Слова умеют плакать и смеяться

В школе нас учат грамотно и правильно говорить. А что именно скрыто в понятии «грамотность»? Об этом «Выксунскому рабочему» поведала Жанна Александровна Багрянская, учитель русского языка и литературы с 45-летним...

В школе нас учат грамотно и правильно говорить. А что именно скрыто в понятии «грамотность»? Об этом «Выксунскому рабочему» поведала Жанна Александровна Багрянская, учитель русского языка и литературы с 45-летним стажем.

Грамотность была важна во все времена. Не утратила она своего значения и в современном мире. Что же такое грамотность? Правильное написание слов? Да. Правильная речь? Тоже да. А ещё умение человека строить фразы, логически рассуждать... Истинно грамотным человеком можно назвать только того, кто обладает всеми этими качествами.

Говорить о врождённой грамотности и безграмотности нельзя. Врождённая грамотность – это когда человек пишет, допуская минимум ошибок, правильно расставляя знаки препинания интуитивно. Такой способностью обладают единицы. В основном же грамотность приобретается. Есть люди, которые тяжело запоминают правила русского языка. Но мнение, что это нельзя изменить, ошибочно. Всё зависит, прежде всего, от желания человека не просто учить правила, но и много работать над собой.

На уровень грамотности в первую очередь влияет чтение. Читая, мы задействуем зрительную память, которая стимулирует развитие грамотности. Несмотря на то, что в современном мире всё большую популярность приобретают Интернет и электронные книги, они не могут сравниться с настоящими книгами по пользе для развития.

Много сказано о том, что уровень грамотности зависит от самого человека. Если у него есть желание познавать глубины нашего языка, он будет самообразовываться. Нет желания – уровень грамотности останется низким. А учителя дают лишь азы. Так, каждый педагог обязан развивать грамотную речь учеников. Проводятся специальные уроки развития речи, на которых ученик с младших классов работает над законами орфоэпии, учится правильно использовать слова, верно строить предложения, высказывания. Хорошим средством для поднятия уровня грамотности у детей является участие в различных школьных олимпиадах – не для получения наград и грамот, а именно для того, чтобы проверить знание языка, убрать пробелы.

Современный человек иначе воспринимает понятие грамотности. Если, например, сравнить учеников 70-х годов и последних лет, нельзя сказать, что молодёжь стала глупее. Во все времена были люди любо-знательные и нелюбознательные. Но желание читать книги сильно упало. Когда-то наша огромная страна была одной из самых читающих в мире. Современные молодые люди книгами интересуются гораздо меньше. Нельзя указать одну конкретную причину этого явления, но сложно не заметить пагубного влияния современных технологий на развитие школьников.

Интернет и телевидение дают массу информации, можно узнать что угодно, не тратя времени. Например, посмотреть фильм, вместо того чтобы прочитать одноимённую книгу, или скачать реферат, вместо того чтобы написать его самостоятельно. А ведь реферат – это не просто выборка информации из каких-либо статей, а именно восприятие темы самим человеком. Поэтому раньше ученик пропускал материал через себя, кропотливо выбирая из нескольких печатных источников то, что его заинтересовало. А сейчас в Интернете масса готового материала и не нужно напрягаться. Порой случается, что работы, скачанные из Интернета, похожи как близнецы.

Значительные изменения в восприятии школьниками грамотности произошли с введением ЕГЭ. Многие стали видеть в русском языке лишь средство для хорошей сдачи экзамена. То есть стимул познать родной язык теряется, а появляется желание получить большее количество баллов.

Государство предоставляет определённые стандарты образования. Но они, к сожалению, сокращаются и сокращаются. Например, на уроки русского языка в 9 классе оставлено лишь 2 часа в неделю, литературы – 3 часа. Это предельно мало. А сейчас разрабатываются новые стандарты, по которым русский язык и литературу планируется соединить в один предмет. Сложно представить, что ученик сможет получить из такого обучения.

К сожалению, понимание русского языка, как великого и могучего, у многих приобретает иное значение. Из уст старшего поколения очень часто можно слышать нецензурную речь, не говоря уже о детях. Но ведь именно семья оказывает огромное влияние на развитие личности. Если в семье читают, общаются на правильном языке, используя нейтральную лексику, ребёнок будет иметь достойный пример для подражания. Семья закладывает определённые задатки грамотности, воспитывает человека в целом.

Как говорил великий режиссёр Константин Стани-славский: «Словом человеческим можно сдвинуть гору». Поэтому нельзя пренебрегать грамотностью и забывать, что все мы – люди.

Екатерина Акимова. Фото Ольги Поповой