Что? Где? Когда? о "Что? Где? Когда?"

account_circle
visibility
4 сентября 1975 года считается днём рождения игры «Что? Где? Когда?». Именно в этот день впервые семейная викторина под таким названием вышла в эфир. За 35 лет игра пережила множество...

4 сентября 1975 года считается днём рождения игры «Что? Где? Когда?». Именно в этот день впервые семейная викторина под таким названием вышла в эфир. За 35 лет игра пережила множество преобразований. Но одно остаётся неизменным – «Что? Где? Когда?» по-прежнему любят миллионы людей.
   Для тебя, Интеллектуальный Читатель, история интеллектуального клуба.

Всё началось с Владимира Яковлевича Ворошилова. Он учился в Московской художественной школе для одарённых детей. Окончил Академию художеств Эстонской ССР (факультет живописи), школу-студию МХАТ (постановочный факультет) и Высшие режиссёрские курсы. В 1955-1956 годах Ворошилов был художником-постановщиком МХАТа, Малого театра, Театра оперетты, работал режиссёром в «Современнике» и в Театре на Таганке. На телевидение приглашён в 1968 году и сразу затеял то, чего до него никто не делал. Первым крупным телевизионным проектом Владимира Яковлевича стала передача «Аукцион». Это была первая рекламная передача в прямом эфире. Однако после шести выпусков программу сняли с эфира, а Ворошилов перешёл в разряд внештатников.
   Через год после скандального закрытия «Аукциона» на телеэкране появилась его новое детище – «А ну-ка, парни!». А в 1975-м – «Что? Где? Когда?». В первом выпуске приняли участие две команды – семья Ивановых и семья Кузнецовых из Москвы. Программа снималась частями – сначала в гостях у одной семьи, а потом – у другой. Каждой команде задавалось по 11 вопросов. Два сюжета соединялись в один при помощи фотографий из семейных альбомов Ивановых и Кузнецовых.
   В 1976 году семейная викторина «Что? Где? Когда?» превратилась в телевизионный молодёжный клуб «Что? Где? Когда?». В записи передачи 1976 года приняли участие студенты нескольких факультетов МГУ. Тогда же в игре появился волчок. Из воспоминаний В.Я.Ворошилова: «Как-то зашёл в Дом игрушки, чтобы купить что-нибудь в подарок моему приятелю трёх лет от роду. Увидел волчок с прыгающей лошадкой и купил сразу два, второй – себе. Играл, не выходя из дома, дней десять». Для игры «Что? Где? Когда?» волчок немного усовершенствовали: вмонтировали стрелку, сделали балансировку, укрепили основание, чтобы не опрокидывался.
   Участники игры отвечали на вопросы сразу, без подготовки. Минуты обсуждения ещё не было. Каждый играл сам за себя. Стрелка волчка выбирала того человека, который будет отвечать на вопрос телезрителя. Ответил на вопрос – получи приз – книгу. Ответил на семь – получи главный приз – комплект книг. Ответы игроков оценивали члены почётного жюри – академик АМН СССР О.В.Бароян, член-корреспондент АН СССР В.О.Гольданский, писатель Д.С.Данин. В.Я.Ворошилову в то время было запрещено появляться в кадре, поэтому первым ведущим игры стал Александр Масляков.
   В 1977 ведущего сменили четыре голоса за кадром. Среди них Владимир Ворошилов и сотрудники молодёжной редакции ЦТ, журналисты Андрей Меньшиков и Светлана Бердникова, а также геолог Зоя Арапова. Ворошилов был основным ведущим игры, остальные озвучивали письма телезрителей. Кто вёл передачу «по ту сторону экрана», для телезрителей долго оставалось загадкой. А за Владимиром Ворошиловым прочно закрепилось прозвище «Инкогнито из Останкино».
   В 1977 году введено новое правило: волчок впервые указывает на письма телезрителей, а не на отвечающего игрока! Появляется минута обсуждения и традиция вручать приз телезрителю за лучший вопрос, а в зале живой символ передачи – филин Фомка.
   С 1978 года В.Я.Ворошилов становится единственным закадровым ведущим, а игры в телевизионном клубе «Что? Где? Когда?» становятся традиционными и постоянными.
   В 1979 году участники передачи впервые называются знатоками. До этого момента они были членами клуба «Что? Где? Когда?». 24 января 1979 года появилась музыкальная пауза. Тогда на игровом столе под символом музыкальной паузы – скрипичным ключом лежала «визитная карточка» Дюка Эллингтона, запись которого звучала в передаче. На протяжении нескольких лет игра «Что? Где? Когда?» была одной из немногих на советском телевидении передач, где можно было увидеть клипы популярных зарубежных исполнителей. Музыкальные паузы первое время всегда шли в записи. Номера с участием приглашённых артистов появились только в 1982 году, а с 1983 года музыкальные паузы в зале становятся традиционными. На юбилейных играх 2000 года Константину Райкину была вручена «Хрустальная сова» за лучшую музыкальную паузу за 25 лет существования «Что? Где? Когда?» (номер с участием К.Райкина был показан 29 декабря 1984 г). У команды клуба появились тренеры: кандидаты психологических наук Борис Братусь и Александр Асманов, преподаватель кафедры социальной психологии Адольф Хараш. Тренеры могли брать тайм-аут, производить замены отдельных игроков или всей шестерки.
   В игре от 9 апреля впервые вводится официальный счёт. А 23 апреля 1980 года впервые упоминается имя ведущего: «Вёл передачу Владимир Ворошилов». В то же время появился специальный книжный приз «За уверенность в своих знаниях». Первым его обладателем стал Олег Долгов. Введено новое правило: в критической ситуации проигрывающей команде давался особый шанс – финальный раунд можно было играть всем клубом. Клуб знатоков обживает новое помещение – особняк на ул. Герцена, 47.
   Чёрный ящик появился 6 декабря 1983 года. А вопрос звучал так: «В этом чёрном ящике – музейный экспонат. Внимание! Говорят, что в 1764 году по приказу императрицы Екатерины отставной секунд-майор Бахметьев в селе Никольском Пензенской губернии основал хрустальный завод. И всё было бы хорошо и, может быть, даже отлично, если бы не одно обстоятельство – сын секунд-майора запил. И вот тогда-то разгневанный отец и придумал для сына специальную антиалкогольную рюмку, которая сейчас находится в чёрном ящике. Что это за рюмка?» Ответ: «Музейная рюмка, наклоните её, и вам покажется, что в ней плавают три мухи. Может быть, поэтому мы и говорим о тех, кто пьёт – «под мухой». Команда решила, что в чёрном ящике – рюмка-непроливайка, и самый первый, «исторический», вопрос с чёрным ящиком знатоки проиграли.
   В 1985 году устанавливаются следующие правила: знатоки могут отказаться от минуты обсуждения и использовать сэкономленную минуту в любом другом раунде. Игрокам во время обсуждения разрешено пользоваться справочной литературой: БСЭ, словарями Ушакова, Ожегова и Даля, Философским энциклопедическим словарём, Географическим энциклопедическим словарём, Физическим энциклопедическим словарём, Химическим энциклопедическим словарём, Советским энциклопедическим словарём. В каждой игре участвует не одна шестёрка, а весь клуб – шесть шестёрок знатоков. Смена команд происходит по принципу: выиграл – продолжай игру; проиграл – уступи место другой команде. Команда, проигравших в последнем раунде, покидает клуб. На место этой шестёрки приходят новички.
   С 1986-го в каждой игре участвует одна шестёрка знатоков. Проходят первые блиц-турниры. Символы музыкальной паузы исчезают из игровых секторов. Скрипичные ключи теперь находятся у капитанов команд, музыкальные паузы команды берут по своему усмотрению.Работает телефонное «Справочное бюро» редакции. Появляется Тото-лото: телезрители делают ставки на исход финальной игры года. 24 октября – дата первого прямого эфира.
   В 1987-88 гг. проходят серии международных встреч «Что? Где? Когда?». Играют команды СССР, США, Болгарии, Франции, Польши. В 1989 они проводятся в Центре международной торговли на Красной Пресне (Совинцентр). В связи с тем, что временно отменено основное правило игры (игра идёт до шести очков), установлено время окончание игры – полночь, при третьем крике петуха на башне Совинцентра.
   Зимой 1991 года на игровом столе появились деньги. Интеллектуальный клуб становится интеллектуальным казино. Впервые звучит фраза: «Интеллектуальное казино – единственное место, где можно заработать деньги своим собственным умом». Игровой стол разделён на красные и чёрные сектора. Каждый вопрос телезрителя теперь имеет свою цену: 100, 300, 500, 1000, 2500, 5000 или 10000 тысяч рублей. Тот, кто возьмёт последнее шестое очко (команда или телезритель), получает всю сумму, оставшуюся на игровом столе. Введён титул Бессмертного члена элитарного клуба. Бессмертные члены клуба получают право остаться в клубе, несмотря на проигрыш команды. Атрибутом Бессмертных становится красный пиджак.
   В 1992-м появляется сектор «Зеро». В этом раунде действует принцип свободной ставки. Каждый платит за себя сам: и знатоки, и автор вопроса.
   1995 год: Александр Друзь был назван лучшим игроком за 20 лет существования элитарного клуба. Он удостоен почётного звания Магистра игры «Что? Где? Когда?» и награждён орденом «Бриллиантовая звезда».
   В сентябре-октябре 2000 года в клубе состоялась «экспериментальная» серия игр. В борьбу между телезрителями и знатоками включилась ещё одна команда – пользователей сети Интернет. Максим Поташёв по итогам всеобщего зрительского голосования признан лучшим игроком за все 25 лет существования элитарного клуба. Он получил звание Магистра игры «Что? Где? Когда?» и главный приз юбилейных игр – орден «Бриллиантовая звезда».
   Астрологи предсказали Ворошилову, что передаче «Что? Где? Когда?» отпущен срок 25 лет.Через 25 лет после создания «Что? Где? Когда?», 10 марта 2001 года, Владимир Яковлевич ушёл из жизни. Юбилейные игры стали его «последней гастролью». 30 декабря 2000 года он провёл свою последнюю игру.
Что? Где? Когда? о    С мая 2001 года автором, ведущим, режиссёром и продюсером игры «Что? Где? Когда?» стал Борис Крюк. Первые две серии имя нового ведущего держалось в секрете, а голос специально обрабатывался при помощи компьютера. Позже его имя перестало быть тайной, но до сих пор игроки в передаче обращаются к нему только так: «Господин Ведущий!». Теперь в игре «зарабатывают своим умом» только телезрители. Сумма выигрыша зависит от результата голосования по телефону во время прямого эфира. Разница между количеством позвонивших телезрителей, которым вопрос понравился, и теми, кому вопрос не понравился, составляет сумму выигрыша телезрителя. Введены «Помощь Магистров» и «13 сектор». В этот сектор пользователи сети Интернет могут присылать вопросы на игру прямо во время прямого эфира.
   2002 год: впервые сыграно четыре серии игр – весенняя, летняя, осенняя и зимняя. Учреждён новый почётный приз – «Бриллиантовая сова» – главный приз года. Вручается в финальной игре лучшему игроку победившей команды. Приз выполнен из серебра и хрусталя по технологии «Алмазная грань» (ручная работа). В украшении совы использовано 70 рубинов. Вес «Бриллиантовой совы» более 8 кг.
   В юбилейный 2005 год к традиционным правилам игры добавились «правила прошлых лет». В зимней серии появились сектора «Блиц», «Суперблиц», а также начало действовать правило удаления игрока за неправильный ответ. Третьим Магистром игры «Что? Где? Когда?» стал Виктор Сиднев, играющий в элитарном клубе с 1979 года.