Художник Виталий Мясников. Восемь картин его жизни

account_circle ВР
visibility
Из диалога с художником: «Виталий Сергеевич, разрешите написать о Вас материал и передать его в газету «Выксунский рабочий». Вы не против?», «Думаешь, будет интересно? Жизнь как жизнь…»

Вместо вступления 

Из диалога с художником:

– Виталий Сергеевич, разрешите написать о Вас материал и передать его в газету «Выксунский рабочий». Вы не против?

– Думаешь, будет интересно? Жизнь как жизнь… Я ведь уже написал «Автобиографию», отдал в библиотеку «Отчий край».

– Виталий Сергеевич, там два листа текста. Расскажите больше. Ведь художнику всегда есть что вспомнить: у него зрение зоркое, память замечательная!

– Хорошо. Тогда слушай, записывай…


Художник Виталий МясниковДосье «ВР»

Виталий Сергеевич Мясников. Художник. Родился в 1932 году в г. Уссурийске. В 1935-м вместе с семьёй переехал в Выксу. Азы рисования получил в изостудии Дворца культуры им. Лепсе под руководством художника Н.А. Вдовина. В 1955-1958 годах учился в Горьковском художественном училище. В 1962-1968 гг. работал в листопрокатном цехе Выксунского металлургического завода, затем в бюро эстетики. В 1969-1980 гг. – художник-оформитель в городской художественной мастерской. В это время заочно учился на художественно-графическом отделении Чувашского пединститута им. Яковлева. В 1984-1988 гг. руководил изостудией Дворца культуры им. Лепсе. В 1988-1990 гг. работал учителем рисования в школе №9. С 1990-го по 1992 год – реставратор музея истории ВМЗ. (Мясников В.С. Автобиография: рукописный текст.) 

Информация с сайта библиотеки «Отчий край»


1. Пейзаж «Далёкая мелодия детства»

Мои родители Сергей Фёдорович и Анастасия Ивановна – из села Власово Ермишинского района Рязанской области.  

Село Власово… Как час-то память возвращает меня к его чудным просторам, лесам. Раннее детство прошло в сельской тиши, хотя иногда там звучали песни. Русские, печально-протяжные или такие яркие, весёлые. Помню его жителей – по-деревенски крепких, румяных, бойких. 

В 1935 году семья переехала в Выксу. Отец устроился на работу в транспортный цех. Мы первое время жили на квартире, в районе Булатни, у «бабушки Курихи». Такое прозвище у неё было. Отец, видимо, хотел сделать из меня музыканта. Купил маленькую гармонь, учил играть на ней, но дело не пошло. Помню, мы несколько раз переезжали – сразу-то жильё не найдёшь. Отец был целеустремлённым человеком. Решил построить свой дом на улице Лермонтова. 

Время шло, я стал учиться в школе №8. Она тогда была двухэтажная, окружённая лесом. Учёба давалась легко, никто не жаловался на моё поведение. Поэтому я разволновался, когда как-то вечером отец сообщил, что завтра он придёт ко мне в класс, чтобы посмотреть, как я учусь. Он пришёл… с пилой, топором. Оказалось, нужно было бомбоубежище делать! Была осень 1941 года, шла война… Вскоре отца забрали на фронт. Он воевал в Первой ударной армии под Москвой. Там и погиб 24 декабря 1941 года. Ему было только 34 года! Я мечтал, чтобы написали о нём, сильном, молодом, который хотел жить. Всё ведь было: семья, дом почти готов… Спустя годы я нашёл братскую могилу. Отец похоронен чуть севернее Волоколамска. 

Нас у матери осталось трое. Мне девять лет, брату Женьке – шесть, младшему Юрке – три месяца. 400 граммов военного хлеба на каждого. Детство закончилось, когда я понял, что стал в семье старшим и… главным.

В нашей школе разместили госпиталь, а нас перевели в школу №7 (сейчас №11). Помню, тогда это было небольшое одноэтажное здание. Потом я уехал в село Власово. Когда въезжали туда, было ощущение, словно вымерло всё, не слышно больше песен. Женщины встали к плугу. Впряглись в него сами, а рядом –  ребятишки. 


Художник Виталий МясниковРодители Виталия Мясникова, его бабушка, тётя, двоюродный брат Шура. Виталий – слева. 1938 г.


2. Портрет «Безотцовщина»

Вы спрашиваете, как я начал рисовать. У отца была пачка папирос. На пачке изображена звёздочка. Я, когда один оставался, старался срисовать эту звёздочку, не отрывая карандаша. Вернулся в Выксу, теперь уже в школу №3. Мать работала в санэпидемстанции, заботилась о детях, выбиваясь из сил. В эти послевоенные годы моим вторым домом стал Дворец культуры имени Лепсе. По словам Николая Вдовина, выксунского художника, я там вырос. Нас, учащихся третьей школы, водили в спортзал Дворца. Жизнь этого огромного здания бурлила и кипела! В детском секторе были кружки выпиливания, авиа-модельный. Здесь стоял длинный стол и приспособления для выпиливания лобзиком из фанеры всякой всячины. И как много было желающих заполучить заветный лобзик! Струнный кружок вёл Михаил Михайлович Ростовский. Были там духовой кружок и изокружок. В этом крыле сейчас билетная касса.

Кино смотреть – бежим во Дворец, рисовать – во Дворец. Мне даже доверяли ключи от изокружка! Поэтому я в любое время мог прийти заниматься. А когда во Дворце был госпиталь, я с Юркой Капитановым ходил в восьмую школу (где тоже был госпиталь) «крутить» кино. Юрка, кстати, потом снимался в фильме «Такой большой мальчик». Играл раненого.


Художник Виталий МясниковВиталий Мясников – студент Горьковского художественного училища. Начало 1950-х гг.


3. Портрет Учителя. 1950-е

Моим первым учителем был руководитель изокружка Николай Андреевич Вдовин. Увлечённый человек. Около него всегда было много способных ребятишек. Некоторые в дальнейшем связали жизнь с искусством. Николай Андреевич  любил работать масляными красками. Он жил около парка. А наш выксунский парк – красота! Я ходил с ним на этюды даже зимой. Не забуду пленэр 1954 года. Богдан Гельц, Вячеслав Матвеевский, Николай Вдовин и я отправились на «моторке» по Оке на этюды. Потом по итогам поездки была выставка в Выксе. Помню ещё одну свою живописную работу. Это было в начале 1950-х годов. В парке, где раньше были оранжереи, стояли стога сена. Я решил запечатлеть на холсте утро, стог сена. Жаль, невозможно было ещё и аромат передать! Эта работа была представлена на областной выставке в Арзамасе. 


Художник Виталий МясниковНа рыбалке. 1972 г.


4. Пейзажи разных лет

Кстати, по профессии я слесарь. Обучался в РУ-15. Слесарем четвёртого разряда трудился на заводе ДРО. 1950-1960-е годы были насыщены событиями: служба в армии в военно-морском флоте, сезонная работа художником в выксунском парке КиО, работа мастером багетного дела в Выксунском горпромкомбинате, слесарем по оборудованию в листопрокатном цехе ВМЗ, конструктором проектного отдела, художником-оформителем бюро эстетики ВМЗ. 

В середине 1950-х поступил в Горьковское художественное училище. Жалею, что полный курс обучения так и не прошёл…

В 1968 году я открыл художественно-оформи-тельскую мастерскую при парке. Было такое постановление правительства – открыть мастерские, чтобы доход от них шёл на счёт парков или ДК. Я на основе этого постановления и стал работать. Сначала один, затем мастерская выросла до 14-ти человек. Проработал больше 11-ти лет. Помню, было очень трудно с помещением. В моём распоряжении оказался… сарай! Я перенёс туда строгальный станок, чтобы резать рейки, делать основу под оформительские работы, рекламу написал, купил краски. Считаю это время самым счастливым в моей жизни. Ведь у художников появилась возможность посвятить себя творчеству. Это был кислород, воздух, образно говоря! Здесь трудились художники Щёткины, Анатолий Володин, Константин Белоусов, Борис Бедин. Работа была разная: оформление интерьеров ДК и красных уголков, украшение города и предприятий к праздникам.

В это же время я заочно учился на художественно-графическом отделении Чувашского пединститута им. Яковлева. И в 1975 году мне была присвоена квалификация художника первой категории. Тема дипломной работы – из истории нашего края: «Семь расстрелянных коммунаров». Помню, сделал даже их скульптурное изображение, множество этюдов. Некоторые из них сейчас хранятся в нашем выксунском музее.


Художник Виталий МясниковХудожники Выксы. Слева направо в первом ряду: Валентин Крёкин, Богдан Гельц, Фирс Антонов, Виктор Денисов. Во втором ряду: натурщица Таисия и Владимир Ардабьевский. 1980-е гг.


5. Тебе, родная Выкса! 1970-1980 годы

Помните, я говорил, что моим вторым домом в детстве был Дворец культуры имени Лепсе? Будучи в зрелом возрасте, много сделал, чтобы туда было приятно заходить. Вместе с Фирсом Антоновым, Геннадием Гришиным, замечательными художниками, оформлял верхнее и нижнее фойе, декорации для спектаклей. Гришин великолепно рисовал, мы с ним дружили.

Помню, сделали декорацию «Брестская крепость» для детского спектакля. Этот спектакль ставили в Горьком. Я подсказал, как изменить подсветку к этой декорации с помощью лампы синего цвета. Ведь цвет можно изменить с помощью света! Стало совсем другое дело, спектакль очень понравился зрителям. 

А Комсомольская площадь Выксы! Я принимал участие в её оформлении. Изготовил эскиз к 50-летию советской власти. Заказы поступали от горкома, от отдела пропаганды и агитации. Для лагеря «Звёздный» была сделана целая аллея космонавтов! 20 портретов. Помню, особенно тщательно работал над портретом Валентины Терешковой. 


Художник Виталий МясниковВ техникуме. 1981 г.


6. Время изостудии

В 1984-1988 гг. я руководил изостудией Дворца культуры им. Лепсе.

Предоставленное помещение сам белил и красил. Старался, чтобы было светло, удобно работать. Вставил стёкла. Хотел, чтобы ребята рисовали под музыку, где ритм помогает создать творческую атмосферу. Принёс проигрыватель и пластинки. И зазвучала музыка Георгия Свиридова. В работе помогал «начитанный» на диктофон текст о Дмитрии Николаевиче Кардовском (1866-1943), русском и советском графике, педагоге, профессоре. С удовольствием вспоминаю это время. Надеюсь, мои ученики использовали полученные там знания во благо!


Художник Виталий МясниковИзостудия. 1985 г. позирует актёр народного театра Михаил Заонегин


7. Музей в моей жизни

С 1990-го по 1992 год работал реставратором музея истории ВМЗ. Кропотливая и весьма ответственная работа! Ремонтировал и реставрировал мебель, делал рамы к картинам, оформлял экспозиции наших выксунских художников. Поэтому когда мне звонят из музея и приглашают на открытие чьей-то выставки, иду с удовольствием, жду встречи с друзьями, коллегами. Жаль, что здоровье и зрение уже не те, даёт о себе знать возраст! 


Художник Виталий МясниковНа открытии персональной выставки Евдокии Дорониной (вторая справа). 1990 г.


8. Размышления

Я старался участвовать в выставках. Для художника это своеобразное испытание, экзамен. Как воспримут твои работы, как отзовутся они в душах людей? Поэтому был участником областных (Н. Новгород, Арзамас) и городских выставок, были они и в ДК им. Лепсе, и в музее. 

Вы спрашиваете, какой жанр удаётся больше? Считаю, что портреты. Выксунский художник Николай Щёткин высоко ценил мои картины. Помню, когда я трудился слесарем, мастер как-то сказал: «Тебе нужно крупные, масштабные работы делать». Но чтобы делать что-то грандиозное, нужно постоянно учиться. Я всё время учусь… Учусь прежде всего у природы. Она лгать не умеет. Всегда любил писать воду и отражение облаков, неба в водной глади. Сколько их написано – выксунских прудов, храмов, лесных тропинок, золотых и зелёных листьев!

Учился у старых мастеров. Все выксунцы знают прекрасный женский портрет XIX века, названный «Сусанна». Копировал я её не раз. Ещё до училища. Какая у неё мимика! Думаю, художник, когда писал её, он же видел её, какой-то внутренний процесс шёл у него. Может, был в неё влюблён… Поэтому она так прекрасна!

В прошлом году мне исполнилось 85 лет. Время подводить итоги. Скажу так: сделано мало, не весь потенциал использован. Часто силы и талант уходили на то, чтобы просто заработать на кусок хлеба. Но надеюсь, что не зря жил. Посчастливилось дружить с прекрасными людьми, художниками Фирсом Антоновым, Алексеем Чикиным. Всегда любил Выксу, город, в котором прошла вся моя жизнь. Поэтому посвятил ей и её красоте свои работы. Надеюсь, не зря…


Художник Виталий МясниковВ. Мясников. Натюрморт

Елена Столярова. Фото из архива художника и автора