Досье «ВР»
- Джон Грин родился 24 августа 1977 года в Индиаполисе. Учился в подготовительной школе Хайленд в Орландо, антураж которой он позже использовал в качестве главного места действия в романе «В поисках Аляски».
- В 2000 году Грин закончил Кеньон-колледж с двойным дипломом по английской литературе и религиоведению.
- Пять месяцев работал помощником капеллана в детской больнице. В Чикаго был помощником редактора в журнале Booklist, писал рецензии на книги для «Нью-Йорк Таймс» и делал оригинальные радио-эссе для общественной радиостанции «Чикаго».
- Известность пришла после выхода бестселлеров для подростков «В поисках Аляски», «Виноваты звёзды», «Бумажные города». Они принесли ему премии Эдгара По и Майкла Л. Принца.
- В 2014 году журнал «Таймс» включил его в список «100 самых влиятельных людей в мире».
Создатель «ботанов-борцов»
Джон Грин, безусловно, яркое литературное явление мирового масштаба. Его называют автором литературы для «молодых взрослых». Особый статус определяется не только его творчеством, но и тем, что Джон Грин стал создателем целой подростковой субкультуры, получившей название «ботаны-борцы» (англ. nerdfighters).
Началось это в 2007 году, когда совместно со своим братом Хэнком Джон Грин запустил серию видеоблогов. Вместе с ним он создал 11 онлайн-серий образовательных программ, включающих в себя всемирную историю, биологию, экологию, химию, психологию и другие дисциплины. Сложно представить другого романиста, чьё творчество столь же погружено в онлайн-жизнь, нежели как у Джона Грина. Как выразился сам автор, он живёт «в 137 из милейших городов Америки».
Его книги задевают за нервы
По поводу книг Джона Грина на читательских форумах в Штатах и России кипят диспуты: «Это гениально!» «Нет, это отвратительно, потому что спекулятивно! – автор выдавливает из читателя слезу», «Автор первый, кто вернул современной литературе классический масштаб страстей!» Неравнодушие читателей является показателем живой книги, которая задела, оставила след.
В произведении «В поисках Аляски» нет традиционных для подростковой литературы вампиров и потусторонних измерений, в нём честно рассказывается о реальном мире, в котором живут современные подростки, о сложных, порой жестоких взаимоотношениях между ними, об их дружбе и вражде, о путях выхода из тёмных тупиков жизни. Кстати, Аляска – это имя девушки.
Герой романа «Многочисленные Катерины» – социальный изгой. Он постепенно учится встраиваться в общество, в котором встречается только с девушками по имени Кэтрин – и девятнадцатая из них становится для него самой главной.
В «Бумажных городах» два подростка мстят тем, кто изгнал их из общества.
«– Привет, Марго, – поздоровался он. – А это что за пацан?
Мне столько же лет, сколько и ей! – хотелось крикнуть мне, но я предоставил право вести переговоры Марго.
– Как дела, Кью? – спросил он.
Знаешь, мы тут катаемся, разбрасываем по всему городу дохлую рыбу, бьём окна, фотографируем голых пацанов, врываемся в деловой небоскрёб в пятнадцать минут четвёртого утра и всё такое.
– Нормально, – ответил я».
Термин «бумажные города» используется в картографии и обозначает вымышленные населённые пункты на карте, созданные для защиты авторских прав. Если придуманное местечко оказывается на другой карте – значит, работу скопировали. Почему так назвали книгу? Марго, одна из главных героев, рассуждала о точках на карте, о том, что и в реальности нас окружают «бумажные», пустые люди, и живём мы в таких же «бумажных» городах. По книге в 2015 году вышел фильм.
Звёзды тут ни при чём
Опыт работы в детском госпитале с маленькими пациентами, страдающими от неизлечимых болезней, вдохновил Джона на написание книги «Виноваты звёзды». Заглавие – это перевёрнутые слова Кассиуса из «Юлия Цезаря»: «Не звёзды, милый Брут, а сами мы виновны». В данном случае подростки тоже ни при чём: виновна жестокая судьба, которая сводит их лишь для того, чтобы оторвать друг от друга.
Это рассказ о 16-летней девушке с онкологическим заболеванием, которая знакомится в группе психологической поддержки со своим ровесником-баскетболистом, пережившим ампутацию. Герои обнаруживают, что из-за болезни стали чужими для своих сверстников – юность превратилась в благородное страдание.
Несмотря на поэтичность, язык данного произведения, смертельная болезнь и сопутствующие ей обстоятельства описаны почти по-медицински точно, без привычного мелодраматизма: «Остеогенная саркома иногда забирает у тебя конечность, чтобы отметить. А потом, если ты ей понравишься, она забирает всё остальное».
Умение говорить с подростками честно и жёстко, без скидок на возраст и без присущего тинейджерам избыточного оптимизма – характерная черта творческого стиля Джона Грина, определяющая его популярность в читательской среде.
Людмила Монахова, библиотекарь Центральной библиотеки.
Фото из открытых интернет-источников