Чем дальше в лес...

account_circle
visibility
В музее истории АО «ВМЗ» состоялось открытие выставки «Пьяный лес» (так называют деревья с изогнутыми или деформированными стволами) резидента VYKSA AIR Юры Шуста.

Белорусский художник, живущий в Бельгии, специализируется на инсталляции и визуальном контенте.  Его работы представляют собой аллегории на переход от прошлого к будущему. Находясь в культурном сердце города Железной Розы, Юра использовал для выставки историю покорения языческих лесов индустриальной машиной прогресса.

Середина XVIII века — время не только открытия завода в Выксе, но и бушующего церковного раскола. Тысячи людей, не желавших принимать новые обряды, уходили в леса сопротивляться власти и её реформам. Именно их судьбу и последствия насильственного перехода от устаревшего, языческого и хаотичного к новому, индустриальному и упорядоченному показывает своему зрителю Юра Шуст.

Посетитель выставки начинает своё путешествие с того, что видит итоги противостояния двух утюгов. Современный электрический аппарат потерпел сокрушительное поражение от своего тяжёлого предка, работающего на раскалённых углях. Эта метафора сразу подводит гостей инсталляции к выводу, который художник сделал для себя. Несмотря на разрушительность картины, симбиоз двух представителей разных поколений смотрится на удивление органично. Новое расплавляется под влиянием старого и остаётся на нём как на фундаменте.

В центре экспозиции — улица из наличников, покрытых металлическими пластинами с узорами инея. Этот элемент архитектуры носил не только декоративный, но и защитный характер. Так славяне защищали свой дом от проникновения внутрь злых духов. Сгоревшие наличники не устояли перед мощным натиском пышущих жаром плавильных печей. Дух прогресса не обратил внимания на попытки старого мира отгородиться от него и, играя не по правилам, смёл все препятствия на своём пути. 

Металлургическим шлаком, которым посыпан пол галереи, раньше устилали улицы и дороги. Аллегорическая дорога ведёт зрителя по выставке, от начала к логическому завершению. Венчает инсталляцию фотография современной проруби для зимних купаний. Этот ритуал популярен и по сей день.  Люди дружно выходят на водоёмы в ночь на Крещение и окунаются в ледяную воду, следуя традициям порождённым в самые темные века.

Возле неё – мангал с нанизанными на шампуры битыми бутылками. Он показывает отношение постиндустриального общества к природе, которую предки почитали и охраняли. Человек больше не любит лес, для него он теперь не священная, но расходуемая материя.  В конце дороги, устланной шлаком, посетитель выставки встречает наглядную демонстрацию людского равнодушия и наплевательского отношения к природе. На фоне фотографии крещенской купели это создаёт контраст между провозглашаемым и реальным.

Юра на максимум использует пространство галереи. Каждый луч света, по словам автора, имеет своё значение. 

Создавая эту выставку, Шуст формировал единое арт-пространство, в котором поделился с выксунцами и гостями города своим видением развития исторических и современных процессов.

Из каждого угла выглядывает недобитое индустриальной революцией традиционное мировоззрение. Где-то поменялось значение, иные вещи полностью утратили свой смысл. Но всё равно: лес Юры Шуста – пьян, что в XVIII, что в XXI веке, и сквозь деревья его мелькают огни языческих костерков народной памяти.

Фото автора