Запоёт школа – запоёт народ!

visibility
Времени пение берёт самую малость, а пользы от этого пения, между прочим, целый вагон. Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита»Соборность или

Времени пение берёт самую малость, а пользы от этого пения, между прочим, целый вагон. Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита»

Соборность или «не формат»?

Хоровое пение было присуще России, наверно, всегда. Люди пели за работой: за весенними посевами и уборкой урожая, шитьём и вязанием, даже за мытьём посуды! Пели за столом, в моменты отдыха и в праздник, на богослужениях и в походе, во время торжеств. Пели хором бурлаки и плотники, студенты и учёные, пели на заводах и фабриках, в университетах и дворцах, в городе и деревне, пели везде.

«Путешественники единодушно рассказывали не только о том, как много, но и как замечательно пели русские. Страна, казалось, была наполнена мелодиями. В России пели, когда ехали на лошадях, гребли на лодках, продавали товары на улицах, работали в поле или просто отдыхали», – пишет Сюзанна Масси, американская журналистка, советник президента США по русской культуре, известная как женщина, которая остановила холодную войну между СССР и Америкой. Действительно, хоровое пение объединяет людей, даёт им душевный подъём и чувство братского согласия. Когда голоса сливаются в унисоне или сложных гармонических аккордах, человек чувствует, что он не одинок, что все люди – братья, что родство со всей Вселенной – не пустые слова.

«В самых пафосных эпизодах развития того или иного народа, нации, всей человеческой культуры в целом на первое место выступает хор «а капелла», – говорит Юрий Евграфов, профессор Московской консерватории. Печаль и горе, радость и надежда, вера и счастье изливаются из человеческой души, находя выход в хоровом пении. Хор может выразить еле слышное эхо переживаний, ликование победы или величие бессмертной души.

Вспомним хотя бы легендарный хор имени Пятницкого. История этого уникального коллектива началась 2 марта 1911 года. В тот день в Москве в Благородном собрании было объявлено два концерта. На большой сцене выступали Фёдор Шаляпин, звёзды МХАТа, а на малой – крестьянский хор, собранный Митрофаном Пятницким из самых певучих голосов разных губерний России. Шаляпин вышел погулять по фойе, зашёл на малую сцену и заслушался... После концерта он пообщался с крестьянами и на следующий день написал статью в газету о новом необыкновенном явлении – хоре Пятницкого. Поддержка великого Шаляпина очень помогла молодому коллективу в его становлении. И он выстоял, не так давно отметив 100-летний юбилей. Его сегодняшний руководитель Александра Пермякова считает:

– Люди пели всегда, со времён первобытно-общинного строя. И если хором петь перестают, значит, что-то неладное происходит в обществе. Если песни замолкают, надо кричать SOS! Надо понимать, что хор – мощное социальное орудие, инструмент воздействия на сознание. Это общность людей, соборность, которую необходимо поддерживать. У нас же в стране, зачастую, народное искусство – не формат. У хоров, даже у такого прославленного, как хор имени Пятницкого, практически нет телеэфиров.

Я живу в Москве рядом со станцией метро «Автозаводская». Там есть бульвар – место сбора студентов. Их собирается человек 100–150, они сваливают свои рюкзаки, сумки в кучу, расчехляют гитары и поют. Всё это происходит буквально в 10 метрах от моего окна, поэтому я всегда в курсе, какие песни любит наша молодёжь. Интересно, как меняется их репертуар. Ещё лет 10 назад они что-то пели на дико искорёженном английском языке. И вдруг два года назад запели: «По полю танки грохотали...», «Любо, братцы, любо...», «Ой, мороз, мороз...», казачьи песни. Это было для меня откровением. И что сразило наповал – на 23 февраля ребята спели гимн России, причём от начала до конца. Если такое происходит, значит, переоценка ценностей в нашем обществе началась.

Вот где настоящий рейтинг! Вот где ясно видно и слышно: мнение телевизионщиков о том, что такое «формат», резко расходится с мнением молодёжи.
Ещё Николай Гоголь справедливо заме­чал, что «под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек». Значит, правомерно говорить о хоровом пении как российской национальной традиции. В её поддержании и развитии исключи­тельно велика роль общеобразовательной школы. На огромные воспитательные, образовательные и эстетиче­ские возможности хорового пения в школе обращали внимание многие выдающиеся деятели отечественной культуры, в том числе Константин Ушинский. Он прямо связывал развитие школ с постановкой хорового пения в них. «Когда запоют в наших школах, – утверж­дал великий педагог, – тогда можно будет сказать, что они пошли вперёд». Ему вторит американский дирижёр Роберт Шоу Лаусон: «Идите в хоры и обретёте гармонию!» Пойдём? Споём?

Хор – серьёзный и глубокий предмет

Детей, не способных к музыке, нет

Хоровое воспитание является частью программы детской музыкальной школы, а потому в хоре пели все и всегда. Выступление его являлось своего рода визитной карточкой коллектива. Ни один концерт, праздник в школе – от первосентябрьского до отчётных и юбилейных – не проходит без торжественно-красивого выступления хора.

Когда ребёнок приходит в первый класс, он как птенец, которого надо и научить игре на инструменте, и петь. Надо поставить голос, дикцию, откорректировать дыхание, научить «пению по руке» и другим тонкостям. Детей, не способных к искусству пения, нет и мы методично, настойчиво воспитываем у них умение петь в ансамбле, развиваем чувство ритма и музыкальную память. Хор – это глубокий и трудный предмет, зато когда слышишь и видишь, как гармонично и слаженно поют твои вчерашние птенцы, то забываешь о трудностях профессии своей и лишь радость в душе: «Какие же вы молодцы!»

В школе у нас два хора: младших и старших классов. И если с малышами одни заботы, то старшие уже придирчиво относятся к репертуару и им надо подобрать такое произведение, чтобы было интересно его исполнять. Кроме технической стороны – пения как такового, мы разбираем классические и народные произведения, учим ориентироваться в жанрах. Ребята должны разбираться в том, что такое кантата и оратория; уметь петь с сопровождением и без него – а капелла…

В обучении есть свои тонкости и свои законы. Развитие музыкального и вокального слуха, чувства ритма и лада, художественного вкуса, пение по нотам и в ансамбле, умение вести за собой и умение вторить – всё это познаётся в хоре. А для преподавателя есть ещё такой нюанс: как не навредить ребёнку и научить его умело пользоваться самым совершенным инструментом – голосом.

Каждый год на областных и зональных конкурсах мы занимаем призовые места. Для детей такие поездки наполнены разными впечатлениями. Они видят, как выступают другие. Учатся у лучших, ошибки запоминают, чтоб не повторять. Роль вокального хорового искусства очень велика в становлении личности, а удел педагога – направить певческие способности в нужное русло. Хорошо, что в общеобразовательных школах работают такие энтузиасты, которые на уроках пения воспитывают музыкальную культуру и развивают духовность у детей. Хорошо, что в нашем городе регулярно проходят певческие конкурсы, состязания хоров. Значит, живы традиции, которые заложили основатели хорового искусства – Юлия Сергеевна Симонова и другие подвижники. Значит, жива душа народа.

Марина Зуева, преподаватель детской музыкальной школы, руководитель хоров

Давным-давно сказано: «Зри в корень...»

В хоровом пении соединяются воедино музыка и слово, что усиливает воздействие его на психику ребёнка и на его художественное развитие, воображение и чуткость.

…Сразу скажу, что наши дети очень любят петь! Знаю это по собственному опыту работы в школе. Когда они переходят в старшие классы, им явно недостаточно уроков пения, и встречаясь со мной, высказывают пожелание, что, мол, хорошо бы попеть…Те же ребята, которые пели в хоре и мы с ними выступали на концертах и прочих театральных площадках, вступив во взрослую жизнь, ведут себя иначе, чем другие. Они контактны, быстрее реализуют себя в профессии и жизни, у них есть опыт коллективного творчества, созидания.

Каждый педагог, который занимается музыкальным образованием, уже пришёл к пониманию того, что назрела необходимость создания системы непрерывного музыкального образования, начиная с дошкольного и до старшего школьного возраста. Сегодня много говорят о здоровье нации, о том, что надо строить больше спортивных площадок и стадионов. Не с того конца начинают и «не зрят в корень», как сказал бы небезызвестный и вечный в своём юморе Козьма Прутков. Здоровье нации – это не медицинская проблема, не спортивно-оздоровительная, а воспитательно-педагогическая. Кстати, об этом вот уже четверть века пишет создатель системы здоровьесозидающих технологий доктор медицинских наук В.Ф. Базарный.

Вот уже несколько лет в подмосковном городе Железнодорожный  работает хоровая школа-студия «Пионерия», руководит которой большой энтузиаст своего дела Георгий Струве. Он-то как раз и стал автором уникальной в своём роде программы развития хорового пения. Я поддерживаю каждую её строку, каждое положение, потому как суть её состоит в спасении нации посредством возрождения хорового пения.

На Руси пели всегда, что являлось показателем здоровья нации. И это было столь же естественно, как жить, вставать на рассвете и слушать пенье жаворонка и соловья. Сегодня в суете буден мы утратили потребность петь. Возможно, это стало одной из причин деградации молодых поколений.

Почему это произошло? Потому что уже с конца 50-х годов в общеобразовательных школах стала уничтожаться экономическая база хорового дела. То же самое происходило и в Домах культуры. Всё держалось на энтузиастах. А затем и сами уроки музыки перешли в разряд дополнительных, вроде бы необязательных предметов. И место высоких образцов народной и классической музыки занял разрушающий психику рок.
Надо понимать, что речь-то идёт не просто о музыке как школьном предмете, а об одной из самых важных составных частей воспитания и  духовного возвышения человека. Георгий Струве справедливо считает, что музыка и литература, музыка и история, музыка и живопись, музыка и природа, музыка и физическая культура – именно в таком тесном соединении можно говорить о всестороннем, комплексном воспитании детей с самого младшего, а затем и школьного возраста. В связи с этим  позволю процитировать: «Пение является мощным средством балансировки нервной системы и психики, становления речи у детей, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания. Именно музыкальное образование на уровне всеобуча – один из основных путей оздоровления народа, возрождения национальной духовности… Для этого и необходима Программа, объединяющая усилия органов управления всех уровней… Программа, подкреп-лённая чётким планом… Такая Программа создана нашим коллективом, включающим в себя известных учёных, практиков-хоровиков, педагогов-новаторов. При её создании  был тщательно проанализирован опыт музыкального образования не только в России, но и за рубежом».

Уроки музыки открывают детям красоту гармонии мира. Мы в нашей школе проводим серию игровых занятий, основанных на радости совместного пения. И дети с восторгом принимают всё, что я им предлагаю: многоголосие, «пение по руке», ансамблевое, а капелла. Они ещё не утеряли память предков, в них жива любовь к напевности, мелодичности, русскому ладу. Но это в младших и средних классах. Потом с переходом в старшие классы связь утрачивается, возобладает подражание иным мелодиям, часто звучащим везде. И всё-таки, пройдя через искусы модных веяний, повзрослев и обзаведясь семьями, вчерашние хористы начинают отделять истинную музыку от поддельной. Те девочки, что пели у меня в школьном ученическом ансамбле, спустя годы пришли в школу, объединились в квартет, стали победителями конкурса «Музыка – друзьям». О чём это говорит? О том, что не убить в душе русского человека тягу к песне. И о том, что программу Георгия Струве надо внедрять быстрее. Хотя в нашем городе, где сохранилась память о тех грандиозных хоровых представлениях на стадионе, живы подвижники хорового искусства. Они преподают музыку в общеобразовательных школах и побеждают на конкурсах.

А в заключение вновь процитирую Георгия Александровича: «Хор – это прообраз идеального общества, основанного на едином устремлении и слаженном дыхании; общества, в котором важно услышать другого, прислушиваться друг к другу; общества, в котором индивидуальность не подавляется, но раскрывается в полной мере». Лучше и точнее не скажешь.

Ольга Воронова, преподаватель музыки школы №8

От «Домисольки» до «Паруса»

Когда-то детские и юношеские хоры звучали почти во всех образовательных учреждениях. Сегодня это стало редкостью, тем не менее хоровое творчество в стенах школы № 9 имеет давние традиции.

У нас созданы вокально-хоровые объединения «Жемчужинки», «Соловушки», «Задоринка», «Музыкальная акварель», «Парус», вызывающие образные ассоциации с поэтической символикой «звукового пространства» русской культуры. Вокальные коллективы объединены в две хоровые студии для младших школьников – это «Домисолька», для средних и старших – «Парус». С ними работают семь педагогов, из которых три – с высшей и четыре – с первой категорией.

Мы с сожалением наблюдаем, что характерное для последнего времени разрушение духовности в нашем обществе крайне негативно сказывается на детях. Не все учащиеся понимают и чувствуют, что такое патриотизм, долг, сострадание; понятие свободы воспринимается многими как свобода от обязанностей и ответственности перед обществом. Одно из решений этой проблемы наши педагоги видят в воспитательном потенциале тщательно отобранного песенного репертуара. Руководители наших объединений подбирают такие песни, которые содержат яркие поэтические образы, перекликающиеся с жизненным опытом детей, где поэтический текст, его образное содержание не абстрактны, а близки и понятны детям.

Другим решением проблемы является работа, направленная на развитие детей с невыявленными ещё музыкальными способностями. Они потом с удовольствием занимаются в вокальных объединениях и через некоторое время успешно участвуют в концертах, прекрасно справляются с трудным и разнообразным репертуаром. Большое воспитательное значение имеют концертные выступления. Они формируют чувство ответственности. Участникам хора не безразлично, как оценят их коллективный труд слушатели, а на конкурсах и фестивалях – авторитетное жюри. Участие в концертных мероприятиях даёт учащимся возможность творческого общения с ровесниками, способствует их включению в жизнь школы, что положительно влияет на самосознание детей, их социализацию. Зная это, руководители вокально-хоровых коллективов принимают участие во всех концертных мероприятиях школы.

Большой воспитательный потенциал детского хорового искусства заложен в ежегодном проведении в школе фестиваля-конкурса патриотической песни. Он проводится в рамках традиционной ежегодной декады искусств. Название выбирают сами ребята: «Если петь нам о Родине», «Священная война».

Подбирается интересная, яркая по своему музыкальному языку и литературному содержанию программа. Кроме того, в классах ежегодно проводятся композиции «Любимые мелодии военных лет», с приглашением ветеранов. Это замечательный подарок для ветеранов Отечественной войны. Но самое главное – дети знакомятся с прекраснейшим песенным материалом того времени. Эти встречи воспитывают любовь к Родине и уважение к её героям-освободителям. Дети видят, как плачут ветераны, слушая песни военных лет, с какой болью рассказывают о боях, походах, потерях боевых друзей, и как гордятся тем, что победили в самой страшной войне. Так обычное выступление хора становится уроком патриотизма.

Ольга Исаченко, учитель музыки школы №9

В деревне «Россиянка» родилась

Запоёт школа – запоёт народ!В каждой деревне, посёлке, селе всегда звучит песня. Русский человек иначе и не живёт. И потому в любом возрасте идёт петь в хор.

Так случилось и с  жителями Новодмитриевки, когда в 1981 году к ним приехал баянист Александр Пяткин. Есть баянист – быть хору. Его участниками стали музыкальный работник детского сада, воспитатели и учителя, работники совхоза. Молодые, красивые, задорные да голосистые, они и репертуар подбирали под стать настроению. Русские народные песни, хороводные, плясовые и протяжные, печальные, грустные. Слушатели полюбили «Я назову тебя зоренькой», «Край берёзовый – край Есенина». Песня «Хлеб – всему голова» скоро стала визитной карточкой хора.

Коллектив начал выступать на областных и зональных конкурсах и фестивалях и вскоре получил звание народного. Выступал в областной программе «Играй, гармонь», о нём была передача на областном телевидении.

В те времена  к творческим коллективам  руководство относилось по-особому. Директор совхоза Анатолий Маркин с пристрастием наблюдал за выступлениями хора и хотел, чтоб смотрелся он ярко. Вот и купил для участниц красные сарафаны и кокошники, а потом и отличный баян для музыканта. «Россиянка» выступала на полевых станах и фермах, на торжествах по случаю Дня работников сельского хозяйства.

Но наступили иные времена и любимый баянист уехал сначала в другой город, потом поселился в Доме милосердия. Хор не распался, а просто прекратил выступления. До поры, до времени. Словно выжидал. Дождался. У коллектива сейчас новый руководитель, Виктор Желанкин, с приходом которого вновь зазвучали песни в Доме культуры. За короткий период коллектив смог полностью восстановить прежний репертуар и разучить новые песни. Тогда только отважились поехать навестить Александра Николаевича. Явились хором. Спели и старое, и новое. Вызвали слёзы у слушателей. Тронули сердце ветерана вниманием, подаренным концертом, тёплым свитером и заботой. На вопрос: «Как поём-то, Александр Николаевич?» ответ был однозначен: «Хорошо, молодцы».

Вот такая история с хором. Поёт народ-то, несмотря ни на что. Кстати, в Доме милосердия Пяткин не сидит без дела. Руководит певческим коллективом «Изумруд». Расставаясь, договорились о сотрудничестве, а если удастся, и «Битву хоров» провести.

Елена Иванова

Президент подписал Закон «Об образовании в РФ», работа над ним шла более трёх лет. А теперь началось общественное обсуждение документов, которые требуется принять в дополнение к закону «Об образовании». Самое время внедрить и программу развития хорового пения. Мы же заинтересованы в возрождении нации и должны наконец-то понять, в чём причина её  всеобщего нездоровья  и демографической катастрофы? Как считают известные российские учёные и доктора, одна из них имеет духовную природу и коренится в разрушении основ многовековой российской культуры. Учёные уже давно установили близость внутренних частот биотоков мозга человека к частотам народной и классической музыки. И напротив, у слушающих рок возникает состояние агрессии и подавленности. Иммунитетом тут может стать только всеохватное музыкальное образование. По мнению музыкантов-педагогов, поддерживающих Программу развития хорового пения Георгия Струве, спасение – в возрождении и развитии российской певческой культуры.

Сегодняшней публикацией призываем обсудить проблему.

blog comments powered by Disqus