Владимир Белов: «А я смотрю, как за окном скользит луна с горбов верблюжьих»

account_circle ВР
visibility
Сегодня мы начинаем новый проект газеты «Выксунский рабочий» и Центральной библиотеки «Ритм рифм». Догадались о чём? Поэзия! Стихи! Красота!

БеловА так как 2019-й является годом 85-летия присвоения статуса города Выксе и 90-летия со дня образования Выксунского района, то мы, как истинные патриоты, решили познакомить вас с местными поэтами. Согласны? А начнём с Владимира Белова. Уверена, что это имя вы не раз встречали на страницах газет и в новостных лентах выксунских сайтов – интервью, новости, презентации, встречи, стихи. 

Владимир Александрович родился 3 октября (как Сергей Есенин) 1951 года в городе Павлово тогда ещё Горьковской области. Окончил физико-математический факультет Горьковского педагогического института и радиотехнический факультет Горьковского политехнического института. Работал учителем, инженером. Сейчас преподаёт физику. Литературной деятельностью начал заниматься в 1970 годах. 

Публиковался в региональной печати и в местных сборниках, в альманахах «Земляки», «Ока литературная», «Русский смех», в журнале «Невский альманах». Член Союза писателей России с 2008 года. Играет на гитаре, синтезаторе, катается на велосипеде, мотоцикле, зимой – на лыжах. А раз на улице зима, то и вот атмосферное стихотворение:

Сугробы – сонные сомы,
Холмы вдали – горбы верблюжьи.
И вьются белые дымы
Из труб печных полуокружьем.

Из-под карнизного венца
Порхнули птицы, снег сбивая,
И всю рябину у крыльца
Стряхнула дружно эта стая.

Смешались гроздья со снежком,
Вокруг ковёр следов пичужьих,
А я смотрю как за окном
Скользит луна с горбов верблюжьих.

...Опять циклоны с побережья.

Являясь примером для пишущей молодёжи города, Владимир Александрович, тем не менее, не всё приемлет в современной поэзии, вступает в спор, конечно же литературный, что лишний раз доказывает: поэзия жива. 

Если уж мы заговорили об отношении Белова к современной поэзии, то нельзя не отметить его ответ на раннее творчество Артура Мальцева (о нём мы вам расскажем в последующих выпусках). Итак, взгляд классического Владимира Белова на экспрессивного Артура Мальцева:

Трансцендентность заката
В многомерности спазма
Дивергенцией чувств
Вдруг пронзила меня,

Как пожар Герострата,
Плавит нервная плазма,
И летит демон ночи,
Сталью крыльев звеня!..

Любой творческий вечер, проводимый объединением «Слово», всегда украшает присутствие и выступление этого автора. А некоторые читатели даже уточняют: «А Белов будет?» 

Да, Владимир Белов – это знак качества. Свои произведения он читает наизусть, артистично, с неповторимой авторской интонацией, одно удовольствие слушать. 

Играя на гитаре, он не ограничивается лишь одним инструментом – у него несколько гитар, у каждой своя история, своё звучание. Он любит слушать джаз и исполнять джазовые композиции. А какой интересный тандем получился у Владимира Белова с Александром Жуковым на концерте в Центральной библиотеке.

Я газет не читаю,
Не смотрю телевизор.
Потихоньку дичаю,
И остался лишь Визбор…

Не так давно выксунцы смогли оценить другой творческий союз: Белов-Зенченко. В их исполнении романсы звучат на встречах ЛИТО «Слово» и литературно-поэтического клуба «Рефрен». Нина Ефимовна Зенченко вспоминает: «Я тогда в Выксе толком никого не знала, мне посоветовали найти Белова – он, мол, на гитаре тебе подыграет. И вот на одной поэтической встрече я говорю мужчине с бородой, как у Карла Маркса: «А вы, случайно, не знаете, где тут Белов?». На что мужчина мне отвечает: «Это я»». Теперь они – дуэт, в котором гармонично переплелись поэзия и музыка.

Владимир Александрович – личность неординарная, многогранная. Он приветлив, улыбчив, доброжелателен. И при всём этом довольно-таки закрытый человек. Быть может, дело в его врождённой интеллигентности? Он будто осознаёт свою уникальность и стесняется её. Кстати, если вы думаете, что физик – только лирик, то ошибаетесь. Владимир Александрович – неоднократный участник Всероссийского фестиваля «Русский смех», получается что, в его архиве имеются и ироничные стихи:

...Ни в одном ещё романе
Не летали на диване!
Чтоб какой-то там топчан
Распугал всех горожан!

Ведь ещё философ Гегель
Пригвоздил к земле всю мебель!
Эх, чудные горожане,
Дело вовсе не в диване.

Что диван: пружины, вата…
У меня душа крылата!
Вот она расправит крылья
И летает без усилья.

Белов любит парк, любит неспешно наслаждаться природой в любое время года. Представьте себе такую картинку: парк, аллея, не торопясь идёт мужчина в плаще и шляпе (ну пусть будет шляпа!), задумчиво смотрит вверх на деревья и незаметно для себя выходит к дому Баташевых:

Здесь тени сосен
Вода полощет
И помнят липы лебедей.
И стук каретный здесь

Помнит площадь
При жёлтом свете фонарей.
Здесь небо выше
И воздух чище,

И мягче краски, глуше речь.
Здесь львы расселись,
Поджав лапищи,
И будут город наш беречь!

Сборники Владимира Белова «Беру я кисть…», «Уходят флейты» ждут вашего прочтения в Центральной библиотеке. 

Людмила Манахова. Фото из архива ЦБС