Ищем знакомые буквы

visibility
Откроем Азбуку Льва Николаевича… Вкратце об алфавите и букварях У-чим-ся чи-тать! Стихотворения для учения

Алфавитам, букварям, азбуке и чтению посвящаем этот выпуск

13 ноября 1859 года вышло первое издание «Азбуки» Льва Толстого. Азбуке, как алфавиту и как букварю, молодёжная редакция и решила посвятить сегодняшний выпуск.

Над своей «Азбукой» Лев Толстой работал примерно 17 лет. Издание это состоит из нескольких книг, являющихся учебным пособием для обучения чтению и даже счёту. Вот первая книга: знакомимся с буквами, учимся складывать их в слоги, слоги – в слова, затем переходим к предложениям. Знакомая и логичная методика, не правда ли? Неудивительно, что об этой «Азбуке» не забывают. В ней не просто предложения-упражнения, а загадки, пословицы и поговорки, в которых мудрость и философия жизни наших предков, русский фольклор.

Загадки XIX века

Загадки из первой книги издания «Азбуки» (отгадки в конце):

(Бочка; гриб; веник; мороз; ножницы; руки; ветер; звёзды).

Интересные факты от А до Я:

А – самый распространённый в мире звук, он есть во всех языках мира, самым редким считается звук «ржщ».

Ё – неофициальный день этой буквы отмечается 29 ноября. Ё в русский язык была введена в 1784 году по инициативе княгини Екатерины Дашковой. До этого для обозначения буквы «ё» использовались две буквы: iолка, например.

Й ­­­– аналога в кириллице у этой буквы нет, она введена в русский язык в 1735 году.

О – самая древняя буква. Она имелась ещё в финикийском алфавите примерно 3300 лет назад.

П – для этой буквы в словаре Даля выделен отдельный том, поскольку именно с этой буквы начинается наибольшее количество слов. Красная буква П – официальный бренд Перми.

Т – если вы увидели эту букву на упаковке с манной кашей, то так обозначается крупа, изготавливаемая из твёрдых сортов пшеницы.

Ф – в русском языке большинство слов с этой буквой – заимствованные из других языков. Александр Сергеевич Пушкин «ф» не любил. И, например, в «Сказке о попе и о работнике его Балде» эта буква не встречается совсем, а в «Сказке о царе Салтане» – всего трижды. Ф – самая редко встречающаяся буква нашего алфавита.

Ы – с этой буквы слова в русском языке не начинаются. Кроме географических названий, таких как Ытык-Кюёль – название якутских села и озера.

Ь – среди предложений по реформированию русской орфографии в постреволюционной России были и предложения по отмене этой буквы. Однако, как видите, мягкий знак всё ещё с нами.

Э – эта буква официально включена в русский алфавит в 1708 году.

Я – последняя буква не только русского, но и, например, болгарского алфавита.

Интересные факты русского языка:

– У нас есть слово «индеец» и слово «индиец» – о коренном жителе Америки и о жителе Индии соответственно. А вот во всех других языках эти слова пишутся и произносятся одинаково.

– Слова «бык» и «пчела» – однокоренные. В произведениях древнерусской литературы слово «пчела» писалось как «бъчела». Чередование ъ/ы объясняется происхождением обоих звуков из одного индоевропейского звука U. Если вспомнить диалектный глагол «бучать», имеющий значения «реветь, гудеть, жужжать» и этимологически родственный словам «пчела, букашка, бык», то становится ясным, каково же было общее значение этих слов.

– Слово «соответственно» является самым длинным предлогом и самым длинным союзом одновременно. Оно состоит из 14 букв. Самая длинная частица «исключительно» на букву короче.
­

– Слово «халатность» произошло от слова «халад», холод. То есть халатное отношение означает – холодное.
­

– Единственное слово русского языка, не имеющее корня ­– это слово «вынуть» (нулевой корень).
­

– На данный момент в русском языке всего три существительных на букву «а», имеющих исконно русское происхождение: «азбука», «аз», «авось» – все остальные взяты из других языков.

Оксана Русова. Использованы материалы openlenguage.ru, andaylife.com, bsrgin.ru, webfacts.ru, oroiterest.ru и других рунет-ресурсов. Фото из открытых интернет-источников

 

Азбукой иногда называют алфавит. «Аз, буки, веди» – так называли буквы наши далёкие предки. Вообще, эта старославянская азбука полностью выглядела так:

 Ищем знакомые буквы

Современный русский алфавит произошёл от кириллицы старославянского языка, которая была заимствована у болгарской кириллицы и получила распространение в древнерусском государстве. Основоположниками кириллицы были братья Кирилл и Мефодий из Солуни.

Первоначально в алфавите было 43 буквы. К 1917 году алфавит пришёл в 35-буквенном составе: А, Б, В, Г, Д, Е (Ё отдельной буквой не считалось), Ж, З, И (Й отдельной буквой не считалось), І, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Ѣ, Э, Ю, Я, Ѳ, Ѵ. (Последняя буква формально числилась в русском алфавите, но де-факто её употребление сошло почти на нет, и она встречалась всего в нескольких словах). Последняя крупная реформа письменности была проведена в 1917-1918 годах, в результате неё появился нынешний русский алфавит, состоящий из 33-х букв.

В школах при обучении чтению помогает букварь. Появление букваря на восточно-славянских землях относится к XVI веку. Первый печатный букварь «Наука ку читаню и розуменю писма словенскаго» был издан Лаврентием Зизанием в Вильно в 1596-м. В 1634 году Василием Бурцовым в Москве был выпущен «Букварь языка Словенска». С этого момента буквари создавались как по буквослагательному методу, так и по звуковому (с первой половины XIX века). Однако только К. Д. Ушинский в своём «Родном слове» (1864) дал образец азбуки, построенной по аналитико-синтетическому звуковому методу письма и толкового словаря. В конце XIX – начале XX века появились буквари В.П. Вахтерова и В.А. Флёрова, совершенствовавшие букварь К.Д. Ушинского. Наиболее распространённые буквари середины XX века составили С.П. Редозубов (для городских школ) и А.И. Воскресенская (для сельских). Редозубовский букварь был основательно переработан в 1950-е гг. Иваном Свадковским.

 Валерия Киселёва. Фото из открытых интернет-источников, использованы материалы Википедии

 

Ищем знакомые буквыНесколько советов от педагогов

Главная цель букваря – помочь ребёнку научиться чтению, но дело, конечно, не только за книгой. Родители во время обучения ребёнка грамоте сталкиваются с самыми различными трудностями. Проведя опрос среди учителей литературы и преподавателей начальных классов, я составила план, который может помочь малышу быстро и легко освоить азы словесной науки.

1) Как правильно учить гласные и согласные.

Сперва учите открытые гласные: А, О, У, Ы, Э. Затем изучайте твёрдые звонкие согласные:

М, Л. Потом проходите глухие и шипящие звуки: Ж, Ш, К, Д, Т и т.д. Важно: произносить согласные надо только звуками.

2) Повторенье – мать ученья.

Обязательно на каждом занятии повторяйте пройденный материал, то есть те звуки, которые вы учили на предыдущем занятии. Закрепление материала позволит быстрее выработать у ребёнка правильный механизм чтения.

3) Читаем по слогам.

А вот теперь, когда вы уже выучили часть звуков, вам надо научить ребёнка читать по слогам. На самом деле это не так сложно, как кажется.

4) Учим несложные слоги.

Первые слоги, которым нужно научить ребёнка, должны быть несложными, состоящими из двух звуков, например: МА, ЛА, ПА, ЛО, ПО. Ребёнок должен понять, каким же образом звуки составляются в слоги, алгоритм чтения по слогам. Тогда спустя пару дней он уже как по накатанной начнёт читать более сложные слоги: ЖУ, ВЭ, ДО, то есть с шипящими и глухими согласными.

5) Учим более сложные слоги.

Пока ещё рано переходить к чтению слов. Лучше подольше «позакреплять» слоги, чтобы ребёнок основательно понял механизм их составления, а из слогов – уже слов. Итак, после того как ученик начал читать по слогам, состоящим из двух букв, начинайте давать ему более сложные слоги, в которых гласная идёт впереди согласной: АВ, ОМ, УС, ЭХ.

6) Учим читать первые простые слова.

А вот здесь уже можно начинать давать читать первые несложные слова: МА-МА, РА-МА, МО-ЛО-КО.

7) Следим за произношением.

Чтобы научить ребёнка хорошо читать, обязательно следите за первым произношением слогов. Не разрешайте произносить всё подряд, обязательно заставляйте его делать паузы между словами и, тем более, между предложениями. Сразу научите ребёнка так: сказал слово – пауза, сказал второе – пауза. Потом он сам начнёт укорачивать паузы.

И главное, не старайтесь сразу научить ребёнка читать бегло или выразительно. В первую очередь он должен научиться составлять слоги самостоятельно, читать их в книге, составлять слова и предложения, то есть просто овладеть техникой чтения. Пусть сначала дело будет идти очень медленно, пусть сложно для него. Но вы должны плавно, тихо и спокойно поправлять его ошибки, как бы играючи. Ведь игра – это всегда расслабление, отсутствие стресса. А именно это и нужно, чтобы ребёнок спокойно осознавал всё, что от него требуют взрослые.

Настя Новик. Фото из открытых интернет-источников

 

Ищем знакомые буквыРаз уж мы заговорили про то, что учиться читать должно быть интересно, делать это нужно играючи: есть множество стихотворений, которые знакомят детей с буквами русского алфавита. Вот пара примеров.

Диета термита

Говорил
Термит
Термиту:
– Ел я всё
По алфавиту:
Ел
Амбары и ангары,
Балки,
Брёвна,
Будуары,
Вафли,
Вешалки,
Вагоны,
Гаражи и граммофоны,
Древесину
Дуба,
Ели,
Съел
Жестянку (еле-еле),
Ел
И зелень,
И извёстку,
Ел
Изделия из воску,
Ел
Картины и корзины,
Ленты,
Лодки,
Магазины,
Несессеры,
Окна,
Пенки,
Потолки,
Рояли,
Стенки,
Телевизоры,
Ухваты,
Фильмы,
Фотоаппараты,
Храмы
(Церкви),
Цирки,
Чашки,
Кушал
Шахматы и шашки,
Шпалы пробовал
И штампы,
Щётки
И электролампы,
Даже
Юбками
Питался,
Даже
Якорь
Съесть
Пытался
И ни разу
Не был сыт!..
– М-да, –
сказал другой Термит. –
От диеты толку мало.
Лучше лопай что попало!

Борис Заходер

Живые буквы

Алик – авиатор (это значит – лётчик) –
Алым самолётом режет облака.
Боря – барабанщик.
Влас – водопроводчик.
Глеб – гранатомётчик, меткая рука.
Дима–
Детский доктор.
Ходит он в больницу.
Ева –
Ездит в цирке на коне верхом.
Женя –
Жница в поле.
Жнёт она пшеницу.
Зинаида–
Зодчий.
Значит, строит дом.
Игорь – самый главный
Инженер завода –
Из фанеры строит новый пароход.
Костя капитаном будет парохода,
К берегам Камчатки
Костя поплывёт.
Лёня – лучший лоцман.
Он через пороги
Лодок, пароходов водит караван.
Миша машинистом служит на дороге,
Мчится днём и ночью – в бурю и в туман.
Николай – наборщик.
Он за буквой букву
Набирает в строчки опытной рукой.
Осип –
Огородник,
Он копает брюкву.
Павел –
Пограничник,
Парень боевой.
Родион –
Рабочий,
Рудокоп в Донбассе.
Соня –
Санитарка.
Толя –
Тракторист.
Умная
Ульяна
Учит деток в классе.
Федя –
Физкультурник, первый футболист.
Харитон – художник.
Он для вас картинки
Хорошо умеет кистью рисовать.
Цезарь вам картинки вытравит на цинке,
Цинковые доски передаст в печать.
Чарли – это чёрный мальчик-африканец.
Чужестранцам Чарли чистит башмаки.
Чёрною суконкой он наводит глянец,
Часто получая только тумаки.
Шура – славный штурман.
Штурмовал он льдины.
Шквал ему не страшен, в стужу он не мёрз.
Щёлкают копыта.
Это с Украины
Щорс верхом несётся, настоящий Щорс.
Эрик, мой приятель, чинит выключатель.
Это наш электрик, слесарь и монтёр.
Юрий будет дельным
Юнгой корабельным.
Юрий любит бури и морской простор.
Яков – знаменитый маленький садовник –
Яблони и груши вырастил в саду,
Ягоду малину, ягоду крыжовник.
Я на днях учиться к Якову пойду.

Самуил Маршак

 

blog comments powered by Disqus