#автостопомпоевропам, или Скучать нельзя путешествовать

visibility
Мир сегодня многообразный и удивительный. Как часто вам хочется всё бросить и уехать куда-нибудь, например, к красивым морским закатам или к дворцам и памятникам архитектуры? Мне часто! Здесь лишь встаёт вечный вопрос свободного времени и средств.

С детства меня учили: если чего-то хочешь, ищи возможность воплотить это в реальность. И вот, наконец-то переборов свою лень и сделав визу, я начала открывать для себя мир. И это было действительно открытие, ведь раньше максимальным зарубежьем были Украина и Беларусь. А теперь на счету более 13 стран меньше чем за полгода.

Часто слышу что-то вроде «ну и откуда у студентки деньги на такие путешествия?», «родители богатенькие денег дают, конечно», «за сколько ты съездила? Так дёшево не бывает!».

Бывает, друзья! Хочется сразу научить таких людей пользоваться современными поисковыми системами и грамотно отбирать информацию, а ещё никогда не поздно учиться. И тогда ваши поездки точно станут ещё более яркими и насыщенными.

Сейчас среди молодёжи особенно популярна фраза «молодость дана для безумства» и «молодость всё прощает». В чём-то и я их разделяю, ведь говорить «да» даже самым странным идеям и не бояться нового – залог успеха. Но здесь можно задуматься и о том, что некоторые в 25 уже чувствуют себя старыми.

Ну а мы ловим возможности и наслаждаемся сегодняшним днём.

– Ань, а давай махнём в Европу автостопом? – предложила как-то мне подруга за чашкой кофе.

– А давай! – сразу охотно согласилась я.

Построили маршрут путешествия и махнули.

– И не страшно вам? – спрашивали знакомые.

– Конечно страшно, но желание посмотреть мир сильнее! – смело отвечали мы.

– А если увезут/изнасилуют/ограбят/убьют?

– Ну значит попытаемся получить удовольствие от любого исхода событий. А в идеале сломать стереотипы и доказать, что эти мнения давно устарели, – отшучивались мы.

Но так бравируя, мы ещё не знали, сколько испытаний готовит судьба двум хрупким девушкам.

Так как всё было очень спонтанно, я не успела купить профессиональный походный рюкзак и уехала с обычным, забив его вещами под завязку (девушки, берите реально только нужные вещи в путешествие). Это стало первой ошибкой. К третьему дню спина не очень была рада такому «подарку».

Итак, тур включал в себя 8 стран и 9 городов. Стартовали мы с Хельсинки – столицы Финляндии. Чтобы не терять времени (в котором, к сожалению, были ограничены), решили переправиться на пароме. Но загулялись в волшебной финской библиотеке (она просто must visit!) и опоздали на него. А билеты были только на следующее утро… Кстати говоря, паром оказался огромным кораблём в девять этажей с панорамными окнами, живой музыкой, баром и много чем ещё. Билеты меняют совершенно спокойно и без доплаты, а стоимость вполне демократичная – от 500 руб. (зависит от курса евро).

Вечер и ночь в Хельсинки провели весело: пошли на большую сальса-вечеринку в самом центре города. Всё бесплатно, а воспоминаний и новых знакомств очень много! Ощущение, что попадаешь на какой-то бальный чемпионат. Танцуют все, начиная с молодёжи. Интересно было наблюдать за тем, как лихо крутят бёдрами бабушки  и дедушки. А то, что ты не умеешь танцевать сальсу, не значит ничего – научат. Буквально после нескольких повторений связок за партнёром начинаешь вливаться в общую «тусу». Всё это очень заряжает позитивом.

Наутро мы всё-таки попали на паром и переправились в Таллин.

Вдоволь нагулявшись по старому городу, выехали на окраину и стали «стопить» машины до Риги, но... никто не останавливался.

Первое правило евро-стопа: договариваться с людьми на заправках или выездах, так к тебе больше доверия и охотнее берут.

В итоге нас подвёз местный фермер, и мы оказались в лесу за 30 км от Таллина. Удивило, что на трассе были автобусные остановки, но снова никто не останавливался… Решили пройти 8 км до ближайшей заправки, уже темнело.

И вот почти 12 ночи, мы сидим на заправке посреди эстонского леса, льёт дождь и воют волки. Прошло четыре часа с тех пор, как мы пытались уехать. Люди там не все отзывчивые, если честно. Тут-то и узнаёшь о своём механизме психологической защиты. Голову буквально одолевают мысли: куда я поехала, зачем, нужно всё бросить и ехать дальше на автобусе, почему никто не помогает, и вообще я девочка и хочу на ручки!

Здесь важно не психануть и действительно держать себя в руках (такая проверка на стрессоустойчивость), ведь, по сути, никто, кроме тебя самой, не поможет и не решит за тебя проблемы.

Почти отчаявшись, мы увидели, как из-за поворота выезжают два эстонских принца (как мы их назвали) с прицепленной сзади огромной яхтой (всё больше вопросов и меньше ответов). Они-то и помогли нам. Мы просили подкинуть до ближайшего города, но они, увидев, что мы устали и крепко спим, решили довезти сразу до Риги, куда нам в итоге и нужно было. Никогда не думала, что самой приятной и запоминающейся фразой в жизни станет: «Девочки, просыпайтесь, мы в Риге» в 4 утра.

Второе правило: никогда не начинайте «стопить» с Эстонии! Вообще. Как оказалось потом, у них самые строгие правила дорожного движения и очень большие штрафы. Это и объяснило то, почему никто не останавливался и люди так неохотно помогали.

Ну, Латвия – это моя отдельная любовь ещё с предыдущих поездок. Во-первых, потому что атмосферно и красиво, во-вторых, почти все говорят по-русски. А Ригу и Юрмалу трудно описать словами, лучше увидеть самим.

Правило третье: в Европе в основном путешествуют от деревни к деревне, не так часто можно встретить людей, двигающихся из страны в страну. Поэтому удобнее передвигаться либо через населённые пункты, либо через заправки.

Отзывчивые латыши быстро довезли нас до границы с Литвой.

Так, кстати, пообщались с местными, выяснили, что у разных народов общие проблемы – непонятные выборы с недалёкими кандидатами, плохие дороги, высокие налоги (наш знакомый, например, работает на трёх, так как почти 40% от заработной платы отдаёт государству. А мы жаловались на 13).

На границе с Литвой вспомнили фильм «Дальнобойщики» и решили «застопить» огромную фуру. Нас взял с собой до Вильнюса добрый белорусский водитель дядя Юра. Забавно было, как две малышки подходили к МАЗам и приставали к водителям с просьбой подвезти. Он просто решил помочь нам и тоже оказался человеком с удивительной судьбой. Дядя Юра был музыкантом, его ученики играют в топовых оркестрах по всему миру и учатся в филармонии, но денег этим в Беларуси не заработаешь, поэтому и гоняет в рейсы, а семью видит только по выходным. А сколько у него историй! Оказалось, что он тот ещё путешественник и объездил полмира. В общем, четыре часа пролетели незаметно.

Вильнюс из всех прибалтийских столиц оказался самым спокойным и простым. Старый город там гармонично вписан в пейзаж советского прошлого. А улицы, разрушенные дома и местный транспорт местами напоминали окраины Нижнего Новгорода. Бедненько, но чистенько, как говорится. Может быть, поэтому нам так приятно было просто гулять по улочкам, «залипать» на здания в стиле модерна, наблюдать за людьми. А ещё открыли для себя невероятные шоколадные круассаны всего за 30 центов и вкусное местное пиво.

А дальше решили не рисковать и почти 500 км до Польши проехать на автобусе. Границу пересекали на закате и увидели просто огромное солнце, гораздо больше, чем в предыдущих странах. Варшава поразила нас своей атмосферой. Из-за архитектуры возникало полное ощущение, что мы в Москве, где-то около Москва-сити.

Старый город здесь свое-образный, но очень милый. Он был полностью разрушен во время Второй мировой, но выстроен и стилизован заново после. Весь этот новодел не отнимает ощущения, что ты в средневековой сказке с замками.

Язык похож на смешной русский, и в целом тебя понимают. Через несколько минут ты привыкаешь и можешь спокойно читать и даже отвечать. Склепы, налесники и гнойно-помойная гора превращаются в любимые местечки. Еда совсем недорогая, а порции просто огромные. В Варшаве для нас открытием стал сад на крыше местной библиотеки: очень красиво и спасает в летнюю жару.

Поляки очень гордятся творчеством Шопена, поэтому почти везде звучит его музыка. Есть даже специальные музыкальные скамейки, присев на которые можно насладиться фрагментами его произведений.

Из Варшавы наш путь лежал в старую столицу – Краков. Он оказался уютным и маленьким. Исторических зданий тут больше, а значит, интереснее смотреть, как сохранились до наших дней части памятников архитектуры XI (!) века. А ещё его называют «вторым Римом» из-за огромного количества церквей.

Из Кракова легче уезжать в соседнюю прекрасную Чехию. Но с Польши начинаются большие автобаны и развязки, где машинам нереально остановиться. Как всегда, этого мы тоже не знали, поэтому выехали на окраину к аэропорту. Любимые гугл-карты построили нам маршрут до трассы. Оказалось, что он лежал через аэропорт, военную базу и сады поляков. Долго мы смеялись и думали: «Ну да, а когда бы ещё воровать знаменитые польские яблоки с польских же огородов?». Пройдя весь путь, поняли, как устроена система, что никто ради нас не остановится и нужно возвращаться. Купили билеты на автобус, который очень сильно задерживался…

И вот в 5 утра меня будит подруга:

– Ань… Я не знаю, что делать с этой новостью, но мы проспали свою остановку… И мы в Австрии!

Немного отойдя от шока, решили не унывать и остаться. И это было лучшим решением. Австрия буквально украла моё сердечко. Колыбель европейской культуры, город с уникальной архитектурой и людьми. Восторгу не было предела.

Интересно, что мы попали в Вену в воскресенье. А в этот день там не работает ничего, кроме музеев, «Макдоналдса» и вокзала. Все продуктовые магазины, торговые центры просто закрыты. Представляете? Но в целом всё продумано и сделано для людей, включая разные мелочи: автоматы со специальными пакетами, чтобы хозяева убирали за своими питомцами во время прогулки, красивые колонки с питьевой водой, которую можно набрать в любое время, автоматы с сигаретами на улицах и многое другое.

Венский кофе, вафли, опера и музеи первым делом должны быть в листе путешественника, потому что это и правда «вау!». Есть откуда брать позитивный опыт и заряжаться новыми идеями.

После Австрии мы всё-таки доехали до Праги (тоже с приключениями; например, ради нас остановили скоростной поезд типа «Сапсана», так как мы опять немного проспали остановку).

Прага – это огромные порции местных блюд, трдельники, пиво, крутые подъёмы, трамваи, сказочные черепичные крыши, шоколад с коноплёй (в Чехии это законно), достопримечательности. Это легенды и призраки, мистика и энергетика места силы. Здесь тоже встретили много интересных людей с необычными судьбами и историями, на-шли «свои» тайные места, хорошие фильмы и музыку. Сюда хочется возвращаться и быть здесь подольше. Растворяться в местном колорите, гулять по Пражскому граду и просто находиться в атмосфере безмятежности и сказки.

Историй и впечатлений – невероятное количество и хватит на несколько статей.

Конечной точкой стала Венгрия. В Будапеште мы оказались поздно ночью, прогулялись  пешком, увидели лису и даже спали на лавочке с местными маргиналами (они заботливо подходили узнать, живы мы или нет). Зато встретили прекрасный рассвет на вершине горы. Оставить на этот поистине магический город так мало времени было ошибкой. Он очаровывает и словно приковывает. Особенная (для меня тяжеловатая) атмосфера, проспекты, колоритные здания в стиле модерна манят побыть подольше и исследовать каждый уголок. Если говорить о ценах, то это, пожалуй, один из самых дешёвых городов (но деньги лучше снимать в банкоматах, так как в разных магазинах разная комиссия с карт. Порой она может быть даже больше стоимости товара). Язык, правда, понять сложно. Что-то среднее между арабским и немецким по звучанию (но это, кстати, финно-угорская группа). Даже имена меняются до неузнаваемости – Элизабет превращается в Эржебет, Стефан – в Иштвана и т.д. В общем, решили, что нужно приехать ещё раз минимум дней на пять, чтобы всё посмотреть и везде успеть.

За время путешествия понимаешь, что города словно живые организмы, к которым нужно обязательно относиться с почтением, и тогда они ответят тебе взаимностью и позволят открыть много незабываемых мест.

Итак, что мы имеем

• Почти две недели приключений автостопа, местных вокзалов, транспорта, сумасшедших событий;
  • 8 стран;
  • 9 городов;
  • около 2 000 км за спиной;
  • около 30 км пешком каждый день.

В конечном итоге это было кайфово и весело.

Почти каждый день новая страна, валюта, язык, культура. Кстати, вот где мне наконец-то пригодилась математика (переводить цены каждый раз в рубли – занимательная вещь. Ведь не во всех странах используют евро – есть и злотые, кроны, форинты и т.д. со своим курсом).

Сколько же мы потратили, возникает закономерный вопрос. Около 23 тысяч руб-лей за всё время – еда, сувениры, посиделки в кафе/барах/ресторанах, проживание, переезды и т.д. Сюда не включена только стоимость обратного билета на самолёт (так как нам нужно было срочно вылетать на форум).

Теперь несколько полезных советов. Где жить? Кажется, сегодня только ленивый не знает, что такое Каучсёрфинг. Это приложение, где ты можешь оставлять запрос, а люди пускают тебя пожить на несколько дней к себе. Просто так. Поэтому жильё нам практически не стоило ничего. Плюс в том, что чаще ты находишься либо у местных, либо у ребят, которые давно живут в городе. Они и подскажут интересные места, и расскажут много того, что ни один гид и тур не предлагают.

Поделюсь нашим must-have приложений для путешественников:

• Couchsurfing – как я уже описала, поможет найти ночлег;
  • TripAdvisor – поможет определиться, куда сходить покушать/потусить и т. д., приложение само составляет рейтинг самых интересных и доступных заведений в соотношении цена/качество;
  • izi.TRAVEL – лучший помощник бюджетного туриста, все гиды и аудио-экскурсии здесь. Ты просто выбираешь нужный город/место и музей, и приложение само ведёт тебя, рассказывая историю/легенды и т. д.;
  • FlixBus – не самый удобный, но самый дешёвый автобусный перевозчик в Европе (от 300 руб.);
  • Google Maps – без него никуда, ведь там все карты и локации. Удивительно то, что оно простраивает маршруты даже через секретные объекты и знает, где и как их обойти (проверено).

О восприятии

К 6-7 стране оно притупляется. Если раньше ты въезжал в город и буквально пищал от радости, то потом тебя уже практически ничего не удивляет. Ты просто счастлив. Но лучше и оптимальнее выбирать, например, пять стран и исследовать их дольше и глубже.

О русских

Кажется, мы самая путешествующая нация. Русские и русская речь везде. Вообще везде.

О стереотипах

Помните, в начале шёл разговор о том, что нас могут убить/изнасиловать и т.д. Так вот, это давно устаревшие стереотипы. На самом деле вы никому не нужны (ну кроме себя и мамы). Люди действительно искренне помогают. Они более открыты, чем у нас (особенно в Выксе). И вообще, добра в мире много. Так что смело можно путешествовать и не бояться.

Об отношении к русским

Иногда люди с испугом отходили, когда на вопрос «Откуда вы?» мы отвечали «Раша». Поэтому лучше называть конкретные города. Тогда к тебе сразу расположены. Видимо, не все сразу ассоциируют определённый город со страной, или он звучит не так хлёстко. Но после этого отношение меняется и с тобой уже хотят общаться. Вообще, слово «Санкт-Петербург» (поскольку живу там несколько лет, привычно считаю его «своим» городом) оказывает магическое влияние. Встретившиеся нам иностранцы очень о нём наслышаны, но никогда не были (сделать визу в нашу страну не всегда просто).

Часто нам говорили что-то вроде «О, ваша сборная по футболу так играла! Вы молодцы! Мы болели за вас!». Это, безусловно, было очень приятно слышать.

Самое забавное для меня – в большинстве стран тебя понимают, если говоришь по-русски, но чаще принципиально отвечают на ломаном английском. Поэтому, если вы владеете иностранным языком хотя бы на базовом уровне – уже будет меньше проблем.

Кстати, второй часто задаваемый вопрос: «Кого у вас постоянно ловят? И почему так много и тщательно досматривают?». Если бы мы знали ответы… Там, например, ни на вокзалах, ни в метро нет пунктов досмотра. Хотя подозрительных личностей и мигрантов, на первый взгляд, ещё больше.

О людях

Заметили, что все, кто нам хоть как-то и где-то помогал и кого мы до сих пор вспоминаем добрым словом, имели в роду русские корни либо жили несколько лет в России. Вселенная посылала нам удивительных людей, действительно отзывчивых, которые не боятся доверять людям (вплоть до того, что нам, незнакомым девушкам, например, спокойно давали ключи от квартир и машин).

Мир открыт. И главный плюс хрупкого равновесия сегодняшнего дня в том, что есть множество вариантов и сайтов с дешёвыми билетами и путёвками. Задача проста – брать и ехать. Не искать отговорок и оправданий «нет времени» или «нет денег», ведь даже самое маленькое путешествие начинается с одного шага.

В общем, девизом теперь точно становится фраза: «Скучать нельзя путешествовать». И только вам решать, где же ставить запятую.