Её книги про двух енотиков, брата и сестру Еню и Елю, быстро завоевали популярность у детей и родителей.
Анна человек необыкновенный, человек-праздник. Вот как началось интервью с ней. «Всегда ношу с собой в сумке этот волшебный колпак. Не бойтесь, положите туда руку», – и с этими словами наша визави предложила журналистам достать записочки. По очереди мы тянули заветные бумажки, из которых узнали, что каждая из нас «самая обаятельная», «кладезь ума и красоты», «очень сообразительная»... После того как ритуал был закончен, призналась, что благодаря фестивалю она влюбилась в металлургов.
– У меня море позитива. Фестиваль неформальный, с душой. Я участвовала во всех пяти этапах. Какое волшебство творится вокруг книги, потому что книга – это праздник. Сегодня день начался с экскурсии на завод. Было жарко. Металл раскалялся. Это всё восхищает. Этим процессом можно было любоваться бесконечно. Я даже стихотворение сочинила о металлургах:
ОМК – металл и пламя,
Города, заводы, люди,
25-ю годами путь велик и многотруден.
Гнётся лист, металл краснеет,
Искры сыплются салютом
Всё вернее и мощнее,
По секундам, по минутам.
И вальцовщик, и директор
Душу вкладывают в дело.
Дышит отрасль интеллектом,
Развиваясь без предела.
И текут металл и время
Дружно, вместе – с книгой рядом.
Воплощаясь поздравленьем
И подарком – «Книгоградом».
Четверть века – это веха,
25 шагов в металле.
Процветанья и успеха
Людям закалённой стали!
– Замечательные стихи. А почему Вас привлекла именно детская литература?
– Я не собиралась заниматься творчеством, а решила пойти по маминым и бабушкиным стопам, стать педагогом. Но в итоге окончила филологический факультет, даже работала в школе, потом увлеклась психологией, получила второе высшее образование – психологическое, появились дети. Когда сыну было два года, я сочиняла истории про его любимую игрушку – енотика – и рассказывала ему на ночь. Спустя время поняла, что их можно записывать. Потом показала эти записи знакомым, среди них был Александр Курляндский (режиссёр мультфильма «Ну, погоди!» – прим. ред.). Меня все спрашивали: почему до сих пор нет книги? Так начался мой творческий путь.
– Как рождаются сказки?
– Мимолётная встреча на улице может родить в голове какой-то сюжет или линию. Иногда записываешь мысли, фразы, потому что дети выдают разные гениальности. Например, сидит моя дочь и кидает бумажки в кота. Я её спрашиваю: зачем ты это делаешь? Она мне: мама, ты не понимаешь, моя задача – в кота не попасть. Гениально!
– Ваши дети взрослеют. Будете ли что-то менять в своём творчестве?
– У меня есть планы написать какие-то антиутопические вещи. Сейчас вышла книжка для младшего школьного возраста. К Году литературы и Году экологии издательство попросило меня написать на эти темы. Прошедшим летом писала про футбол. Даже гимн сочинила. Книга выйдет к концу года. я тоже взрослею со своими детьми, но параллельно с этим общаюсь с читателями. Главное – вдохновиться идеей, загореться и попытаться что-то сказать.
– Насколько способствуют этому поездки?
– Очень помогают. Мне нужна обратная связь. Когда ты пишешь книгу, то только по продаваемости тиража можешь судить о своей востребованности. Когда ты видишь глаза детей, читаешь им сказки, после чего они начинают говорить друг другу добрые слова, ты понимаешь, что делаешь своё дело не зря.
– Каким было ваше детство? Что читали Вы?
– У меня творческая семья. Моё детство прошло в Доме кино и на «Мосфильме». К Новому году выпускалась газета, клеили её из кусочков, сочиняли поздравления в стихах. Ты не понимаешь, что растёшь в какой-то особенной семье, ты уверена, что так же делают и в других семьях. Мне очень нравились русские народные сказки, сказки Пушкина, обожала Астрид Линдгрен. Я жила в центре Москвы и была уверена, что Карлсон живёт на соседней крыше. Я помню это ощущение, когда сидишь, обложенная книжками, и не читаешь, а рассматриваешь иллюстрации.
– Стоит ли заставлять ребёнка читать?
– Считаю, что книга для ребёнка очень важна. И нужно предоставлять ему любую возможность заинтересоваться литературой, и не заставлять, а помочь выбрать и увлечь. Ему может понравиться совсем не то, что вы ждёте. Главное, чтобы это было доброе и светлое.
– А вы сами какой литературой увлекаетесь?
– Очень нравится Нил Гейман (городское фэнтези). Хочу перечитать «Вино из одуванчиков». Мне сейчас всё больше хочется погружаться в хороший язык и образы. Когда ты переструктурируешь свой мозг, своё мышление, ты даже начинаешь говорить более литературным языком. А в детской литературе добавляется образность. Когда пишу про небо или цветочек, мне нужно, чтобы у читателей возникли такие же образы.
– Психологическое образование помогает?
– Я вижу детей, чувствую настрой, могу отрегулировать их настроение. В моих книгах есть элемент психологической игры: дотронься до носика; какие-то установочки в тексте – любить близких.
– Вы свою популярность ощущаете?
– Когда заходишь в аудиторию, тебе начинают аплодировать. Иногда подходят с книгами и начинают делиться своими впечатлениями. Как-то пришло письмо из Белоруссии, в котором было написано «спасибо» на всех языках мира. Меня такие вещи очень согревают, потому что они идут от сердца. А потом в Минске я с его автором познакомилась на ярмарке.
– Что интересного случается на встречах?
– Это же дети. Они помогают мне её вести. Бывает, такое про себя рассказывают! На каком-то фестивале ребёнку сказали, что он маленький (ему было три года), и дали задание перечислить свои достоинства. На вопрос «А какой ты ещё?» ответил: «Я – не маленький!» Или на вопрос «А что вам ещё дать?» отвечают: «Витамин Б». Это не такие уж маленькие человечки. Ведь душа ребёнка – хрусталь. Это счастье, когда на страницах своих сказок я могу до них что-то донести. Только делать это надо правильно.
– У Вас есть семейные традиции?
– Есть. Например, перед Новым годом, как только ставим ёлку, тут же кладём под неё вкусную шоколадку – подарки появляются в течение всего дня, а не только в полночь. В весенних историях Еня и Еля устраивают праздник теплоты и вспоминают, как можно дарить друг другу тепло: делать подарки, сюрпризы, проводить как можно больше времени вместе, а для этого нужно придумать какое-то волшебство.
– Был период, когда вы решили бросить писательство?
– Был. 2013-2014 год. Я задумалась, смогу ли писать в стол. Но чем дальше, тем больше у меня росла уверенность в том, что я этим дышу, у меня есть что сказать. Ты растёшь в любом деле, и в творчестве тоже.
– Ваш секрет успеха?
– Наверное, секрет любого дела во вложенной душе. Когда вкладываешь душу в то дело, которое любишь, оно рано или поздно становится успешным.
Фото автора