Досье «ВР»
- В 1987 году в алма-атинском журнале «Заря» появилось его первое произведение «Нарушение». А напечатанный немного позднее там же рассказ «За лесом, где подлый враг» принёс первый успех. Его опубликовали в индийском и американском журналах.
- В 1989 году 21-летний парень уже участвовал в международном фестивале писателей-фантастов.
- По его книгам «Ночной дозор», «Дневной дозор» сняты фильмы. Сценарии для них он писал сам.
- С января 2010 года ведёт авторскую колонку в интернет-газете «Взгляд».
- Лауреат премий «Аэлита», «Звёздный мост», «Платиновый Таран», Александра Грина и многократный – премии «Странник».
Российский писатель родился в Казахстане, в городе Каратау, в семье медиков.
В пять лет прочитать «Туманность Андромеды»?
Это непостижимо, но это так
Что-то подвигло его в пять лет снять с книжной полки «Туманность Андромеды» фантаста-философа Ивана Ефремова и прочитать роман. На этом его увлечение фантастикой не закончилось: в семь заинтересовался произведениями братьев Стругацких… Писательство было предопределено с детства.
Но куда пойти молодому человеку из семьи медиков, да ещё окончившему школу с золотой медалью?
В медицинский институт, конечно, откуда он вышел с дипломом врача-терапевта. Затем пошёл в ординатуру, получив специальность психиатра. И даже проработал год в психоневрологическом диспансере. Когда читаешь его произведения, становится понятно, что этот год не прошёл даром – описания психологизма событий, точность медицинских формулировок у автора на высшем уровне.
Самый молодой, который получил старейшую премию
Писать «в стол» Сергей Лукьяненко начал в середине 1980-х, в годы студенчества. Первое сочинение – рассказ под названием «Нарушение» – увидело свет в 1988-м. Он написан в жанре научной фантастики. Благодаря публикациям в «Уральском следопыте», популярном просветительском ежемесячнике о туризме, о начинающем фантасте узнали и в России, и за её пределами. Произведения Сергея Лукьяненко напечатали в индийском журнале для молодёжи, в американских изданиях. Подающего надежды молодого литератора приглашали на фестивали и семинары, где собирались маститые коллеги.
В 1999 году Сергей Васильевич Лукьяненко стал самым молодым писателем, награждённым старейшей премией «Аэлита», которой удостаиваются литераторы за весомый вклад в развитие жанра фантастики. Сам автор выбрал такую характеристику своим сочинениям: «фантастика жёсткого действия или фантастика пути».
Серия «Дозоров» сделала его легендой кинематографа
Судьбоносным в биографии Лукьяненко оказался 1998 год, когда было положено начало серии «Дозоров». После их экранизации в 2000-х Сергей Лукьяненко превращается в легенду. Он сам написал сценарии для «Ночного дозора» и «Дневного дозора», а фильмы, снятые Тимуром Бекмамбетовым, имели оглушительный успех.
«– Разве любовь – это слабость?
– Если любовь в тебе – это сила. А если ты в любви – это слабость.
(«Дневной дозор»)
Начать с «Черновика», закончить «Чистовиком»?
В книге «Черновик» повествуется о мирах (вполне приличных, не марсианских) и о путешествиях в них путём открытия определённой двери на станции-таможне. Главный герой – не эпический «попаданец» со сверхспособностями, а обычный парень Кирилл, пытающийся вернуть себя в обычную жизнь к друзьям, родителям и даже к собаке. Его все забыли – такова плата за вынужденный, навязанный выбор. Вас ждут приключения, схватки, переосмысление ценностей и взаимоотношений – вместе с Кириллом вы откроете все двери. Но миров много, и где же среди них один, истинный, правильный, а где – всего лишь искажённые черновики, подопытные образцы? Кто за всем стоит? И это только начало, так как за «Черновиком» следует «Чистовик».
«Железнодорожный вокзал – место преображений. Мы входим в поезд и перестаём быть собой. Отныне мы обретаем другое прошлое и рассчитываем на другое будущее.
Случайному попутчику мы готовы рассказать всё, что с нами было, а также то, чего с нами никогда не было. Если судить по разговорам в поезде, то в мире нет скучных людей с неинтересными биографиями».
(«Чистовик»)
Вместо трубки выбрал кулинарию
Лукьяненко собирает коллекцию фигурок мышей. Имеет псевдонимы: С. Заров и Я. Скицын.
До 2006 года курил трубку, но нашёл в себе силы расстаться с пагубной привычкой и увлёкся кулинарией. Как и главный герой фантастического романа «Спектр» частный детектив Мартин Дугин, который в перерывах между основными занятиями кулинарничает. В самом же романе приводится рецепт потрясающей рисовой каши, вот выдержка (голодным не читать!):
«… Дав каше настояться ровно двенадцать минут, Мартин открыл крышку. С улыбкой, как на доброго старого знакомого, посмотрел на рассыпчатую, но одновременно плотную кашу. Отсёк от пачки кусочек сливочного масла размером с солдатскую пайку – тридцать граммов. Бросил поверх риса. И аккуратно размешал кашу ложкой – следя за тем, чтобы именно размешивать, но ни в коем случае не растирать, не разминать».
На вопрос «Узнают ли вас? О чём спрашивают?» Сергей Лукьяненко в одном интервью ответил: «Чаще не спрашивают, а просто говорят: «Спасибо, я люблю ваши книги».
Людмила Монахова, библиотекарь Центральной библиотеки.
Фото из открытых интернет-источников