Мы – коренные

Братских народов союз вековой По странам и континентам Какие малые народности проживают рядом с нами

Итак, спешим поделиться информацией об одном очень важном празднике (особенно с теми, для кого каждый день – праздник). 9 августа отмечается Международный день коренных народов мира.

Они есть везде: во всех странах, на разных континентах, на всей территории земного шара. Где-то они процветают, и численность их растёт день ото дня, где-то их осталось совсем мало, а где-то они и вовсе исчезли, став жертвой колониальных войн.

Об этом молодёжная редакция и решила поговорить в сегодняшнем выпуске «Мы – молодые».

 

Уверена, что каждому россиянину с первого класса известно, что наша огромная Родина – страна многонациональная. На данный момент на её территории проживает около 200 различных народов. Такого нет практически ни в одной стране мира! И тут уж нельзя не отметить множество коренных народов, проживающих на территории Российской Федерации. Давайте же рассмотрим эту тему подробнее.

В Интернете с лёгкостью можно найти единый перечень коренных народов России, утверждённый правительством в 2000 году. К сожалению, многие из них на сегодняшний день являются малочисленными, и скоро их уникальные традиции, обычаи, язык могут кануть в Лету.

Мы – коренныеТак, например, води. Это малочисленные представители народа, который называют финно-угорами, они считаются коренным населением территории современного Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Ленинградские аборигены считаются самым малочисленным и древним народом современной России. Слово «води» в переводе на русский язык означает «здешний». Народ включён в список ЮНЕСКО исчезающих и малочисленных народов России. Сегодня представителей води насчитывается несколько десятков человек, многие из которых не проживают на территории РФ. Водский язык считается исчезнувшим.

Мы – коренныеКереки – один из самых малочисленных народов Российской Федерации. Называют себя также «анкалгакку», что переводится как «приморские люди». С каждым годом представителей этого народа всё меньше и меньше, и, скорее всего, через несколько лет не останется ни одного. Очень сильно кереки пострадали от ассимиляции чукчей. Кстати, считается, что кереки научили чукчей запрягать собак в упряжку, так как именно они изобрели этот способ перемещения.

Подобных примеров – множество. Можно рассказать про шапсугов, шорцев, эвенков, юкагиров, вепсов, алюторцев и т. д. (если кого-то заинтересовала эта тема, то заходите в Интернет – там масса дополнительной информации). Огорчает тот факт, что проживанию этих народов мешает бурное развитие цивилизации. Например, остро эта проблема стоит перед народами, которые живут за Уралом, где очень широко представлена добывающая промышленность. Она «забирает» земли предков. Создаются даже специальные Ассоциации малочисленных коренных народов России, которые помогают людям бороться за их права.

«Побродив» ещё немного в Гугле, выяснила, что у нас в России существуют и вымышленные, официально не признаваемые «народы». Во Всероссийской переписи населения 2002 года перечислено 183 признанных этнографией национальности. В России на тот момент проживало 145 166 731 человек, среди которых 42 980 назвали национальность, не указанную в итоговом списке, а 1 460 751 человек отнесён в категорию «лиц, не указавших национальность в переписном листе». Часть из них составили представители фантастических «национальностей». Среди выдуманных «народов»: буркинцы, иркуты, атыгийцы, чучмеки, москвичи, джедаи, гномы, лешие, орки, гоблины, хоббиты, полудницы, эльфы, толкинисты, марсиане и многие другие, всего более 430 необычным названий. Численность многих из них значительно превышает малочисленные народы Севера. Если их признают, то на основании итогов переписи они получат полное основание требовать (подобно другим малым народам) особого статуса: от создания собственных школ до представительства в органах власти. Впрочем, пока в официально опубликованных итогах переписи конкретные фантастические «нацио-нальности» и их численность вообще не упоминаются.

А в заключение хочу сказать, что в нашем округе тоже живут представители некоторых коренных народов России. Так что (обязательно) не забудьте поздравить их сегодня с праздником!

Анна Васильева. Фото из открытых интернет-источников

 

В ходе колонизации мира, начавшейся в XV веке, в эпоху Великих гео-графических открытий, и продолжавшейся до ХХ века, большинство коренных народов планеты оказалось под угрозой исчезновения. Когда Васко да Гама открыл путь в Индию, а Колумб достиг берегов Америки, европейцы впервые столкнулись с народами иных культур.

Мы – коренныеПосле экспедиции Колумба Европа узнала об индейцах – коренных жителях Америки. Само название возникло от ошибочного представления мореплавателя, считавшего открытые им заатлантические земли Индией. В Северной Америке проживало около 400 племён. Все они говорили на разных языках и не имели письменности, занимались охотой, собирательством, а мексиканские и южно-американские племена – земледелием. В северных районах они охотились на морских зверей. В Центральной Америке ко времени европейской колонизации существовала высокоразвитая художественная культура, уничтоженная завоевателями. Искусство многочисленных племён было связано с бытом; оно отра-зило наблюдения охотников, рыболовов и земледельцев. Широко были распространены плетение, ткачество, вышивка, изготовление украшений из перьев, керамической и деревянной утвари и фигурок.

Народы мира переняли от индейцев возделывание кукурузы, картофеля, томата, подсолнечника, какао, табака, перца, фасоли, арахиса, агавы, бобовых, кабачков и других культур. Индейцы разводили домашних животных, из которых ныне широко распространены домашняя индейка и морская свинка. Среди птиц, одомашненных индейцами, – мускусная утка. Они приручали попугаев ара, использовали в качестве вьючных животных лам и альпак.

Открытие португальским мореплавателем Васко де Гама нового морского пути из Европы в Индию положило начало прямой индоевропейской торговле. Эксплуатация индийских колоний была важнейшим источником накопления английских капиталов и промышленной революции в Англии.

Андаманцы – коренные жители Андаманских островов. Занятия береговых андаманцев – ловля морских черепах и рыболовство, лесных – охота, главным образом на диких свиней. Оружие – лук и гарпун, в охоте использовали собак. Андаманцы не живут на одном месте, а меняют расположение поселений. Пищу пекут или жарят на открытом огне. Традиционная одежда – набедренная повязка из растительного волокна. На Северном Андамане носят длинные волосы, на Южном – бреются наголо, некоторые стригутся коротко. Иногда встречаются усы и бороды, практикуется раскраска лица глиной. Основное развлечение – танцы без музыки, сопровождающиеся песнями. У андаманцев есть легенда о потопе – они верят, что их острова были разделены потопом, разделились и их племена. Есть обычай обмена подарками, который укрепляет дружбу между отдельными родами и племенами, хотя бывают и ссоры. Завоевание Англией Андаманских островов вызвало страшную эпидемию и быстрое вымирание аборигенов. Их численность сократилась с 5000 до 625 человек. В настоящее время насчитывается около 400. Правительство Индии включило андаманцев в список официально зарегистрированных племён и способствует их изоляции.

Мы – коренныеНа Востоке Индии проживает группа горных племён и народностей нага общей численностью свыше 2 млн человек. Большинство нага проживают в деревнях. У каждой есть свой собственный отличительный знак. Большинство населения по-прежнему состоит из земледельцев, а рыболовство, охота, гончарное и кузнечное ремесло, плетение корзин и лесное хозяйство дополняют их основой вид деятельности. Традиционная одежда: накидки и домотканые одеяла, мужские набедренные повязки, женские юбки до колен. Основная пища – злаки, овощи, фрукты, крупы, мясо, распространено поедание мяса собак. Нага придумали свой алкогольный напиток – рисовое пиво. В семье вся власть в руках отца, мужа. Когда сын женится, родители и другие дети съезжают из дома и заселяют новый, а женившийся сын наследует дом родителей. Женщины в обществе нага играют очень большую роль. Большинство из них – домохозяйки, после свадьбы они ведут домашнее хозяйство и воспитывают детей. Однако существуют ограничения для женщин: они не могут наследовать родительскую собственность, трогать копьё и щит мужа, участвовать в охоте.

Мы – коренныеНа юге Индии проживают тамилы. Для национального самосоз-нания тамилов очень важен родной язык. На тамильском языке существует обширная литература, известен даже тамильский кинематограф. Основные занятия – земледелие (культуры – рис, просо, масличные, хлопок, чай). Развиты ремёсла – ткацкое, обработка меди, бронзы, свинца, латуни, изготовление игрушек, декоративной скульптуры, корзин, циновок, художественной посуды и музыкальных инструментов. Жилище – наземное, прямоугольное, из глины или кирпича. Крыша двух- или четырёхскатная. Есть крытые веранды. Тип жилища зависит от касты владельца. Каждая каста населяет свою улицу или квартал. Одежда – общеиндийского типа. У мужчин – лунги, у женщин – сари. Обувь носят, в основном, в горных районах. Распространены украшения. Основная пища – рис, похлёбки (бобовые, овощные). Широко используют пряности, острые приправы, масла, зелень, фрукты. У тамилов есть народный кукольный театр, своя литература и искусство. В музыкальный ансамбль тамильской музыки входят традиционные инструменты: ударные мриданга и тавил, духовые нагсварам и флейта, струнные скрипка и вина.

Елена Кузнецова. Фото из открытых интернет-источников

 

По преданиям, на той территории, которая ныне именуется Нижегородской областью, раньше жил народ, именуемый мордва. Есть даже легенда об основании Нижнего Новгорода и покорении русскими мордвы:

«Ехал русский князь Мурза по Волге; на ту пору на горе мордва в белых своих балахонах молилась богу; спросил Мурза своих воинов: «Что это за березник мотается-шатается, к земле-матушке на восток приклоняется?». Посланные донесли, что это не березник мотается-шатается, а мордва своему богу молится; в бадьях у них стоит пиво сладкое, на рычагах висит яичница, в котлах говядину варят... Старики из мордвы, узнав о прибытии русского князя Мурзы, послали ему с молодыми людьми говядины и пива; молодые люди дорогой говядину съели, пиво выпили, а русскому князю принесли земли да воды.

Князь Мурза обрадовался этому дару, принял его за знак покорности мордовского племени, и поплыл далее по Волге: где кинет на берег горсть земли, поднесённой ему недогадливой мордовской молодёжью, – там быть городу, где бросит щепотку – там быть селу... Так и покорилась русским земля мордовская». (Храмцевский. Краткий очерк истории и описание Н. Новгорода. 1857 г. Т.1.).

А вы знаете, какие малые народы ещё проживали в нашей области и около неё? Вот только некоторые из них:

Э́рзя – древний народ финно-угорского происхождения. Обосновавшись между Окой и Сурой, под защитой дремучих лесов, эрзяне построили новый центр, который стал столицей протогосударства, что следует из его названия – Эрзямас (Арзамас) – от «эрзянь мастор» – «страна эрзян».

Мы – коренныеМарийцы (мари), черемисы (черемись) – тоже древний народ финно-угорского происхождения, селившийся к северу от средней Волги, в междуречье Вятки и Унжи. «Мари» преводится как «человек», «мужчина», «муж», а «черемись» – древнерусское название марийцев. Современные марийцы компактно проживают в Республике Марий Эл, где по данным переписи 2002 года их было 42,88% населения республики, в Башкирии, Татарии, Удмуртии, Нижегородской, Кировской, Свердловской и других северных областях центральной России.

Мы – коренныеМеря – народ, относящийся к коренному населению Поволжья. Наиболее близкими мере по происхождению являются мари, затем мурома и мордва. К мере относится большая группа племён, включавшая в себя в т. ч. и население, оставившее памятники типа Безводнинского могильника.

Муромá – финно-угорский народ, родственный мордве. Муромская земля располагается в землях Нижней Оки. Мурома в раннем средневековье была ключевой частью Волжского торгового пути. Это финно-угорский Люксембург. Здесь были торговые ставки мери, эрзян и мари. В исторической литературе историю финно-угорской муромы принято начинать со второй половины I тыс. н.э. и заканчивать XII-XIII веком.

Ася Шнитко. Фото из открытых интернет-источников