КАДЕТСКОЕ БРАТСТВО

account_circle
visibility
«Как вырастить из сына настоящего мужчину?» – таким вопросом задаются многие родители, когда на свет появляется малыш мужского пола. Немного погодя им приходится решать не менее важную проблему: «А как...


«Как вырастить из сына настоящего мужчину?» – таким вопросом задаются многие родители, когда на свет появляется малыш мужского пола. Немного погодя им приходится решать не менее важную проблему: «А как же оградить чадо от влияния улицы, дурной компании и пагубных привычек?». Согласитесь, сегодня эта тема остро обсуждается в обществе. На сей счёт вспоминаются слова известного российского актёра и кинорежиссёра Ролана Быкова: «Как бы ты ни опекал розу, как бы ты за ней ни ухаживал, она никогда не вырастет на севере такой, какой она выросла бы на юге, потому что, прежде всего, должен быть климат». Для того чтобы понять, что подразумевается под словом «климат», мы решили совершить увлекательное путешествие в Нижегородскую кадетскую школу-интернат имени генерала армии В.Ф. Маргелова, где третий год учится наш земляк Дмитрий Калинкин. Ребят, обучающихся и воспитывающихся там, окружает такой климат, который можно сравнить разве что с армией. Здесь они проходят настоящую школу мужества…
   Итак, расположена данная кадетская школа в Балахнинском районе, посёлке Истомино, на базе бывшего авиационного полка ПВО (это более 270 километров от Выксы). На въезде в школу-интернат установлен постамент, с которого будто бы взлетает самолёт. Он символизирует причаст-ность данного кадетского корпуса к Воздушно-десантным войскам и Вооружённым силам России.
   В настоящее время в Нижегородской кадетской школе-интернате обучаются около 300 воспитанников в возрасте от 13 до 17 лет (т.е. с 8 по 11 класс) из разных регионов страны. Наряду с изучением общеобразовательных предметов кадеты получают дополнительное образование: начальную военную, воздушно-десантную и авиационную подготовку, осуществляется профессиональное обучение водителей категории «В», «С». Воспитанники посещают и спортивные секции, в которых занимаются лёгкой и тяжёлой атлетикой, боксом, рукопашным боем, конным спортом, а также осваивают искусство танца, этикет, хоровое пение, изучают основы программирования и военную историю Отечества.

О том, какие уроки мужества получают юные кадеты в данной школе, рассказала заместитель командира роты по воспитательной работе Ольга Михайловна Харитонова:
– Наряду с обычными школьными предметами наши кадеты изучают историю культуры и религии, этикет поведения за столом, в общественных местах и в гостях. Кто и когда ещё научил бы их таким, казалось бы, элементарным вещам, как уважение к старшим, к женщине, да и просто к товарищу? Ведь дома они нередко получают совсем иные «уроки».

– Наверное, это очень тяжело – вот так вдруг стать правильным без поддержки кого бы то ни было?
– Тяжело. Именно поэтому с 2010 года набор «помолодел». Раньше к нам поступали мальчишки после 8 класса. Времени на адаптацию у них уходило столько, что 9-10 классы как бы «пробуксовывались» ими. Зрелыми, серьёзными кадетами ребята становились лишь в выпускном классе. А одного года, сами понимаете, слишком мало, чтобы определиться с ценностями и стереотипами.

– Что самое сложное на первых порах для юного кадета?

– Адаптация и привыкание к самостоятельности. Большинство ребят даже тряпку половую в руках держать не могут, не говоря уже о подметании. Хотя у нас есть уборщица, наряды никто не отменял. Вот и получается, что на первых порах новички, в попытках вымыть пол, устраивают буквально море в расположении роты. А пришивание шеврон?! Все пальцы исколоты, на глазах слёзы – целых два дня не могут справиться с этой несложной для женского пола задачей. Но в последние годы ситуация изменилась, благо старшеклассники взяли шефство над новичками, что позволяет решить проблемы не только с приобретением необходимых в хозяйстве навыков, но и свести на нет неуставные отношения.

– Неуставные отношения – это как дедовщина в армии?
– Неуставные отношения – это когда происходит подавление младших старшими. Вы только представьте, мальчишки попадают в новую среду, ранее незнакомую. Сразу же начинается делёж сфер влияния, ведь каждый должен занять своё место в обществе. А нередко случается, что мальчик в кадетской школе находится по воле родителей, таким здесь особенно тяжело.

– У вас обучаются 300 кадетов, как вам удаётся отслеживать успехи и неудачи каждого?

– Мы ведём дисциплинарный журнал, где отмечаем нарушения и поощрения каждого воспитанника. В конце года анализируем, смотрим, чего у определённого кадета больше, решаем, премировать его или наказать.

– Прямо-таки система «кнута и пряника». Как премируете и наказываете?

– Если нарушения серьёзные (наличие двух и более двоек за четверть, распитие спиртных напитков, неуставные взаимоотношения), то встаёт вопрос об отчислении из школы-интерната. Если мелкие (полученная на неделе двойка, несоблюдение дисциплины и прочее), то лишаем положенных двух увольнений в месяц.
   Касаемо поощрений – их много и они самые разные. К примеру, за хорошую успеваемость полагается ежемесячная стипендия, сержанты за командование взводом или отделением получают денежное вознаграждение, поощрением является и внеочередное увольнение, ценные подарки, грамоты, благодарственные письма родителям. Ваш земляк Дмитрий Калинкин за примерное поведение получил в этом году очень почётную награду – право сфотографироваться у развёрнутого знамени. Молодец! А вообще, настоящим удовольствием для ребят является дополнительный прыжок с парашютом. Ежегодно 21 октября у нас отмечается праздник первого прыжка, который снимается на камеру прямо в самолёте. Потом мы все вместе просматриваем фильм, анализируем поведение новичков, прыгающих впервые.

– Да, это настоящая школа мужества… Многие родители сейчас наверняка задумаются над тем, не отправить ли им сына в подобное заведение. Есть какие-то рекомендации для них на сей счёт?
– Прежде всего, должно учитываться мнение ребёнка, хочет он для себя такой жизни или нет. Если ваш сын «домашний», то ему тоже не стоит пробовать поступать сюда. Ну и самые главные показатели – успеваемость и физическая подготовка. Подтягивание, отжимание, бег и другие комплексы упражнений предполагают хорошую выносливость, поэтому задайтесь вопросом: «Ваш сын справится с такой нагрузкой?».
   Да, 13 лет, – это тот возраст, когда все мальчишки в душе если не Робин Гуды, то уж, как минимум, Рэмбо. И общаясь с интернатскими ребятами, одетыми в кадетские мундиры и фуражки, невольно замечаешь, что предложенная ребёнку взрослыми игра в героя, добровольно взявшего обязательство служить Отечеству, совершенно естественным образом трансформируется в образ жизни, становясь тем мотивационным моментом, который заставляет его при любых обстоятельствах вести себя достойно и по-мужски.

КАДЕТСКОЕ БРАТСТВОО том, сложно ли стать и быть кадетом, рассказал наш земляк Дмитрий Калинкин:
– Об учёбе в подобной школе размышлял давно. Думал о поступлении в суворовское училище. Но когда узнал о Нижегородской кадетской школе-интернате, то сомнений не возникло. Решил твёрдо – стану кадетом и точка. Да, тяжело… Да, сложно… И тем не менее, оно того стоит. Знаете, какая здесь возникает дружба между кадетами – настоящее братство. А если учесть тот факт, что учёба в подобном заведении является своего рода подготовкой к армии, то интерес ещё больше растёт. Ребят, которые чувствуют себя здесь неуютно, либо отчисляют, либо они уходят сами. Но я считаю, главное – привыкнуть к атмосфере, в которой самостоятельность и дисциплина прежде всего. А дальше выбор за тобой: хочешь – поступай в военный вуз, нет – так сразу в армию иди… Так или иначе, к чему бы ты ни стремился, учёба в кадетской школе – хороший аванс на будущее.

P.S. Привет от Дмитрия Калинкина родителям, а также всем-всем, кто его знает и скучает по нему.

Юлия Сиденькова. Фото автора