Десятилетие грамотности заканчивается в 2012 году

То, что 8 сентября ежегодно отмечается Международный день грамотности, объявленный ЮНЕСКО ещё в 1966 году, наверняка знает каждый. А вот то, что в 2002 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила «Десятилетие...

То, что 8 сентября ежегодно отмечается Международный день грамотности, объявленный ЮНЕСКО ещё в 1966 году, наверняка знает каждый. А вот то, что в 2002 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила «Десятилетие грамотности Организации Объединённых наций», скорее всего, известно немногим. Был разработан план действий на всё десятилетие, ЮНЕСКО назначили координатором мероприятий для стимулирования и активизации на международном уровне внедрения грамотности. И это актуально, ведь по статистическим данным, около 20% взрослого населения мира неграмотны и всего порядка 50 стран обеспечивают всеобщий доступ к начальному образованию. Есть о чём задуматься… Задумалась и молодёжная редакция «ВР». Что из этого вышло, читайте в сегодняшнем развороте.

Ликбез
Наш без сомнения грамотный читатель, ты знал, что сегодня в мире один из пяти взрослых неграмотен? А то, что две трети из них – женщины? Нам кажется, что на дворе XXI век – время информационной насыщенности, высоких технологий, космических достижений, а на деле получается так, что 72 миллиона детей в этом сентябре не начали получать хотя бы начальное обязательное, в общем-то, образование. Итак, удивительная статистика, подтверждающая, что нам ещё учиться, учиться и ещё раз Ctrl+C.

С момента основания в 1945 году ЮНЕСКО находится на передовых рубежах борьбы за грамотность, чтобы проблема образованности не сходила с повестки дня на национальном, региональном и международном уровне. Однако пока 759 миллионов взрослых по всему миру не владеют элементарными азами грамоты.

Со второй половины XX века обязательное образование, как одно из требований к современным цивилизованным государствам по обеспечению ими прав человека, закреплено в международном праве, в частности, в документах ООН.

В Германии, в отличие от других стран, родителям запрещено отказываться от обучения ребёнка в государственной системе школьного образования, заменяя это домашним обучением.

Конституция Франции провозглашает, что организация общественного бесплатного, обязательного и светского образования на всех уровнях для детей от 6 до 16 лет является обязанностью государства.

В развивающихся странах пища часто используется как стимул, чтобы родители посылали детей в школу; если школа не обеспечивает учащихся питанием, родители, скорее, отправят детей работать.

По сведениям АЛЕКСО, проблема безграмотности продолжает оставаться весьма острой в арабском мире, где число неграмотных достигает примерно 100 млн человек, или 29,7% от числа населения.

По данным Госкомстата РФ, процент грамотного населения в России составляет 99,8%, что соответствует показателю для стран с высоким уровнем доходов. Однако многие эксперты утверждают, что данная информация давно уже не соответствует действительности. Независимые специалисты, которые представляют общественные, негосударственные организации, отмечают, что, по крайней мере, для представителей социально уязвимых групп населения (безработные, заключённые, мигранты) реальный уровень грамотности взрослого населения значительно отстаёт от официально озвучиваемого.

Охват дошкольным образованием колеблется от 100% на Бермудах, в Малайзии, Бельгии и Швеции до 2% и того меньше в странах, страдающих от военных конфликтов и экономических трудностей.

Особенно значительно варьирует уровень грамотности среди женщин: от 51% в Африке до 68% в Азии и 88% в Латинской Америке и странах Карибского бассейна. В целом, мужчины более образованные, по сравнению с женщинами. Особенно велики различия между мужчинами и женщинами в арабских и североафриканских странах, где доля грамотных среди мужчин составляет около 3/4, а среди женщин не достигает и половины. В мире 74% грамотных женщин и 85% – мужчин.

Территорией, где самый большой абсолютный разрыв между зачислением девочек и мальчиков в систему начального образования, является Индия. В этой стране в первые пять лет начальной школы обучается на 8 миллионов меньше девочек, чем мальчиков. Это в 10 раз больше, чем в любом другом государстве.

В Японии самый высокий уровень грамотности среди молодёжи.

В мире из возможных 122 000 000 детей обучаются в школах примерно 73 млн. Таким образом, можно сделать вывод, что только 60% подрастающего поколения получают среднее образование.

А в это время в Выксе: всемирная глобализация ведёт к потере национальной ценности языка и культуры – мы говорим «о’кей», «мерси» и «ау фидерзейн» чаще родного «хорошо», «спасибо», «до свидания». Мы предпочитаем называть иностранными словами свои фирмы и организации, смысл которых мало кто из клиентов понимает, и редко кому удаётся произнести правильно что-то типа success («саксес»). Но ещё хуже, когда мы пытаемся придать эдакий «забугорный» шик своему магазину, не зная ни правильного написания иностранных слов, ни, видимо, русских эквивалентов (ручная работа по-английски hand-made, замена букв равнозначной не считается).

Светлана Буданова