Каждый может сделать мир немного лучше, даже ребёнок

visibility
«Молодо не зелено» – эта фраза невольно вспоминалась на подведении итогов конкурса исследовательских работ в ДЮЦ «Темп». Юные выксунцы представили изумительные проекты.

Ведь ребята, рассказывая о самых привычных вещах, предлагают взглянуть на них с необычного ракурса.

– Конкурсы проектной и исследовательской деятельности по различным направлениям по программе «Дети. Творчество. Родина» для ребят от 5 до 18 лет проходят в детско-юношеском центре «Темп» с 2003 года, – рассказала Ольга Шаронова, методист центра. – Ежегодно в них участвует в среднем 50 человек. Несмотря на столь продолжительную историю, конкурсанты вместе со своими руководителями находят новое и выдвигают смелые идеи, интересные гипотезы, проводят неожиданные эксперименты, восстанавливают утраченные технологии. 

В таком состязании как «Юный исследователь», например, особо интересны проекты, которые базируются на полевых исследованиях по агрономии, зоотехнии, здоровье, сбережению. 

Конкурс «От истоков до наших дней» предполагает проведение работ по изучению устаревших технологий, восстановлению утраченных образцов декоративно-прикладного творчества и самостоятельного изготовления авторских копий музейных экспонатов, семейных реликвий, или выполнение абсолютно нового авторского продукта. 

А для самых маленьких исследователей и дизайнеров проходит конкурс «Я познаю мир». У них есть возможность пробовать себя как в экологическом направлении, так и в дизайн-проектировании.



параграф-1.jpg

Спасли стрижа

Работа Виты Бубновой, ученицы школы №6 (на фото справа) посвящена защите обитателей природы. 

Вита-Бубнова.jpg– В прошлом году мы пошли на линейку в школу и  возле дома увидели птенца, а рядом с ним сидел кот. Мама забрала птицу и отнесла подальше, в траву. Вечером я вышла посмотреть, где он. Птенец сидел там же. Нам стало жалко его, так он оказался у нас дома. Из Интернета узнали, что это стриж, поняли, как и чем его нужно кормить. Когда птенец подрос, мы его выпустили. 

За это время Вита многое узнала о стриже, научилась ухаживать за птицей. Полученным опытом решила поделиться. Так и появилась работа «Выкармливание птенца стрижа в домашних условиях».  

Светлана Иванова, учитель начальных классов школы №6, научный руководитель девочки, рассказала, что это уже второй исследовательский проект Виты. В этот раз девочка заняла третье место в муниципальном этапе конкурса в ДЮЦ «Темп» и стала победителем (среди учащихся начального звена) конкурса, проведённого управлением образования. Для младших школьников, подчеркнула Светлана Владимировна, важно участие родителей при создании таких работ. 

Кстати, Вита отличница, серьёзно занимается танцами, успешно выступает на конкурсах не только в Выксе, но и в других городах. 



параграф-2.jpg

Сделать кофе на свой вкус

Александра Линевич, ученица 9 класса школы №10, представила работу о популярном напитке в номинации «Экология и здоровье». 

Александра-Линевич.jpgВыполняя проект, Саша выдвинула гипотезу: «Если растворимый кофе содержит различные добавки, то будет ли качественнее приготовленный в домашних условиях?». Она задалась целью получить кофе из природных компонентов и изучить его свойства и химический состав (наличие кофеина).

– Меня заинтересовало, почему так много людей каждый день пьют кофе. Хотя далеко не всем его можно потреблять. Да и у меня родители кофеманы, – обосновала свой выбор темы Саша. – Папа очень много знает о кофе, его разные рецепты. Я теперь тоже могу похвалиться, что стала хорошим знатоком кофе. Работая над проектом, готовила его из моркови, цикория, хотела сделать и из желудей, но год оказался неурожайный на них. Проводила исследования органолептических, химических и физических показателей напитка. Для этого очень пригодились знания по химии и биологии.

На основании изученных информационных источников и проведённого эксперимента Саша сделала вывод, что кофе – уникальный продукт, состоящий из более чем ста компонентов. В потреблении кофе есть свои плюсы и минусы. По результатам исследования ученица доказала, что даже в домашних условиях из природных материалов можно приготовить кофе, который по органолептическим и физико-химическим показателям будет соответствовать санитарным нормам ГОСТа. 

То есть такой кофе ничуть не хуже магазинного и не нанесёт вреда здоровью. Единственный недостаток – отсутствие кофеина, способного повышать производительность труда, уменьшать усталость и сонливость. Цель, которую ставила перед собой Александра при создании проекта, была достигнута.

«Исследовательские работы пишем с учащимися 8-9-х классов, – пояснила Лариса Давыдова, научный руководитель школьницы, учитель химии. – Саша интересуется этим предметом, поэтому я и предложила ей заняться исследованиями. Сейчас все увлекаются экологически чистыми продуктами, решили взять тему «кофе». Проект отправлен для рассмотрения в Нижегородский центр развития творчества детей и юношества. Скоро поедем на его защиту. 

Саша целеустремлённая и ответственная ученица. Она умеет презентовать свои работы. Вообще, опыт создания проектов нужен всем. Он пригодится в дальнейшей учёбе, при написании диплома. Ученик уже имеет представление, где искать нужную информацию, как правильно оформлять и представлять свой труд».



параграф-3.jpg

Глина подвластна рукам

Считает и Кирилл Полежаев, ученик 5 класса Вильской школы.

Кирилл-Полежаев.jpg– Я случайно наткнулся на коротенький видеоролик, в котором показывали, как делают разные изделия из глины на гончарном круге. Это было так красиво! Меня настолько впечатлило видео, что я тоже захотел этим заниматься, научиться, – объяснил школьник. – Работать с глиной мы учились вместе с папой. Прочитали много литературы. Смотрели обучающие видео и мастер-классы по лепке.   

Глина пластична. Берёшь её в руки, и сразу включается фантазия. Это удивительный материал, он прощает твои ошибки и даёт неповторимые ощущения, уверенность, что твоим рукам подвластно многое». Первое изделие мальчик подарил маме. 

Всё это подтолкнуло Кирилла к написанию исследовательской работы «Гончарное мастерство». С ней он участвовал в районной научно-практической конференции, где занял третье место. Стал финалистом в конкурсе исследовательских проектов в ДЮЦ «Темп» «От истоков до наших дней». Он не собирается останавливаться на достигнутом, хочет попробовать новую технику лепки. 

– Кирилл любит заниматься творческой деятельностью, обладает богатой фантазией, воображением, – пояснила Анжелика Терентьева, его научный руководитель, учитель начальных классов Вильской школы. – В то же время мальчика отличает твёрдость характера, упорство. Его уважают одноклассники. Успехам Кирилла способствовали внимание и помощь со стороны родителей, которые всегда стараются поддержать ребёнка в нужную минуту.



параграф-4.jpg

Вода живая и мёртвая: подробно о плюсах и минусах

Именно об этом работа Анны Смирновой, ученицы 11 класса школы №9 (научный руководитель Наталия Крутова, учитель биологии). Аня учится на «отлично». Почему обратилась именно к этой теме?

Анна-Смирнова.jpg– Прошлым летом я много читала о пользе и вреде продуктов, потом – о плюсах и минусах воды. Решила более детально её исследовать, тем более что собрала достаточно много информации по этому вопросу. В частности, убедилась, что кипячёная вода не так уж и полезна: она практически лишена своих природных свойств. Самая лучшая для питья – родниковая и бутилированная. 

Аня также изучала, чем лучше всего поливать овощи, чтобы они быстрее росли. Делала это на примере лука. Ученица опытным путём получила талую, протиевую и дейтериевую воду. Оказалось, что лук предпочёл талую: рос как на дрожжах. 

Аня объясняет это тем, что в кипячёной воде структурные связи рвутся, а в талой удивительным образом восстанавливаются. То есть без основательного знания физики и биологии создавать исследовательские проекты непросто. Аня, помимо учёбы, успевает ещё заниматься вышиванием, игрой на гитаре, волонтёрством, пишет заметки для Молодёжного центра. Как можно всё это совмещать и везде успевать?

Школьница объяснила: «Главное – желание что-то делать, а время для этого всегда найдётся».

– Да, Аня очень самостоятельна во всём, – подтвердила Наталия Крутова. – Ей нужно только задать направление, и она прекрасно всё выполнит сама. Работу «Вода живая и мёртвая» мы представляли в Нижнем Новгороде на межрегиональной конференции. Защита проходила в образовательном центре Федерального института прикладной физики РАН. Проект вызвал большой интерес. Преподаватель вуза, профессор, «пытала» Аню больше 20 минут, задавая глубинные вопросы, и на их дискуссию собралось много участников конференции. 



параграф-5.jpg

Памятников природы должно быть больше

Кирилл Лазарев, ученик школы №9, работал над проектом об особо охраняемых природных территориях (ООПТ) так же под руководством Наталии Крутовой. 

Кирилл-Лазарев.jpg– Я очень люблю российскую природу, особенно выксунскую: наши леса, озёра. В детстве много времени проводил в лесу, в частности возле микрорайона Жуковского, – рассказал одиннадцатиклассник. – Когда в 2010 году произошли пожары, меня волновал вопрос: «Почему даже после этой стихии, в результате которой  погибло столько деревьев, продолжаются несанкционированные вырубки?». По-прежнему 

в лесах образуются свалки. Всё это ведёт к уменьшению численности зверей и птиц. Поэтому нужно создавать как можно больше ООПТ, в которых законы ограничивают разрушительные действия человека. 

В его проекте рассматриваются следующие вопросы: для чего нужны ООПТ, когда они появились в Выксе, каков их процент в нашем округе и области. 

Площадь таких территорий как в области, так и в округе незначительна, её должно быть больше, утверждает в своей работе школьник. Поэтому 

Кирилл обосновывает необходимость появления дополнительных ООПТ. 

Он считает, что памятником природы может стать Шиморский карьер, где любят отдыхать выксунцы. Ученик уверен, что нужно как можно быстрее разработать паспорт для озера Витерево – памятника природы. Эта особо охраняемая природная территория, единственная из всех выксунских, его не имеет. 

В то же время, по мнению Кирилла, если каждый школьник будет убирать за собой мусор (а в идеале вообще не сорить), сажать деревья, то негативная нагрузка на природу станет значительно меньше.



параграф-6.jpg

Можно ли выращивать картофель нетрадиционно

Оказалось, что это реально, причём урожайность клубнеплодов значительно повышается.

Вероника-Троицкая.jpgО нестандартной методике получения «второго хлеба» в своей исследовательской работе рассказала Вероника Троицкая, ученица седьмого класса Шиморской школы. Поводом к созданию проекта послужило несколько причин.

На пришкольном участке дети работают каждое лето. И ежегодно перед ними стояла проблема его уборки: нужно было утилизировать огромное количество листвы. Кроме того, здесь влажная почва, поэтому посадку начинали достаточно поздно. 

Решили исправить ситуацию: найти применение мусору и получать урожай раньше обычного. 

– Мы изучили литературу о нетрадиционных способах выращивания картофеля, – рассказали Вероника и её научный руководитель, учитель технологии Татьяна Денисова. – Затем сделали короб, набросали в него листвы, перепревшей травы, разложили там картофель, поливали его, добавляя указанные компоненты. 

Новый способ понравился: урожай собрали достаточно рано, клубни оказались крупнее, чем обычно, и чистые – их было приятно собирать. О применении нетрадиционных технологий при выращивании картофеля школьница и рассказала в своём исследовательском проекте.

– Думаю, что работа может быть интересна не только нам, но и жителям посёлка. 

На многих участках почва сырая. При таком способе на картофельной ботве и колорадских жуков не много, – считает Вероника.



Добавить зелёного


Формировать у учащихся экологическое мышление и культуру можно только при непрерывном экообразовании. Все образовательные учреждения округа  являются активными участниками фестивалей, конкурсов, конференций, олимпиад, в том числе и дистанционных, викторин муниципального, природоохранных акций городского, областного и всероссийского уровней. 

Работы выксунских школьников всегда занимают призовые места. Их исследования рассматривают на научно-практических конференциях, которые проводят вузы. В частности, проекты Анны Смирновой и Кирилла Лазарева были представлены на такой встрече, организованной в апреле филиалом НИТУ МИСиС. 

Кроме того, их творческие сочинения, а также Александры Линевич, Виталии Бубновой, Кирилла Полежаева и Вероники Троицкой в очередной раз были высоко оценены на научно-практической конференции, проводимой в рамках муниципальной программы «Одарённые дети». Ребята получили дипломы и призы.  

9-школа-мусор-уборка.jpgИ самое главное, можно быть уверенным, что дети, которые вложили частичку своей души в создание подобных работ, не сломают дерево, не обидят животное, птицу, не пополнят лесные свалки. Наоборот, они самые активные защитники и хранители зелёного наследия.

Практически оказывают реальную «зелёную» помощь окружающей среде. Активно убирают мусор с территорий, расчищают берега Оки и других водоёмов, ухаживают за родниками, высаживают сосны в лесах, обучаются раздельному сбору твёрдых коммунальных отходов и учат других, проводя акции по этому эконаправлению в Выксе. 

Каждый из таких детей и подростков выполняет конкретное дело во имя сохранения нашей природы. Пусть это будет посаженное дерево, облагороженный участок пруда или речушки,  собранные раздельно мусор, участие в экосубботнике… 

Главное, что есть результат их природо-охранной деятельности. А такой пример – другим наука.

Фото автора, Никиты Курицына и из архива школы №9 

blog comments powered by Disqus