Каждое поколение определяло свой идеал красоты, и в первую очередьэто касалось женщин. Так уж сложилось, что вопросам красоты мужчин всегда уделялось меньше внимания. Чтобы соответствовать стандартам, красавицы голодали, стягивали себя корсетами, отравляли свой организм свинцовыми белилами…
Согласно греческой мифологии, первый конкурс красоты состоялся ещё на Олимпе. Зевс поручил сыну троянского царя Парису рассудить Геру, Афину и Афродиту, спорящих между собой о красоте. «Яблоко раздора» с надписью «Прекраснейшей» Парис передал Афродите, которую впоследствии уличили в употреблении пудры и губной помады… :)
А кому бы присудили сие яблоков более поздние эпохи?
Яблоко раздора
Зелёной краской (из растёртого малахита) красили ногти и ступни ног. Египтянки изобрели особые белила, придававшие тёмной коже светло-жёлтый оттенок. Он символизировал землю, согретую солнцем. Едкий сок ириса употребляли в качестве румян, раздражение кожи этим соком вызывало красноту, сохраняющуюся продолжительное время.
В древнем Китае идеалом красоты была миниатюрная, хрупкая женщина с крошечными ногами. Чтобы ножка оставалась маленькой, девочкам вскоре после рождения туго бинтовали стопу, добиваясь прекращения её роста. Женщины белили лица, румянили щёки, удлиняли брови, красили ногти красной краской.
Красавицы Японии густо белили кожу, замазывая все дефекты на лице и груди, лоб по краю роста волос обводили тушью, брови сбривали и вместо них рисовали короткие, толстые, чёрные чёрточки. Замужние женщины в феодальной Японии покрывали зубы чёрным лаком. Идеальным считалось собирать волосы в высокий, тяжёлый узел, который поддерживался длинной узорчатой палочкой. Чтобы было удобно спать с такой причёской, под шею подкладывали специальные подушечки на деревянной подставке. Для укрепления волос и придания им блеска их смазывали специальными маслами и растительными соками.
Эталоном красивого тела у древних греков стала скульп-тура Афродиты (Венеры). Эта красота выражалась в цифрах: рост 164 см, окружность груди 86 см, талии – 69 см, бёдер – 93 см. По канонам греческой красоты прекрасное лицо сочетало прямой нос, большие глаза с широким межвековым разрезом, дугообразными краями век; расстояние между глазами должно было быть не менее величины одного глаза, а рот в полтора раза больше глаза.
В средние века земная красота считалась греховной, а наслаждение ею – недозволенным: тело драпировали тяжёлыми тканями, которые плотным мешком скрывали фигуру (соотношение ширины одежды к росту составляло 1:3). Под чепчиком полностью прятали волосы, был предан забвению весь арсенал средств для улучшения внешности, которые были так популярны в античные времена. Архиепископ кентерберийский Ансельм публично провозгласил блондирование волос нечестивым занятием. Идеал женщины олицетворяла пресвятая дева Мария – удлинённый овал лица, подчёркнуто высокий лоб, огромные глаза и маленький рот.
В XIII веке расцветает поклонение «прекрасной даме». Трубадуры восхваляют королев рыцарских турниров, их тонкий, гибкий стан, подобный виноградной лозе, светлые волосы, продолговатое лицо, прямой тонкий нос, пышные кудри, ясные и весёлые глаза, кожу, подобную персику, губы алее, чем вишня или роза летней поры. Женщину сравнивают с розой – она нежна, хрупка, изящна.
В XV веке в период готики в моде S-образная изогнутость силуэта фигуры. Для его создания на живот накладывали небольшие простёганные подушечки – босы.
В эпоху раннего Возрождения бледный цвет лица и длинные шелковистые пряди белокурых волос стали канонами красоты. Идеальными считались стройная «лебединая шея» и высокий, чистый лоб. Чтобы следовать этой моде, для удлинения овала лица женщины выбривали спереди волосы и выщипывали брови, а для того чтобы шея казалась более длинной, брили затылки.
Высокое Возрождение приносит совсем иное понимание красоты. Вместо тонких, стройных, подвижных фигур торжествуют пышные формы, могучие тела с широкими бёдрами, с роскошной полнотой шеи и плеч. В моду входит особый, так любимый венецианками золотисто-рыжий цвет волос – цвет, который позже стали называть «цветом Тициана».
В конце XVI столетия идеал красоты как выражение вкусов высшей аристократии отходит от строгих классических форм: причёска становится нарочито увеличенной формы, волосы для этой цели взбивались тупеем, а в случае необходимости дополнялись фальшивыми. Для создания причёсок использовали различные приспособления – проволочные каркасы, обручи, ленты, волосы густо обсыпали пудрой. Такие чудеса парикмахерского искусства были очень дорогими, на их создание уходило много времени, так что дамы пытались их как можно дольше сохранить, неделями не причесывались и не мыли голову, лицо и руки лишь смачивали одеколоном. Королева Испании Изабелла Кастильская как-то призналась, что за всю жизнь мылась всего два раза (!) – при рождении и в день свадьбы.
Главными признаками красоты считали белизну кожи и нежный румянец. Однако в связи с эпидемией оспы почти не было женщин, которые не имели бы каких-либо дефектов кожи. Для того чтобы скрыть эти дефекты и ещё больше оттенить белизну лица, распространился обычай украшать лицо маленькими круглыми пластырьками – мушками.
В XVI веке была выведена довольно оригинальная формула женской красоты. У красивой женщины того времени должно было быть всё по «Три».
- Три белые – кожа, зубы, руки.
- Три чёрные – глаза, брови, ресницы.
- Три красные – губы, щёки, ногти.
- Три длинные – тело, волосы и руки.
- Три широкие – грудная клетка, лоб, расстояние между бровями.
- Три узкие – рот, плечо, ступня.
- Три тонкие – пальцы, волосы, губы.
- Три округлые – руки, торс, бёдра.
- Три маленькие – груди, нос и ноги.
Не раз менялся идеал красоты в XIX веке. В самом его начале в моду входит одежда с сильно завышенной талией (под грудью), сшитая из тонких, полупрозрачных тканей, мягко обволакивающих фигуру. Затем, к 30 – 40-м годам талия опускается на свое обычное место, туго затягивается корсетом, а юбки становятся пышными, широкими. В 80-е годы в моду входят турнюры – объёмные драпировки и банты сзади, к низу от талии. Но в целом мода XIX века тяготела к искусственности. Всё естественное, натуральное казалось грубым, примитивным. Здоровый румянец и загар, крепкое, сильное тело были признаками низкого происхождения. Некоторые морили себя голодом, потому что постоянное недоедание придавало лицу благородную бледность. Идеалом красоты считались «осиные талии», бледные лица, изнеженность и утончённость.
Наступил XX век – пора эмансипации. Женщины стали заниматься спортом и уделять максимум внимания своему физическому развитию. Появился совсем другой эталон женской красоты – загар, хорошо развитая мышечная система, самоуверенность и самодостаточность. Сначала появляется бюстгальтер, который поддерживает грудь, но, в отличие от корсета, не сдавливает талию. Становятся короче юбки, которые открывают стройные ноги. Подчёркиваются линии ягодиц и бёдер. В 60-е годы на смену женственным формам Мэрилин Монро (с ростом 162 см с параметрами 96-57-96) пришла знаменитая модель Твигги (Лесли Хорнби), худышка с мальчишескими формами, её фигура напоминает фигуру мальчика-подростка. Она стала первой в мире супермоделью (в современном понятии этого слова). Она весила всего 40 кг, её параметры были 80-55-80, а официальный рост Твигги составлял всего 169 сантиметров.
А что сегодня? XXI век, очевидно, ещё не выбрал свой идеал. Специалисты, например, перевели фигуру куклы Барби на человеческий размер и получилось, что «кукольная» девушка имела бы нереальные параметры: 95-34-85!!!
Так что, милые девушки, у КАЖДОЙ из нас ещё есть шанс войти в историю в качестве Королевы Красоты;)
Светлана Буданова