Театральная неделя. День второй

visibility
Вечером 19 марта на площади перед ДК им. Лепсе припарковаться было негде. Это хороший знак. В кассу – очередь, в гардероб – тоже. Прекрасно, значит, зрители будут.

На интерактивную шоу-программу «Сквозь сон», которую показывала студия аниматоров «Happy Holiday» собралось почти двести человек.

Это особый театр: почти нет слов, только движение, пантомима, фокусы. Этакий перфоманс.

Сказать, что действие захватило зал с первых секунд, значит ничего не сказать… Представьте сами: темнота, музыка, на сцене человек в белом одеянии, лица не видно – оно тоже в белой сетке. И вдруг в такт мелодии появляются десятки птиц или звёзд, или вырастает лестница, уходящая в небо, а потом – могильные кресты и мороз пробегает по коже. Понятно, что зритель сидел, затаив дыхание. Не хотелось пропустить ни секундочки волшебства.


В какой-то момент в музыке стала появляться хрипотца и непонятные «взрывчики». Этот технический скрежет усилился до такой степени, что дети даже затыкали уши – так громко всё ревело из колонок. Мгновение, и в зале наступила полная тишина. Видимо звукооператоры выключили технику. Думаете, юные актёры растерялись? Не тут-то было! Они продолжили действие, как ни в чём ни бывало, даже глазом не моргнув. А ведь их движения должны быть не только синхронными, но и чётко попадать в ритм музыки. Не растерялись и зрители, стали отхлопывать ритм до тех пор, пока вновь не зазвучала музыка. Вот такое единство актёров и зрителей не может ни радовать!


Сказать честно, я довольно часто бываю на мероприятиях Дворца, но такого технического сбоя не видела ни разу. Потом уже после представления, в кулуарах шутили: техникам пришлось совершить «подвиг связиста». За короткое время, практически в полной темноте, нужно было найти какой проводок коротит и восстановить линию, чуть ли не зубами соединив разрыв.

Оказалось, что Ольга Прошина, режиссёр студии аниматоров в этот день была ещё и именинницей. Поэтому в финале представления её не только благодарили за удовольствие от поставленного ею спектакля, но и поздравляли с днём рождения. На фото видно, сколько людей столпилось, чтобы вручить ей цветы. «Я люблю вас, зрители!» – громко призналась со сцены Ольга. – «Не удивляйтесь, что я это почти кричу. Я детям своим своим на репетициях тоже объясняю: кричу, значит люблю! А репетируем мы много и упорно, чтобы потом показывать вам такой результат нашей работы».


Зрители расходились в восторженном настроении, оживлённо обсуждая увиденное. Особенно радовались те, кому удалось попасть на сцену или поиграть в огромные надувные мячи, ведь спектакль был интерактивным, и актёры ни раз вовлекали в действие и зрителя.

Сюрприз второго дня удался на все сто процентов, и оказалось, что он был не единственным! Не прошло и получаса, как в фойе второго этажа начался ещё один спектакль. Нижегородский частный театр «Камер-юнкер» показывал постановку «Спасти камер-юнкера Пушкина». Его нам привезла компания ОМК. От всей души спасибо им огромное! Получился шикарный подарок для выксунских театралов.


Камерный театр – особенный. Зритель находится в такой непосредственной близости к актёру, что игра обязательно должна точной и тонкой. Иначе ничего не получится. Именно так исполняли свои многочисленные роли четыре молодых актёра театра «Камер-юнкер». Какая это была невероятная сыгранность, фантастические импровизации, филигранное ведение образов. Зрители (а нас было почти сто человек) смеялись до колик. И что удивительно, Михаил Хейфиц, автор пьесы, не обозначил её как комедию. Он написал историю одного несостоявшегося подвига. А нам было так весело, потому что актёры нашли удивительные краски и приспособления, чтобы погрузить нас в эту историю.


Спектакль может показаться эксцентричным, но он – скорее всего философский. Если бы удалось спасти Пушкина, наша жизнь пошла бы по-другому? Вот в чём вопрос. Рассуждает корреспондент «ВР» Елена Липатова:

Театральная неделя-2019. Интерактивная шоу-программа «Сквозь сон», Елена Липатова (Выкса, 2019 г.)– …По сюжету, ребёнок Миша Питунин невзлюбил Пушкина с детского сада. И его почему-то за это наказывали и ставили в угол, лишали игры в машинку. «Как? Ты не любишь Пушкина?» – эта фраза и в детском саду, и в школе для мальчишки была как клеймо. А с другой стороны: почему он должен его любить? Пушкин не мама и не женщина, он – поэт. Он светило русской поэзии. Национальная гордость. И дело тут не в мальчике, а во взрослых воспиталках и училках. Актёр Иван Пилявский смешно, даже саркастически изобразил «хромую» сущность таких  горе-педагогов. (В его исполнении они всегда прихрамывают.) Почему они есть? Это уже вопросы к системе образования, почему некоторые дети не любят Пушкина. Значит, так преподавали.

Но жизнь расставляет свои акценты. Как бы Питунин не любил Пушкина, он постоянно незримо был с ним. Он готов был «убить» его за стихи и сказки, которые надо было учить. Он проклинал его. И в то же время без Пушкина – никуда! Признание в любви девушке – стихи поэта. Суровая армия – стихи. Десятидневный карцер – мысли о Пушкине. Почему поэт, такой суеверный (гадалка напророчила ему именно такую смерть), не отказался от дуэли с белым человеком на белом коне. Почему, когда он ехал на дуэль, ему не встретился никто, кто хотя бы спросил, куда он едет, чтобы отговорить от безрассудного шага? Почему пуля, выпущенная в Дантеса, попала в пуговицу и лишь рикошетом задела руку? А если бы пуговицу пришили на сантиметр выше или ниже? Пушкин тогда был бы жив? Только оказавшись наедине с собой, и продолжая рассуждать о поэте, он понимает, как страдал тот от интриг, подлостей света, и почему он принял вызов.

Герою пьесы захотелось заслонить его собой от пули и погибнуть вместо него. А что? Умереть за Пушкина, спасти Пушкина! Зачем жить, когда у тебя нет цели, и впереди всё пусто? И он читает его стихотворение… Как прощание и как прощение. Умирает. Не на дуэли, а от бывших друзей, променявших совесть и любовь на деньги (как это было в лихие 90-е и продолжается, порой, до сих пор). Умирает со стихами Пушкина в руках.


Театральная неделя-2019. Постановка «Спасти камер-юнкера Пушкина» (Выкса, 2019 г.)После спектакля организовали встречу зрителей с актёрами. Они отвечали на вопросы, а мы слушали. Потрясение от увиденного и пережитого побуждало не говорить, а только слушать, и актёры охотно рассказали о театре, о том, как восторженно принимает спектакль молодёжная аудитория, о том, что он получил диплом «Творческая удача» на региональном фестивале, и как трепетно относится к тексту пьесы режиссёр Елена Борисовна Фирстова.

А мы с Еленой Ивановной для себя твёрдо решили: надо ехать в Нижний. Надо обязательно посмотреть остальные спектакли этого театра. Потому что они НАСТОЯЩИЕ!

Сегодня режиссёр Мария Федотова (Народный театр «Дилижанс», г. Кулебаки) представит моноспектакль «Три жизни Айседоры». Начало в 18.00. Что будет завтра, смотрите в нашей афише.

Театральная неделя-2019. Постановка «Спасти камер-юнкера Пушкина» (Выкса, 2019 г.)

Фото автора