Во-первых, обрадую читателей, что альбом поступил в продажу во все книжные магазины города, есть он и в библиотеках.
А во-вторых, в своём эссе расскажу о многих нюансах и тонкостях, которые возникли как у самого автора книги, так и у тех, кто решился выпустить столь серьёзное издание.
Итак, начнём сначала.
Портрет в музее
В нашем Выксунском музее у меня всегда были (и есть) любимые картины и залы. Это автопортрет художника Волкова и картины Коленды. Перед ними замираю. Каждый раз чувства меняются. Наверно, в соответствии с внутренним настроением.
Иван Васильевич Волков, крепостной художник. На картине он стоит, облокотившись о тумбу. За спиной – послегрозовое небо и едва угадывается кромка леса с шапками деревьев. Прошёл дождь. Сейчас выглянет солнце.
Художнику – за 40. Позади – жизнь, испытания, преодоление трудностей. Его облик говорит о том, что он достиг того, к чему стремился. И его уверенная поза, и одежда, и взгляд синих глаз, и наметившаяся седина в некогда густой шевелюре – тому свидетельство.
Но если вглядеться пристальнее, то можно в этом спокойствии уловить грусть. Она – в напряжённо сдвинутых бровях и в глазах. Что-то всё-таки тревожит его. Какое-то предчувствие? Остаётся только догадываться. Стоишь и пытаешься это сделать. Поражает психологизм картины.
Такой неизвестный известный Иван Волков
Краевед и библиограф по образованию Елена Столярова умеет удивлять. Такое качество её характера как влюблённость в то, чем она занимается, позволяет ей делать открытия в своей сфере.
А ещё у неё есть страсть к исследованиям. Пока не докопается до истины, не успокоится.
К Волкову судьба её вела медленно, но верно. Московский институт культуры. Работа в фондах областной научной библиотеки имени Ленина. Большеформатный журнал «Нива» и в нём – иллюстрации художника Ивана Волкова, поразившие её филигранным мастерством и отточенностью рисунка. Работа в Выксунском музее. На втором этаже в зале вдруг – автопортрет того самого крепостного художника (представляю, как у неё захватило дух!).
К 160-летию со дня рождения художника музей готовил специальный вечер, посвящённый ему.
Поручили это дело Елене. Она была счастлива, когда в областной библиотеке ей дали доступ к огромному количеству журналов «Нива». Она просмотрела выпуски за… 12 лет. А это 600 номеров и более 15 тысяч страниц. И в каждом номере – Волков. Графические ребусы, иллюстрации к произведениям Александра Пушкина, Василия Жуковского, Николая Гоголя, к сказкам, и ещё его многочисленные рисунки, каждый – шедевр.
«Нужно, чтобы это сокровище увидели все выксунцы», – решила Елена. Её поддержали сотрудники музея, включив работы художника в экспозицию «Традиции культуры в интерьере веков». И родилась сумасшедшая идея написать о Волкове книгу. Есть идея, есть и её воплощение. Написала. Подобрала иллюстративный материал. Где и кто станет печатать?
Если бы не грант
Однажды Екатерине Карповой, директору дизайн-агентcтва IKSA, довелось услышать лекцию в «Отчем крае» о художнике Волкове. «Было бы интересно оформить это в книгу», – решили тогда все присутствующие. И тут подвернулся его величество случай.
Позвонила Алёна Баикина: «Правительство Нижегородской области опубликовало информацию о гранте на издательские проекты по краеведению. Рискнём?». Рискнули.
Процесс подачи документов был новым, но справились. Проект представили. В комиссии слегка опешили: провинциальное издательство замахнулось на печать художественного альбома?! Но грант дали. Началась работа по изданию.
Раздвигая границы
Жительница Нижнего Новгорода сообщила Елене Столяровой о портрете неизвестной женщины, найденном ею в старом доме. Подписано Волковым. «Каждый день любуюсь и не могу наглядеться», – писала она. Затем женщина выслала фотографию по электронной почте и дала разрешение на публикацию портрета. Теперь он в альбоме.
В 2007 году потомки семьи Лохиных передали в музей рисунок Волкова «Спящий мальчик». История его такова. Иван Лохин был учеником художника Волкова, и тот подарил ему несколько своих работ. Дочь Ивана Павловича, Зоя Ивановна, диктор городского радио, передала в дар музею этот рисунок. Затем представители семьи Лохиных подарили и альбом с рисунками Ивана Павловича. В музее ему посвящена отдельная витрина.
Одна из живописных работ обнаружилась в Нижегородском художественном музее. Она никогда и нигде не выставлялась и находится в запасниках.
Любимая картина директора дизайн-агентcтва IKSA Екатерины Карповой «Вид на Выксу» хранится в частной коллекции в Лондоне. Владельцы согласились на публикацию картины в альбоме и прислали копию отличного качества.
16 работ Волкова оказались в Пушкинском музее и в Третьяковской галерее, в аукционных домах и в частных коллекциях. На 14 получены разрешения на размещение в книге.
Гравюры – дело тонкое
Графические работы Ивана Волкова публиковались в каждом номере «Нивы».
Это были либо иллюстрации к художественным произведениям, либо самостоятельные работы. Способ воспроизведения – гравюра на деревянных досках. И если трудоёмок сам этот процесс, то можно представить, с какими трудностями пришлось столкнуться арт-директору Сергею Наумову при подготовке графических материалов – и при вёрстке, и при их обработке.
Идея взять за основу формат «Нивы» была блестящей. Так читатели века нынешнего смотрят на иллюстрации альбома так, как видели его в XIX веке! Более того, «Нива» определила не только формат книги, но и некоторые стилистические приёмы в подписях. Все гравюры отпечатаны на бежевом фоне – так, как это было в то время. (Журнал печатался на бумаге бежевого оттенка).
Книга получилась уникальная во всех смыслах!
Жемчужина в издательском ожерелье
Альбом «Наследие художника Ивана Волкова (1847 – 1893) – событие в культурной жизни нашего города.
Труд людей, объединённых одной мечтой и одной идеей: представить творчество выксунского художника, ученика великого Алексея Саврасова, показать, насколько богата земля наша талантами.
Низкий поклон всем – автору-составителю, редактору, издателям и консультантам, всем, благодаря кому появилось на свет это чудо.
Яркое и важное событие в культурной жизни города случилось 21 мая. В Eх Libris прошла презентация альбома «Наследие художника Ивана Волкова. 1847 – 1893». Выступили автор-составитель книги Елена Столярова, директор дизайн-агентcтва IKSA Екатерина Карпова (на фото), арт-директор этого агентства Сергей Наумов, директор музея АО «ВМЗ» Наталья Голубева, заведующая библиотекой «Отчий край» Ольга Громова, директор типографии Юлия Комарова. Вела презентацию сотрудник библиотеки «Отчий край» и редактор книги Алёна Баикина.
На встрече присутствовали представители местных СМИ, библиотекари, краеведы, потомки Ивана Лохина, ученика Ивана Волкова, библиотекари и любители живописи. Не все смогли попасть на презентацию из-за действующих ограничений
Фото Лили Фроловой. Иллюстрация из альбома «Наследие художника...»