Досье «ВР»
- Евгений Гришковец родился 17 февраля 1967 года. После окончания школы поступил в Кемеровский государственный университет на филологический факультет. Со второго курса был призван на военную службу.
- Служил на Тихоокеанском флоте на острове Русский. В это время активно участвовал в художественной самодеятельности. Занимался в театральной студии и играл в университетском театре пантомимы.
- В 1990 году организовал в Кемерове независимый театр «Ложа». В 1998 году переехал в Калининград. Тогда же представил в Москве на зрительский суд свой первый моноспектакль «Как я съел собаку», за который в 2000 году был удостоен национальной театральной премии «Золотая маска».
- Много гастролировал со своими театральными работами по городам России и Европы. Кроме пьес Гришковец писал книги и записывал музыкальные альбомы.
- В 2006-2007 году вёл на телевидении свою авторскую передачу – «Настроение с Евгением Гришковцом».
- Летом 2012 года участвовал в экспедиции «Русская Арктика» в дальнее Заполярье. Вёл дневник, который впоследствии использовал в книге «Почти рукописная жизнь».
- В мае 2018-го вошёл в шорт-лист литературной премии «Большая книга» с романом «Театр отчаяния. Отчаянный театр».
Театр
В родном Кемерове Евгений Валерьевич основал авторский театр «Ложа», спектакли которого пользовались популярностью не только в России, но и за рубежом. Отличительной чертой Гришковца-режиссёра является его желание увидеть обратную сторону спектакля. Как? Первые 10 минут каждого выступления он не выключает в зрительном зале свет, чтобы подробнее рассмотреть пришедших на спектакль людей.
Пьесы Евгения Гришковца наследуют лучшие традиции русской литературы, в них прослеживаются интонации Антона Чехова, Василия Шукшина, тонкая ирония и монологи Сергея Довлатова. Вообще, монолог – любимый театральный приём Гришковца. Говоришь сам, смотря в глаза зрителю.
Музыка
Ещё одна грань его творчества раскрылась в 2002 году. Он записал альбом совместно с группой «Бигуди», исполняющей электронную музыку. Сам Евгений Валерьевич признался, что не умеет петь, но любит слушать, как поют другие.
«Просто мне кажется, что если мне так нравится эта песня, то эта песня про меня. Это моя песня. Про мою жизнь. Хотя её исполнил человек, который не знает меня и вообще никогда не узнает, что я живу. Но эта песня про меня». В своём желании приобщиться к музыкальному искусству он разработал концепцию вплетения в музыкальную фактуру голоса непоющего человека, который читает текст, где смысловая нагрузка ощутимо выше, чем общепринятые тексты популярных песен. Фактически это небольшие эссе, прочитанные под музыку и организованные в куплетную форму. Не умеешь петь – не пой, а говори!
Гениально, не правда ли?
Кино и проза
Участие в самой известной широкой публике ленте «Азазель» по Акунину вспоминать не любит: «Снимали сериал весело, а фильм получился скверным».
С некоторого времени Гришковец из драматургов перешёл в прозаики. Пишет пьесы, повести, рассказы, эссе, романы…
С 2008 года литератор ведёт собственный блог, который получил название «Одновременно. Дневник Евгения Гришковца». Здесь он выкладывает небольшие заметки и фото из повседневной жизни. Пишет для всех – и для интеллектуалов, которые не гнушаются «лёгким» чтением, и для простых обывателей, видящих в Гришковце человека, который рассказывает им их же ощущения, их истории.
В одном из своих интервью писатель сказал: «Я пишу о жителях больших городов, о тех, чью жизнь знаю». Его произведения отличают единство времени, места и действия.
В чём секрет Гришковца? В его откровенной манере говорить одновременно о простых вещах и вечных ценностях с чувством юмора.
Приходите в Центральную библиотеку на литературное знакомство с Евгением Гришковцом, автором книг «Год жизни», «От жизни к жизни», «Реки», «Следы на мне», «Письма к Андрею».
Людмила Монахова, библиотекарь Центральной библиотеки.
Фото из открытых интернет-источников