Однажды заглянул на огонёк Юрий Чичеев. Разговорились, кто и над чем работает.
– Собираю историю выксунской эстрады. Уже есть масса фото. Разговариваю с теми, кто был участником. Очень интересно!
– Поделитесь?
– Конечно!
Через некоторое время Юрий Васильевич позвонил и сказал, что закончил свой эпохальный труд и готов представить его как в фотоформате, так в аудиозаписи.
– В 2002 году я начал систематизировать весь материал, – рассказывает мой собеседник. – Сейчас могу сказать, что готова к изданию «Антология выксунской эстрады и рока 2002». В неё вошли свыше 20 папок и музыкальных файлов. Это 20 часов звучания, около 100 фотографий коллективов и групп разных лет, имена и фамилии их участников. Эта музыка была когда-то на магнитофонных записях, потом переведена в электронный формат. Те, кто слушал её в то время, слушают до сих пор. Думаю, им будет интересно вернуться в пору своей молодости, услышать знакомые мелодии.
В 1947 году в Выксе был свой джаз-бэнд. Сохранилась даже фотография того времени. Её подарил Александр Пантуров, его отец играл в нём.
Оркестр по своему составу был вполне профессиональным: три саксофониста, скрипач, духовые и ударник. Судя по оформлению сцены, костюмам артистов, оркестр серьёзный и музыку играл в послевоенные годы соответствующую.
Живы фронтовики, ещё болят раны и не уснуть ночами, а в памяти песни того времени: «Землянка», «Жди меня» и «Катюша». Мы, к сожалению, не знаем, сколько времени играл оркестр, кто пришёл ему на смену…
Если кто-то располагает такой информацией, пишите и звоните.
А мы перелистываем страницы и обращаемся к 60-м годам.
С чего всё началось?
В 1968-м я приехал в отпуск в родной город. Позади годы учёбы в Саранском музыкальном училище, работа звукорежиссёром на Саранской студии телевидения. И тут – случайная встреча на улице с директором музыкальной школы Юлией Симоновой. Она предложила мне вернуться в Выксу и преподавать в родной «альма-матер» по классу баяна. Рассудив здраво, согласился. С одной стороны, в Саранске интересная работа звукорежиссёра, опыт на эстрадном поприще – занимался с музыкальными коллективами, аккомпанировал хорам. Стажировался на Ленинградской студии ТВ. Участвовал в студийных записях, учился тому, как озвучивать оркестр, и другим премудростям. С другой – родной город, родная школа, всё дорого, знакомо и близко.
Приглашение принял. Начал преподавать, но душа просила иного. И вновь случайно встретил друга, Владимира Марковского, он играл на кларнете в духовом оркестре ДК им. Лепсе. Пригласил. Пришёл. На чём играть? На простую акустическую гитару натянул струны от балалаечного контрабаса, и вот на таком интересном инструменте стал играть в духовом оркестре.
В то время все вечера во Дворцах культуры проходили под духовую музыку. Стал писать аранжировки вальсов, фокстротов. Получалось удачно. Но в феврале оркестр распался. Пришлось переходить в ДК им. Ленина. Там Владимир Тимофеичев, тоже мой давний знакомый, собирал эстрадный коллектив. С инструментами было плоховатенько. Ну да не боги горшки обжигают. Сами собирали колонки, усилители разных мощностей паяли на разных лампах.
У меня опыт по радио-конструированию ещё со времён Саранска, я знал, как усилить звук электрогитары, как рассчитать мощность.
Группа Юрия Конюшкова играла здесь до нас. Володя – на баяне, Толя Волков – на гитаре, Костя Быстров – на трубе. У нас был инструментальный ансамбль. И к лету мы уже работали на танцплощадке в парке. Тогда старая сгорела, и под танцы приспособили теннисный корт, который молодёжь окрестила «зверинцем». Там была небольшая эстрада, на которой мы и располагались.
В Выксе появился свой Ободзинский
К осени наработали хорошую программу. Но главное – у ансамбля появился свой солист. Запел Анатолий Волков! Его сразу отметила молодёжь, и с чьей-то лёгкой руки он стал местным Валерием Ободзинским. Сдержанная манера исполнения, приятный тембр голоса сделали его любимцем публики. И во Дворец потянулась молодёжь.
Я поступил в Горьковскую консерваторию на заочное отделение, что прибавило мне уверенности в себе и в своих силах. Вся аранжировка новых произведений была моей. Молодым нравилось то, что не успела песня прозвучать на радио или ТВ, как эстрадный ансамбль её уже подхватывал и исполнял. Желающих попасть во Дворец было столько, что приходилось закрывать двери, когда там шли танцевальные вечера.
Дворец переживал пору своего расцвета. Директор Мария Орлова была из разряда тех руководителей, кто всегда советуется с коллегами. При ней возник театр оперетты и хор, танцевальным коллективом руководил балетмейстер, наш эстрадный коллектив был серьёзным джаз-бэндом. У нас сложилась духовая группа музыкантов: Борис Есин, Николай Клочков, Володя Морозов – трубачи; электронные инструменты и ударные.
Я писал свои аранжировки для такого смешанного коллектива, который по звучанию, репертуару и костюмам предвосхитил известные джазовые группы. На областном фестивале наш коллектив заслужил звание лауреата и получил высокую профессиональную оценку. Органично вписался и второй солист Владислав Чикинёв, которого мы «подобрали» во время его вольного пения на пруду в лодке.
Ещё одна школа опыта – армия
Пришла пора служить в армии. Направили меня в ансамбль «Сокол» Московского военного округа баянистом. За себя руководителем оркестра оставил Анатолия Волкова, к нему пришли Валерий Шмелёв, Александр Бурдусов, Валерий Манеров, Виктор Рощин. Из виду своих не упускал, помогал усилительной техникой, «примочками» для гитары.
Говорят, что армия – школа жизни. Она таковой была и для меня, плюс профессиональный рост. Работа в «Соколе» обогатила и дала возможность перенести приобретённые навыки в Выксу. Начал со смены ритмического содержания ударных инструментов. Привёз школу игры на гитаре и ударных. Осваивали новые джазовые аккорды.
В коллектив влились новые ребята: Слава Бекетов, Павел Бардин, Владимир Лохин. Сам играл и на бас-гитаре, и на саксофон-теноре. С приходом Сергея Дятлова сложилась молодёжная вокальная группа.
Сколько вкладываешь, столько и получаешь
На 70-е годы пришёлся расцвет эстрадного искусства. Стали появляться, как грибы после дождя, вокально-инструментальные ансамбли. В ДК им Лепсе, куда ушёл Александр Яковлев, образовался свой, в него вошли Виктор Володин, Андрей Супонев, Виктор Баранов, Владимир Лашманов.
В тресте-10 работала группа Александра Лужина, с которой сотрудничали Сергей Бугров, Сергей Моняков, Сергей Снегирев. Был свой ансамбль и в металлургическом техникуме: Валерий Соннов, Геннадий Емельянов, Алексей Трещин, Андрей Садовский. Все эти коллективы выступали в парке на новой танцплощадке, которую построили во время директорства Елизаветы Пальцевой.
Музыкальная жизнь кипела и бурлила, коллективы состязались в репертуаре – чей современнее, в мастерстве солистов, в музыкальном и звуковом оформлении.
Но время не стоит на месте, и после армии я много общался не только с музыкантами-профессионалами, но и с оформителями света. Именно поэтому свето- и цветомузыкальные установки появились впервые именно в ДК им. Ленина. Вечера стали ярче, задорнее, активнее, в них пришёл праздник света и цвета! Солисты пели лучшие песни того времени, которые едва появлялись в эфире. Дворец стал поистине центром культуры в городе.
В 1978 году нас пригласили в ДК им. Лепсе. К тому моменту мы были уже лауреатами всевозможных конкурсов и фестивалей. Начали с оформления танцевального зала. Поставили цветомузыкальный комплекс, 16 четырёхцветных киловатных прожекторов.
И звук выставили. То звучание, те краски звуковой и музыкальной палитры мы перенесли в ДК им. Лепсе. И публика пошла за нами. Шесть лет мы жили во Дворце. Сейчас думаю, как мы выдержали такой плотный график концертов, репетиций, выступлений.
Две репетиции в неделю, а в выходные – концерты! А музыканты-то семейные, работающие. Но настолько увлечены были познанием прекрасного и открытием мира эстрадной музыки людям, что не чувствовали усталости.
Годы 80-е
Елизавета Пальцева пригласила на лето выступать в парке. И три раза в неделю мы играли на танцплощадке. Тогда ещё не было высокого ограждения, только перила, и танцующие с выступающими смотрелись очень красиво в свете прожекторов и цветомузыки. Собиралось огромное количество людей. Мы работали там три летних сезона. Творчески насыщенное и благодатное было время. Тогда же гремели ВИА в тресте-10 и в техникуме. В железнодорожном цехе ВМЗ был свой ВИА, в нём играли Анатолий Костин, Василий Сорокин, Михаил Коробкин, солистом был Владислав Егорченков. Несколько позднее ребята группы Юрия Конюшкова перешли в ресторан, там они играли уже для другой публики.
Необходимо сказать и о созданной в ДК им. Ленина творческой группе Алексея Чудакова, Юрия Левшина, Александра Плетнёва. Техника к тому времени была вполне достойная и стало возможным проводить не только дискотеки, но и увязать их с просвещением публики. Юрий Левшин удивительным образом сочетал музыку, живопись и литературу. Его лекции захватывали молодых необычным материалом. Особенно запомнились его слайдовые путешествия в мир художника Иеронима Босха.
На турбазе «Шайба» ВМТ проходили интересные вечера эстрадной музыки. Их проводили студенты техникума Андрей Вилков, Александр Ерёмин, Валерий Сарычев, Алексей Коробкин.
В бытность директором ЦМР Александр Дёмочкин создал свой ВИА, в котором играли Василий Сорокин, Виктор Рощин, Алексей Трещин.
В административном здании был великолепный актовый зал, в котором ребята и репетировали, и проводили вечера отдыха. У них была своя цветомузыкальная установка, и вечерами собиралось много молодёжи и работников цеха.
Вместо послесловия
Вот и подошло к концу моё повествование. Благодарен всем, кто помогал мне советом и делом в улучшении качества звука и установке света: Алексею Чудакову, Дмитрию Самсонову, Александру Пантурову, Сергею Шилину, Александру Агееву. Эти ребята делились со мной всем, что превращало музыкальное исполнительство в праздник цвета, в яркие музыкальные полотна. Необходимо отдельно сказать о созданной в ДК им. Ленина в 1984 году группе «Дай руку», куда вошли Сергей Дятлов, Руслан Орлов, Алексей Трещин, Анатолий Митрофанов. В ДК им. Лепсе – группа Вячеслава Гришина, Александра Жильцова, Алексея Чесанова. Впоследствии Чесанов и Жильцов создали свои ВИА, которые играли живую музыку. Доброе слово им за наполнение музыкой среды молодёжи.
Фото из архива Юрия Чичеева