Совет бывалых радиоведущих и музыкантов: что бы вы ни делали, всегда будьте собой

account_circle
visibility
Корреспондент «ВР» побывал на VI городском Форуме Вакансий, который прошёл в конце февраля в Санкт-Петербурге. Там он участвовал во встрече с музыкантами, театралами, ведущими радио Imagine Евгенией Глюкк и Дмитрием Филипповым, которые поделились с молодёжью дельными советами. А теперь и вы, наши читатели, узнаете, о чём рассказали Евгения и Дмитрий на Форуме Вакансий.


Женя Глюкк.jpgЖеня Глюкк. Родилась в Ленинграде. Занимается музыкой, театром, литературой, радио- и тележурналистикой. Пишет стихи для детей, которые публикует в интернет-журнале «Санька-Бешеный Кролик», в «Мурзилке» и других изданиях. Ведущая программы «Русский Рок» на «Радио Рокс», лидер питерской группы «Глюк и группа прикрытия», руководитель театра «Вампука».


Дмитрий Филиппов.jpgДмитрий Филиппов. Родился в 1965 году. Работал на «Радио Россия», вёл вечерний эфир вместе с Женей Глюкк на радио «Фонтанка ФМ». Знает всё о The Beatles, как указано на сайте http://imagineradio.ru. Сейчас ведёт программы: APPLE JAM, «Виниловые новости», Online Филиппов.


О том, как начался творческий путь, и знакомство с миром музыки

Е.: – Для меня лично всё началось в юности. Помню, что в один прекрасный момент меня просто «торкнуло», и я поняла, что непременно буду заниматься музыкой, театром и литературой. Ну просто буду и всё. То есть да, литература меня привлекала с детства, но ведь когда в семь лет пишешь стихи, то думаешь, что просто рифмуешь строчки и меньше всего задумываешься – станет ли это твоей профессией в будущем или нет… Тогда я точно поняла, что соединять музыку, литературу, радио и телевидение – это моё! Я верю в систему колеса, где одно подпитывает другое. 

Д.: – Неожиданно. Я считаю, что нужно «закладывать» некую культурную канву с раннего детства, как это произошло со мной. Много лет я отдал музыкальной школе. А потом, можно сказать, мне повезло, так как на наше поколение пришёлся в городе так называемый «рок-клуб», куда я входил и играл с такими известными группами, как «Аквариум», «Кино», «Алиса»  и т.д. По поводу карьеры на радио могу сказать, что везение играет очень большую роль. Но помимо этого должен быть очень сильный внутренний вектор желания, вектор направленности. Хорошо, когда это совпадает. Я считаю, что тот, кто «курирует» нас сверху, видит, вызрели люди для какой-либо  ситуации в жизни или нет, потому что бывает так: есть и вектор, и желание, но не получается достичь успехов. Так и бьёшься где-то в стороне от потока, а потом ты понимаешь, что ещё не вызрел. Проходит время, и вдруг обстоятельства сходятся, и ты попадаешь туда, где даже не мечтал оказаться. Так получилось и со мной. Я работал на «Радио Россия», Женя – на «Радио Рокс». Мы дружили и были знакомы, и когда появилась новая программа и нужен был ведущий, позвали меня. Так мы стали работать вместе. 

О первом опыте в качестве ведущих и испытанных при этом ощущениях

Д.: – В своё время, учась в институте культуры, я играл в команде КВН и был её капитаном. И это колоссальный опыт – выступать перед большой аудиторией, в зале на несколько тысяч мест. После у тебя уже нет страха перед микрофоном и публикой.

Е.: – А я помню, что очень волновалась и стеснялась. Мой первый эфир даже где-то записан, но я боюсь его слушать, честно скажу. Может быть, когда-нибудь и сделаю это в честь даты …летия какой-нибудь деятельности. Мне было очень страшно, потому что я не владела навыками работы за пультом, не «выводила» сама себя в эфир. Получилась такая ситуация: уже играет музыкальная подложечка, и мне резко махнули, я что-то промямлила, а голосок слабенький и тихенький. И мне сказали: «Это вот таким голосочком она сейчас про русский рок???» Часть публики меня ненавидела, а часть полюбила сразу. 

Д.: –  Женя на «Радио Рокс» начала вести программу «Русский рок». Вы понимаете, что это был полный абсурд, потому что тогда ещё не было женских голосов в эфире, особенно в связи с рок-музыкой, и все считали, что подобные программы должен  вести брутальный мужчина с банкой горячительного и громким звучным голосом, а не девочка.

Я признаюсь честно (никогда Жене этого не говорил), как она меня бесила в конце 90-х… Всё время задавался вопросами: что она делает, что понимает в русском роке? 

Е.: – Представьте, молодая девушка приходит на радио с классическим театральным опытом и начинает заниматься русским роком, довольно-таки жёсткой темой. И тут она не боится эту тему поднимать, совершенно ничего не зная об этом. Это действительно требовало массы сил: по полной, «от и до», изучить историю рока, историю рок-групп. Но ничего не поделаешь, сидела и учила по 11 часов в день! 

И сразу хочется опять вспомнить про случайности. Случай предоставил мне возможность попасть на радио: желание и вектор внутренней направленности совпали. Но что бы это стоило без трудолюбия и массы сил?

О том, как работают в эфире и находят контакт с гостями программ

Д.: – Хочу дать один совет молодёжи, особенно если вы решите связать свою жизнь с радио, телевидением или журналистикой. Ребята, будьте проще и всегда оставайтесь самими собой, такими, какие есть в жизни! Ни в коем случае не должно быть идолопоклонничества или создания какого-то образа. Когда ты подходишь к человеку, будь он кто угодно, пусть даже звезда первой величины, говори с ним совершенно нормально, как будто это твой друг или подруга. Если начинается: «О боже, я вырос на ваших песнях, какое счастье, что вы пришли, а скажите, пожалуйста,  когда вы первый раз срифмовали»... Всё! У человека сразу «падают шторки», он не хочет с тобой разговаривать. В мыслях сразу: что за очередной идиот пришёл. А когда ты просто спрашиваешь: «Слушай, что-то ты не очень сегодня выглядишь, нормально там всё? Кофе, чаю, валерьянки?» – получается совсем другое отношение, разговор выстраивается на равных, а это очень важно. Что бы вы ни делали, всегда будьте собой.

Е.: – Я могу добавить совет, который пригодится в журналистике. Известно, что сейчас популярен медиаформат. Все интервью, все события снимаются и записываются. Поэтому очень важно знать, как звучит голос человека, наладить контакт, понять, сложится или не сложится разговор. Лучше всего задать ему любые неожиданные вопросы, и всё сразу станет понятно – тембр голоса, манера отвечать, паузы. 

Д.: – Что касается гостей, то они бывают самые разные. Иногда просто омерзительные. Есть люди, которые вообще считают, что есть такой прикол: ведущий сам говорит-говорит, а они в ответ – «да», и  молчание. Потом опять говорит-говорит – «нет». Ему кажется, что вот здорово так, так все делают. 

Случай из практики. Мы ведём такой формат передачи, как квартирник «Аргументов и фактов». Небольшая студия, один широконаправленный микрофон, и мы просим людей приходить просто со своим голосом, с инструментом, без всяких там «примочек»: таким, какой есть. Недавно у нас в гостях был один известный музыкант, и произошла такая ситуация – мы пытаемся задавать ему вопросы, веселимся, а он отвечает только «да» или «нет». Хотелось ему сказать: «Корбэн, милый, не умирай в эфире!» А после передачи он подходит к нам и благодарит от души, говорит, что это был лучший эфир в его жизни. Вот просто так людей и не поймёшь, думаешь, что если он знаменитый, то по жизни должен быть активным и разговорчивым, а оказывается наоборот. Поэтому нужно «щупать» человека, не дать «взорвать» эфир.

Е.: – А молодых музыкантов я люблю пугать. Обычно неопытные группы, когда приходят на радио, склонны долго думать, прежде чем ответить, они не понимают, что это огромные паузы в эфире. И единственный способ – перед началом эфира придраться к чему-нибудь учительским тоном, «включить» злую тётку. Тогда они от страха начинают быстро отвечать на вопросы. 

О театре-концерте «Вампука»

Е.: – У меня была мечта соединить музыку и литературу, стихотворения и детские песенки в одном шоу. Я не понимала, как это будет, но мне очень хотелось. Долго думала, как же это сделать, ведь нет абсолютно ничего, нужно начинать с нуля. Но, как известно, дорогу осилит идущий. Я, говоря экономическим языком, «вложилась» в куклы, представила и рассказала, как они должны выглядеть. Так и получились куклы-музыканты, которыми управляет настоящий музыкант с помощью ножной педали. Причём когда эта идея возникла, мы даже не обсуждали – а гитарист-то справится или нет? 

О планах на будущее

Д.: – Сейчас работаем в тестовом режиме нового радио Imagine, это будет бомба!  Предлагаем присоединиться к нам! Бывает, что кто-то видит себя в новом проекте, не стесняйтесь. Например, в молодости я долго находился в состоянии стеснения, мечтал о радиоэфирах, но не хватало духу встать и сказать: «Ребята, вы такие классные, и я тоже классный и  хочу работать с вами!» А потом всё получилось! Я издал книгу, и меня пригласили на «Радио Россия». После эфира ведущая предложила мне вести передачу, представляете? Кажется, что такое бывает только в фильмах про Золушку, но уверяю вас, в обычной жизни тоже случаются чудеса. Главное – не бойтесь обращаться к людям! Об этом и рассказывают все американские фильмы, когда простой человек с улицы не стесняется подойти к миллиардеру и сказать: «Парень, по-моему, я тебе нужен, сто процентов»... а потом через какое-то время он действительно оказывается ему нужен. Запомните – в искусстве и творчестве нельзя быть скромным! Надо ходить везде и говорить: «Я тот обалденный человек, из которого вырывается фонтан искр!» Верьте в систему колеса, которая гласит, что все ваши  знания и умения пригодятся в нужное время и в нужном месте.

О суперсилах, которыми хотели бы обладать

Е.: – Честно говоря, я всё равно хочу волшебную палочку!

Д.: – Коха? 

Е.: – Нет!) Такую, чтобы она могла помогать людям и с помощью неё можно было исправить несправедливость, чтобы всем стало лучше! 

Д.: – Если говорить серьёзно, я бы взял силу исцеления духовного и физического как себя, так и других.  

Фото из открытых интернет-истоничников