ли зритель? Вы знаете, залы были переполнены! И спектакли шли интересные, и работа актёров – потрясающая. Уникально, что в рамках Министерства обороны (ни в одной стране мира нет такого) существуют театры! И серьёзное внимание уделяется культуре. Я думаю, что это очень правильно, потому что сегодня защита культуры, наших духовных ценностей – одна из главных задач. Воспитание чувства патриотизма, без чего невозможна была бы наша победа в Великой Отечественной. Патриотизм – это ещё и чувство сострадания, когда вижу, что у меня в стране, в Отчизне не всё в порядке. Боль сердечная за родину, за отчий дом… Воспитанием этих чувств мы и занимаемся.

Отмечу, что у нас сложившийся коллектив. Для меня, как режиссёра, важна и такая сторона жизни, как взаимоотношения между представителями поколений, когда в одном спектак-ле заняты, например, Владимир Михайлович Зельдин, которому в феврале следующего года исполняется 100 лет, и молодые актёры. Когда молодёжь во время репетиций и на сцене видит отношение старшего поколения к профессии, к театру, это и есть душевная артистическая эстафета. Для себя поставил задачу и последовательно её выполняю: молодой артист обязательно должен иметь шанс получить серьёзную роль. Есть такая фраза педагога ученику: «В истории мирового театра было всё, кроме вас». Начинающий актёр должен работать над собой, должен стремиться стать личностью. И если он воспитает свой вкус, если душа его будет трудиться день и ночь, то он может стать мастером. И надо торопиться, жизнь-то она вон какая, – дай Бог успеть!

 

День первый

Зал уж полонГастроли начались спектаклем по одной из самых известных пьес XX столетия «Лев зимой» (русская версия «Элинор и её мужчины») американского драматурга Джеймса Голдмена. В афише спектакль обозначен как трагифарс. Но по накалу страстей, бушующих на сцене, по динамичности действия и энергетической напряжённости мизансцен это была трагедия шекспировского масштаба. Ни на минуту нельзя было усомниться в том, что это не игра, нет, то была жизнь! Так сыграть невозможно, только прожить. Только в XII веке, и только в Англии, на родине Шекспира возможны запутанные интриги, распутывать которые не хватило бы жизни. В течение нескольких минут страсти менялись с потрясающей скоростью: любовь и ненависть, злоба и сострадание, гнев и милость. Чувства героев то испепеляли друг друга, что, казалось, и подняться невозможно, то возносили на пьедестал неземной любви.

Действие пьесы основано на реальных исторических событиях. Всего один день из жизни короля Англии Генриха II, его царственной супруги Элинор, их сыновей, молодого короля Франции и его любовницы принцессы Эллис. Завязка пьесы: в замок Шинон в канун Рождества возвращают из изгнания опальную королеву. Король Генрих ставит вопрос о престолонаследнике. И вот тогда раскрывается истинная суть всех претендентов на право быть королём. Кто был любимым сыном, – готов на убийство; кто лелеял мечту о престоле и видел уже себя на нём безоговорочно, – узнав, что он обойдён, от отчаяния впадает в бешенство; третий сначала выжидает, потом тоже готов на самые рискованные поступки. И в центре спектакля – народная артистка СССР, лауреат Государственной премии России Людмила Чурсина. Её царственность гипнотизирует.

Королева Англии в её исполнении полна страсти, ярости и… материнской любви. Она прежде всего мать, желающая силой своей любви объединить родных людей, ставших врагами, сделать их вновь любимыми и любящими. Прилагая к тому невероятные усилия, хитростью, логикой, страстью, где плетя интриги, а где идя напролом и не скрывая истинных целей, она добивается своего. Любовь способна победить самые коварные и страшные замыслы, даже такие, какие затевались девять веков назад. Блистательные молниеносные диалоги Элинор с Генрихом (актёр Сергей Колесников) поражают стремительностью и игрой ума. («И почему Сергей Колесников до сих пор не заслуженный артист?» – поделилась со мной зрительница после спектак-ля. Действительно, почему?)

Спектакль потряс. Нет, скорее ошеломил. Игра актёров привела в состояние шока: неужели так можно играть? Прошёл день после спектакля, когда моя подруга, опомнившись от потрясения, позвонила и сказала: «Будешь писать, скажи так: «Спасибо гениальной Людмиле Чурсиной, низкий поклон гениальному режиссёру-постановщику народному артисту РФ Александру Бурдонскому и всем-всем, кто занят в спектакле, за поистине античный катарсис!» Кто-то из великих сказал фразу: «Увидеть Париж и умереть». Нет, надо сказать так: «Увидеть «Элинор…» и… нет, не умереть, а поехать в Москву, в Москву, на другие спектакли театра!» Хорошо бы увидеть «Игру на клавишах души», Настасью Филипповну (Людмилу Чурсину) в «Идиоте»… И, конечно, было бы чудом увидеть Владимира Михайловича Зельдина в спектакле «Танцы с учителем».

День второй 

Зал уж полонОчевидно, театр решил не снижать накала страстей и потрясать нас каждой постановкой.

«История в двух частях» – так обозначен спектакль по пьесе Владимира Гуркина «Саня, Ваня, с ними Римас». Из средневекового замка Шинон, где бушевали античные страсти, мы перенеслись в нашу страну, во время послевоенное, в глухую уральскую деревушку.

А история не такая уж и простая. В далёкой деревушке живут три сестры, их мужья ушли добровольцами на фронт и пропали без вести. Но неожиданно, через восемь лет, возвращается муж одной из сестёр, Александры… И вот вам вновь шекспировские страсти. Прошли века, а человеческая природа не изменилась. Те же чувства потрясают души героев, они любят и страдают, иронизируют и мучаются, смеются и плачут. И вновь надо отметить, что актёры не играют, а живут; веришь каждому произнесённому шёпотом или выкрикнутому слову, каждому жесту и взгляду. Герои пережили тяготы войны и столкнулись с другими испытаниями, которые им преподнесла жизнь. Спектакль получился жизненным ещё и потому, что автор пьесы, драматург Владимир Гуркин, известный своими пьесами и киносценариями («Любовь и голуби», «Кадриль»), писал её, основываясь на фактах жизни своей семьи. А режиссёр-постановщик Андрей Бадулин талантливо воплотил историю на сцене. Органично входят в ткань действия русские песни и современные.

В главной женской роли – заслуженная артистка России Людмила Татарова-Джигурда. Искренняя до слёз, трогательная до того, что веришь ей как себе; мучающаяся так, что сердце разрывается от сострадания. Спектакль – для всех поколений. Рядом со мной сидели бабушка, мама и дочь, и каждая была тронута и задета за живое. И сколько бы времени ни прошло, на него всегда будет аншлаг. Из зала выксунские зрители выходили со слезами на глазах.

День третий

Зал уж полонИзвестную пьесу Дж. Патрика «Муж для Памелы» режиссёр Ольга Гарибова представила как комедию. Но получилась, скорее, грустная история. Кстати, Ольгу Гарибову как режиссёра пьеса привлекла как раз «искренней, человеческой интонацией». Тема одиночества и доброты, преданности и благородства, веры в то, что, несмотря на то что мир катится в тар-тарары, жизнь удивительная штука. Эту атмосферу доверия и надежды, уверенности в победе добра над злом, и что нет негодяев, есть те, кого когда-то просто недолюбили, создаёт несравненная Алина Покровская, народная артистка России. Она источает свет, обогревает уже одним своим присутствием. Ей веришь безоглядно и навсегда.

День четвёртый

Зал уж полонОн был, пожалуй, самым грустным и драматичным. На то настроил и сам вечер, последний гастрольный, и пьеса современного российского писателя, драматурга и журналиста Юрия Полякова «Одноклассники», талантливо поставленная режиссёром народным артистом России Борисом Морозовым. Самое невероятное в гастролях театра то, что спектакли были сыграны артистами так, будто каждый – последний в их жизни, на таком накале чувств и страстей, что, кажется, лучше и искреннее, напряжённее и проникновеннее уже просто нельзя сыграть! Ан нет, можно, и ещё как можно!

Совершенно безобидное начало. Одноклассники собираются, чтобы отметить день рождения своего друга, а заодно и встретиться, поговорить, «каков я был и что со мною сталось». Однако напряжение нарастает, когда выясняется, что с Ванечкой, героем афганской войны, что-то не так. Его мама, которую играет Алина Покровская, постоянно повторяет, почему именно с её сыном случилась трагедия. Какая – не говорит вслух. Думаешь, что «погиб при исполнении воинского долга». И только когда собираются все, и бомжующий поэт Фёдор, отмытый и приодетый, торжественно произносит: «Герою войны Ивану Костромитину – слава!», и на инвалидной коляске мама вывозит бесчувственное тело – то, что осталось от всеобщего любимца класса, повисает трагическая тишина. Но… как считают некоторые доктора, возможно, что он всё слышит и понимает, но сказать не может.

Зал уж полонИ вот тут-то и наступает драматический момент, который разрастается в трагедию и заканчивается непредсказуемо: потрясённый исповедями своих одноклассников, неожиданными и горячими, инвалид вдруг в самую трагическую минуту драки бывших одноклассников разражается гомерическим хохотом и садится в коляске. От таких исповедей заговорит и мёртвый! Каждый актёр исповедуется так, как можно исповедаться перед смертью. Бомж, олигарх, эмигрант, школьная учительница, священник и королева красоты – каждый выговаривает своё, выстраданное и сокровенное. От этих признаний кровь стынет в жилах, без преувеличения.

Каждый актёр в спектакле покоряет силой чувств, искренностью и правдоподобием. Священник отец Михаил (заслуженный артист России Николай Лазарев) – будто только что из храма вышел; бомж Фёдор (заслуженный артист России Игорь Марченко) – натурален до безобразия; олигарх Черметов (заслуженный артист Татарстана Николай Козак) – правдоподобен до узнаваемости… Школьная учительница Светлана (заслуженная артистка России Наталья Лоскутова) – такая разная и такая характерная в своей боли, страхе, любви и ненависти… Ироничная, любящая, мужественная и не сломленная испытаниями мама ( заслуженная артистка России Алина Покровская) – олицетворение материнской любви и веры.

Как и на всех предыдущих спектаклях, зал аплодировал стоя. Люди испытали потрясение. То потрясение, после которого веришь, что у тебя начнётся новая жизнь, чистая и настоящая.

 

Оно должно быть у каждого настоящего события. Есть оно и у гаст-ролей Центрального академического театра Российской армии в Выксе. На встрече в шепелевском зале Баташёвского дома, в том самом, где 200 лет назад проходили репетиции крепостного театра, а в октябрьские дни нынешнего века собрались выксунские поклонники и любители театра на встречу с артистами ЦАТРА, было решено продолжать дружбу театра и города металлургов.

 

Елена Липатова. Фото с сайта ЦАТРА и Ксении Абдулхаковой