«Арт-Овраг» примеряет разные роли

visibility
Выксунцы и гости города посещали площадки с объектами современного искусства и принимали участие в активностях.

Цена величия – ответственность

Но взгляд в будущее не всегда оптимистичен. Невозможно говорить о том, что готовит нам завтрашний день, без указания на проблемы.

Эпоха коллективной безответственности миновала. Слова «после нас хоть потоп» уже аукаются современным людям. И вот это все три дня доносили участники экологической секции «Арт-Оврага» до самых маленьких гостей фестиваля. Дети – наше будущее, и именно работая с ними мы формируем его. Каким оно будет – зависит только от ответственности нашего поколения.

Маленькие выксунцы поучаствовали в весёлых экологических играх 15 июня. Сначала они вместе собирали модель завода для переработки мусора. Послушав ведущих, ребята проявили фантазию и попробовали творчески подойти к созданию интерактивного устройства. В работе использовались только экологически чистые материалы. Детям донесли всю важность ответственного отношения к окружающей среде и значимость собственной роли в судьбе планеты.

После того как завод был достроен, гости игровой станции самостоятельно начали сортировать условные отходы, отделяя бытовой мусор от пластика, батареек и стекла. Если приучать к этому с детства, то у человека в зрелом возрасте не возникнет даже вопросов о том, стоит ли раздельно выносить мусор. В Выксе, кстати, есть несколько пунктов, в которых жители города могут отдельно выбрасывать обычные и требующие специального обращения отходы. 

День продолжился мастер-классом для детей по созданию пластиковых цветов. Сначала его посетители поучаствовали в беседе об ответственности. Ведущие рассказали им о том, что перед покупкой любой вещи стоит подумать, так ли она нужна. Если ответ положительный – сразу предусмотреть, что с ней делать в случае поломки.

Детям был показан и другой путь переработки отходов. Они сообща вырезали из пластиковых бутылок цветы и растения причудливой формы. Раскрашивая их, каждый ребёнок придумывал своему шедевру название. В игровой форме до них донесли важность личной ответственности и роль каждого конкретного человека в борьбе с загрязнением планеты. 

Но не переработкой единой жива экология. В названии фестиваля не зря стоит приставка «Арт». В его завершающий день ребята полтора часа готовили перформанс о взаимодействии человека и природы. Они рассказали всем желающим послушать историю о том, как использованный пластиковый стаканчик мечтает стать модным кроссовком и продолжить свой жизненный путь, служа людям.

Мини-спектакль собрал много зрителей. Его пришли посмотреть не только родители юных артистов. Случайные прохожие и гости фестиваля останавливались, чтобы увидеть эту короткую и добрую сказку. Они поддержали детей бурными аплодисментами. После финала для всех желающих была устроена весёлая дискотека с конфетти и музыкой.

Дети очень прозорливы. Поэтому важны не только красивые слова, весёлые игры и наглядные пособия. Значение имеет абсолютно всё. Организаторы понимали это и использовали на своей площадке только экологически чистые материалы. Они легко перерабатываются и могут продолжать служить людям после множества циклов. Около павильона работала торговая точка, где выксунцы и гости города могли приобрести товары, производство которых не навредит природе.

После участия в экологической площадке «Арт-Оврага» многие дети по-новому посмотрели на окружающие их вещи. Нет, их формирование ещё очень далеко от завершения. Как и формирование правильного взгляда на планету и её судьбу. Но начало положено. Семена посеяны. 

И только от нас зависит, взойдут они или нет. От родителей. От близких. От соседей. От всех жителей Выксы.



Музыка – искусство красноречиво мыслить 

Популярные музыкальные стили меняются очень часто. В современном мире одно поколение может стать свидетелем неоднократных поворотов вектора развития сцены в диаметрально противоположных направлениях.

Наша молодёжь сейчас увлекается много чем. В моде эклектика и отсутствие рамок. Но особую популярность среди этого разнообразия снискал рэп. Именно рэперов принимал «Арт-Овраг»-2019 на своих многочисленных площадках. С выступления современных мастеров слова начался фестиваль, им же он и закончился.

Почти на каждом направлении выксунцы встречали Льва Киселёва, известного на хип-хоп сцене под псевдонимом RE-pac. Его имя знакомо всем любителям современного рэпа. 

Лев неоднократно побеждал в баттл-турнирах. Так называют соревнования, в которых мастера речитатива и рифм борются за право называться лучшим. Лев давно снискал себе славу в кругах хип-хоп исполнителей и заслуженно считается одним из самых умелых мастеров слова в стране.

Исполнитель с первого дня фестиваля активно участвовал в музыкальных и культурных перформансах. Он зажигал толпу, буквально из воздуха доставая слова, соответствующие моменту. Поймавшие ритм читки зрители в такт танцевали и качали руками. Льва Киселёва можно было увидеть как на сцене, так и в толпе. Он нёс искусство в народ, распространяя вокруг себя позитив и хорошее настроение.

Основное направление творчества RE-pac’а называется фристайл. Оно считается одним из самых сложных. Корифеи жанра могут без подготовки сочинить текст и исполнить его на публику. Именно этим занимаются Лев и ученики его «Фристайл-мастерской». Ребята подготовили для выксунцев шоу-программу «Король поэтов». В формате рэп-баттла они представили гостям «Арт-Оврага» своё видение культуры Серебряного века.

Каждый участник мастерской фристайла примерил на себя образ одного из известных поэтов того времени. Мастерам слова прошлого воздавали почести современные профессионалы рифмованной речи. В своих выступлениях они использовали реальные факты из жизни поэтов, известные примеры их взаимоотношений и даже целые строчки из произведений.

Гости баттла увидели, что «Король поэтов» – не просто очередное зажигательное шоу. Под маской современного рэпа они обнаружили всю глубину культурного наследия России, повлиявшего на него. Да, жанр пришёл к нам из-за океана. Да, на первый взгляд он выглядит насквозь западным и чуждым национальному сознанию. Но RE-pac со своими учениками сломал эту иллюзорную стену. Формат может быть зарубежным, но душа поэта и посыл, который он вкладывает в свои рифмы – это всё наше. Близкое. Русское.

Искусство принимает разные формы. И напоминать нам о корнях, о прошлом могут не только писатели и художники. Многие гости «Арт-Оврага» узнали в строчках участников «Фристайл-мастерской» стихотворения своих любимых поэтов. Кто-то иначе посмотрел на деятелей Серебряного века. Увидел в них не набор пахнущих нафталином фамилий с уроков литературы, а живых и чувствующих людей. А некоторые открыли для себя новый пласт культуры. С интересными произведениями, актуальными и в наши дни. Лев RE-pac и его ученики ярким метеором вспыхнули на выксунском небосклоне. И даже после того как они покинули наш город, жители долго будут хранить память об открытых, искренних и зажигательных мастерах слова.



Качество пьесы – это качество её идей

Выкса принимала сразу несколько спектаклей. Традиционные представления, авангардизм, эксперименты – любители каждого жанра смогли найти на фестивале что-то для себя. Довольны остались и сторонники классической драматургии, и ценители дымчато-метафоричного современного искусства. «Арт-Овраг» создаётся людьми для людей, и любой из нас найдёт в этом зеркальном лабиринте своё собственное, идеальное отражение.


Лучший способ что-то увидеть – посмотреть в небо 

Стартовал фестиваль с работы драматургической лаборатории Михаила Дурненкова. В только что возведённом Павильоне будущего артисты и драматурги представили выксунцам своё действо. Сперва оно напоминало публичное чтение пьесы. Рассказчик неторопливо двигался по повествованию. Он спокойно раскрывал перед гостями фестиваля своё видение Выксы. Только фигуры участников представления напоминали о том, что перед нами – не просто вечер прозы. Они были одеты в необычные и притягивающие внимание костюмы.

К чтению стали примешиваться сторонние звуки. Погодные явления, отдельные буквы и слоги. Действо стало больше напоминать древнюю языческую мистерию. Присутствующие прониклись глубоким мистицизмом происходящего. Свою роль в этом сыграло использование фаеров и специального дыма. В один момент выксунцы перенеслись из обыденности в яркий мир образов и идей, созданный Михаилом Дурненковым.

Шумящий за пределами Павильона будущего ливень только добавлял атмосферы мистерии. Он не выпускал никого из-под деревянной крыши, отрезая участников от окружающего мира. Повествование отошло от города. Автор переключился на более глобальные проблемы: связь человека и природы, роль памяти в жизни современных людей и участие каждого из нас в сохранении экологии.

Каждый зритель был приглашён принять участие в действе. Многие поднимались по лестнице, мимо шепчущих и издающих загадочные звуки актёров, наверх. К женщине, закутанной в белое полотно. На её спине гости фестиваля могли оставить свой знак. Для этого они использовали специальную синюю краску и собственные руки.

Таким образом, каждый посетитель Павильона будущего тем вечером приобщился к старту фестиваля и театральных постановок в нём. В этом единстве рук и пальцев, рисующих на облаке, отчётливо видна коллективная ответственность человека за природу. И то, что каждый из нас вносит свой собственный вклад в окружающий мир. Небольшой, но видимый. Позитивен он или негативен – решать только вам. Решать не словами, а своими поступками и ценностями.



Сделай шаг – дорога появится сама собой

Именно эти слова первыми приходят на ум при просмотре спектакля «Крылья для клоунов». В нём прекрасно и пронзительно до слёз всё: и актёрская игра, и история труппы. Театру «Пиано» больше 30 лет. Он создан на основе нижегородской школы-интерната для глухих детей. Основным репертуаром с самого начала была выбрана пантомима.

С тех пор прошли годы. Многие воспитанники остались в группе в качестве наставников и кураторов. Теперь новые дети играют новые пьесы. Но суть остаётся прежней. Это доброта, творчество и своё место в мире. Дети учатся играть, выражать эмоции при помощи мимики и жестов. Пантомима – очень сложный жанр даже для взрослых исполнителей.

В спектакле «Крылья для клоунов» могли участвовать все желающие. Он проходил в Павильоне будущего, где нет сцены в привычном её понимании. Зрители буквально окружили артистов. И каждый из них мог давать обратную реакцию труппе. Пластика, ритм и движения участников «Пиано» имели самую разную эмоциональную окраску. В какие-то моменты все смеялись. В другие – некоторые украдкой смахивали выступившие слёзы.

Одно можно сказать наверняка. Равнодушным не ушёл ни один зритель. Именно такие представления и формируют инклюзивную среду шаг за шагом. Люди видят, что их земляки с ограниченными возможностями не только живут полноценной жизнью, но и творят, играют в театре и демонстрируют своё мастерство на крупных фестивалях. 

Позитивный пример как ничто другое служит делу укрепления правильного настроя в современном обществе.



Все боятся каждодневности

Но не всякий готов взять и разбить её, освободить в своей жизни место для чего-то яркого и необычного. Артисты труппы АХЕ – готовы. Они постоянно занимаются этим. На фестиваль современного искусства «Арт-Овраг» труппа привезла свою знаменитую пьесу «Пена дней» по одноимённому роману Бориса Виана.

В этом произведении автор возводит повседневность до абсурда. Через гротескные ситуации он высмеивает пороки своего поколения и проводит читателя через ряд распространённых житейских ситуаций. Их без труда можно узнать даже за декорациями из метафор и аллегорий.

Инженерный театр АХЕ развивает задумку автора и идёт дальше. В постановке абсурдно абсолютно всё, начиная от внешнего шутовского вида главных героев и заканчивая их активностью на сцене, взаимодействием со зрителями. Выксунцы и гости фестиваля стояли к действу так близко, как это возможно. Отказ от традиционного зрительного зала – один из способов стать ближе к людям.

Несмотря на то что многие образы были непонятны даже тем, кто знаком с первоисточником, представление было принято очень тепло. Оно собрало целую толпу на площади Металлургов. Зрители всех возрастов заворожённо смотрели на вакханалию метафор, творящуюся на сцене. Игры с вещами, огнём и пеной. Очень много пены. (То, что Виан использовал как образ, постановщик спектакля буквально вывел перед зрителем.) Её можно назвать полноценным героем повествования, непреодолимой силой, под конец окутывающей всё и всех.

Год театра в Выксе продолжается. «Арт-Овраг» показал нам самое прогрессивное, авангардное и необычное. Хочется верить в то, что искусство и дальше не будет стоять на месте. А режиссёры продолжат находить новые способы доносить до зрителя своё видение современных проблем и способов решения актуальных вопросов.

Фото Николая Снегирева, Анны Васильевой, Ксении Абдулхаковой