Героиня сегодняшнего интервью – Елизавета Заторская, выпускница отделения «Искусство театра» Выксунской детской школы искусств, Санкт-Петербургского театрального института, актриса Арзамасского государственного театра драмы.
Месяц назад театр привёз в наш город спектакль по пьесе Жана-Батиста Мольера «Мещанин во дворянстве», спектакль, который остаётся злободневным до сих пор. Одну из главных ролей, дочь мещанина Журдена, очаровательную Люсиль, сыграла Елизавета Заторская.
Сегодня она у нас в гостях и мы разговариваем с ней о театре, о том, как важно выбрать цель в жизни и идти к ней вопреки обстоятельствам.
– Добрый вечер! Елизавета, скажу сразу, что выксунская публика всё-таки избалована приездом столичных театров. Но арзамасцы потрясли: темпом. костюмами, декорациями, блестящей игрой. Вы были столь органичны и профессиональны, что, казалось, у вас за плечами годы работы в этой труппе.
– Мне просто крупно повезло, что я в этом театре. Хотя всего-то восемь месяцев. В институте мы примеривались к театрам, в которых собирались работать. Мои сокурсники начали поиски уже с первых дней занятий на четвёртом курсе. Но я как-то потерялась во времени и начала поиски только под Новый год. А что искать? Режиссёры театров других городов работали у нас в институте, и я много с ними общалась. Одни меня смотрели, другие предлагали работу, например, в Красноярске. И я совсем уж было согласилась, но руководитель труппы сказал, что я не в их формате: то был театр музыкальной комедии.
Я отсылала резюме, документы, отрывки из спектаклей, которые мы ставили в институте… Предлагала себя в театрах Питера и Москвы, но… Каждый год вузы выпускают более 300 актёров. Театры переполнены. И тут я вспомнила слова мастера, нашего педагога: «Если ты поедешь в какой-то большой театр, ты будешь долго сидеть без дела. Если повезёт, то тебя поставят на роль «Кушать подано», или, даст бог, введут в массовку. Для больших ролей у тебя не хватит жизненного опыта». Я понимала, что это так, но пробиваться надо!
И вдруг моя одногруппница говорит, что Арзамасский театр драмы ищет актёров. Я тогда в душе посмеялась: «Арзамас? Это ж рядом с Выксой! После Питера в Арзамас?» Но на сайт театра всё-таки зашла, режиссёру позвонила. Он ответил: «Отправляйте резюме, фото, списки сыгранных ролей». И через некоторое время приходит письмо: «Я вас жду». Я удивилась: «Как? Без просмотра, так сразу, может, надо приехать, показать себя, роли, басню или стихотворение прочитать хотя бы!» Ответ был: «Заканчивайте учёбу и приезжайте. Мы вас ждём».
Как потом выяснилось при встрече, театру был нужен мой типаж. А режиссёр сказал: «Меня покорили ваши глаза».
– Вы приехали в театр и получили одну из главных ролей, вопреки сложившимся стерео-типам.
– Оказалось, что у режиссёра Амана Кулиева, заслуженного артиста Карелии, свой метод: сразу давать значимую роль. И Люсиль – моя первая роль в качестве профессиональной актрисы. Два года назад в театре была премьера спектакля, который имел большой успех. Но потом ушли некоторые актёры, и режиссёр оставил постановку. С моим приходом спектакль возобновили. Репетировали много и усиленно. В Выксу привезли полностью обновлённую постановку. Очень рада, что зрители так восторженно её приняли. На спектакле были мои педагоги из музыкальной школы, с отделения «Искусство театра». Рада была встрече с Ниной Васильевной Холодовой, с одноклассниками. Безмерно благодарна за доброжелательный приём нашего спектакля.
Февраль 2019 года. Елизавета Заторская в роли Люсиль (в центре)
– Мы тоже рады, что вы приехали к нам. Надеемся, что теперь станете частыми гостями города. Вернёмся немного назад и поговорим о том, почему выбрали театр, ведь у вас отлично получалось и в журналистике – вы сотрудничали с редакцией «ВР».
– Да, конечно. После окончания школы меня раздирали желания испытать себя в разных ипостасях. Рассылала заявления и портфолио в разные институты на разные отделения и факультеты, и на журналистику тоже! Что интересно, меня везде приглашали на бюджетные места: на журналистику, на специалиста по связям с общественностью и т.д. Но я поехала в Питер, в театральный институт, куда меня приглашали и на режиссёрское отделение, и на журналистику. Узнав, что хочу поступать на актёрское отделение, стали отговаривать: актёров много, они никому не нужны, у них нищенская зарплата.
Если с других отделений мне названивали, то с театрального – нет, держали в неведении до последних дней, надеялись, что передумаю. И я выбрала трудный путь, вопреки всем уговорам и посулам.
– И вас приняли…
– Счастливее меня не было человека на свете! Выбор поддержали и мама, и брат. Это время роста. Я многому здесь научилась. Не только в творческом смысле. Поняла, что для актёра важна концентрация на внутренних переживаниях и на том, что ты должна выбрать в данный момент. А Питер подействовал на меня умиротворяюще, научил чувствовать прекрасное, жить не хаотично и бурно, а размеренно и вдумчиво. Как говорит наш режиссёр, у меня огромный темперамент, но его надо направить в нужное русло.
Учёба в Питере стала важным моментом в судьбе. Раньше мне казалось, что если цель ясна, то можно иногда немного и расслабиться. Но в актёрской профессии так нельзя. У меня были моменты ухода в личную жизнь, переживания и т.д. Но меня вытаскивали и говорили: «Лизочка, ты где? Давай возвращайся! Ты думаешь, всё так просто? Нет, надо учиться, учиться и учиться!» Я поняла, что надо расставлять приоритеты, потому что моя профессия требует полной отдачи в тренинге, в репетициях, в поиске образа. Да и спокойная жизнь не по мне. Когда я теперь приезжаю иногда в Питер, я чувствую себя здесь дома. Это счастье – возвращаться домой.
– А Выкса?
– Это родина! Здесь я выросла. Здесь мои корни. Благодарна школам – и начальной №13, и №9. Мои способности развивали везде и все. В каких только утренниках, вечерах, смотрах я не участвовала!
Моему неугомонному характеру и темпераменту находили применение. Не случайно же я выбрала в музыкальной школе отделение «Искусство театра».
Расскажу один секрет. Мне с детства говорили, что у меня на лбу написано стать артисткой. История такая. Моя мама, Лариса Заторская, будучи беременной, играла в народном театре Сергея Куликова в спектакле «Товарищи артисты». Так что мне Богом было предначертано связать свою жизнь с театром и сценой! Как только родилась, я так громко плакала, а повзрослев, так громко пела, что мама говорила: ты должна работать сиреной на пожарной машине! И чтобы направить эту энергию в нужное русло, меня приводили в разные кружки: от вокального, танцевального до театрального. И я обязательно пела в хоре! Такая история, и вот во что всё вылилось. Я начинающая актриса, и самое лучшее впереди!
– Замечательно! А теперь о планах.
– У нас в театре будет новая постановка, а у меня – интересная роль служанки. Образ для неё мы придумываем вместе с режиссёром Аманом Кулиевым. И это самое волшебное – поиск, актёр без поиска и вдохновения – не актёр. Так, после роли Люсиль у меня была роль горбатой приживалки, т.е. полная противоположность. В планах – музыкальный спектакль, а значит скоро, совсем скоро пригодятся мои вокальные данные. Я очень жду этой новой работы!
Впереди у меня много перемен, но пока это секрет. Так что приезжайте на наши новые спектакли!
Фото из архива Елизаветы Заторской