Завтра - 1 сентября - День знаний

account_circle
visibility
О планах и программахКонец лета – стрессовый период не только для родителей и их детей, но и для педагогов. Так ли это, спросим у преподавателя английского языка гимназии №14 Елены...

О планах и программах
Конец лета – стрессовый период не только для родителей и их детей, но и для педагогов. Так ли это, спросим у преподавателя английского языка гимназии №14 Елены Дмитриевны Сушковой. Ей слово:
   – Подготовка начинается ещё в июле, так как в начале августа управление образования проводит проверку школ: всё ли готово к началу занятий. В конце же августа проходят совещания и педсоветы, разрабатываются планы работы и распределяется нагрузка на учебный год. Поэтому последняя августовская неделя самая напряжённая и загруженная. Ну а первого сентября – праздник начала учебного года.
   – Есть ли какие-нибудь изменения в организации дополнительных занятий?
   – Те учителя, которые собираются вести курсы в помощь ученикам в изучении отдельных предметов, обязаны заранее написать программу-план по дополнительному образованию. Такие планы должны быть не только написаны и оформлены, но и сертифицированы в Нижнем Новгороде. Только после этого учитель имеет право согласно этой программе после основных занятий помогать детям на дополнительных уроках.
   – А как же внешкольные занятия? Хватит ли гимназистам времени, чтобы посещать ещё и их?
   – С этого года отменяется группа продлённого дня для учеников восьмого класса и старше (раньше она существовала и для старшеклассников). Сделано это потому, что многие дети посещают во внеурочное время музыкальные и художественные школы, различные кружки и спортивные секции. Но всё равно, я думаю, большинство ребят будут задерживаться у нас, потому что, во-первых, им в гимназии очень интересно, и, во-вторых, у нас продуманы такие факультативные занятия, которые будут для них очень полезны.
   – Известно, что новым ученикам не всегда легко влиться в класс. У учителей такая же ситуация?
   – Наш коллектив очень доброжелательный. К нам приходят новые учителя, которые уже работали в других школах или только-только закончили педагогические институты, и они прекрасно адаптируются и быстро вливаются в общий коллектив. Я считаю, что новичкам здесь комфортно и хорошо, потому что мы всех поддерживаем и помогаем им.
Юля Жарова
 

Тяжело ли быть новичком
Завтра - 1 сентября - День знанийПомню, как мы, старшеклассники, реагировали на молодых учителей. Мы позволяли себе опоздать или даже не прийти на их уроки, домашние работы делали кое-как, и только со временем научились относиться к ним с большим уважением. Не понимали мы, как для них это сложно. Ведь для школы молодой преподаватель – новая страница, поскольку каждый имеет свой собственный новый взгляд на учебный процесс и стремится это привнести. С одним из таких учителей мне удалось встретиться. Зовут её Катерина Бессчётнова.
   – С чего начинает молодой преподаватель подготовку к учебному году?

   – Прежде всего, я обсуждаю программу и конспекты уроков со своим наставником, опытным человеком. Примерно зная, какие классы дадут мне как начинающему преподавателю, анализирую учебники, по которым предстоит работать. Я уже вижу направление своей работы, у меня есть свои представления о развивающих, образовательных и воспитательных задачах.
   – По каким критериям выбираете учебники?
   – Каждый новый учебный год должен быть новым по всем параметрам, даже если обучение будет проходить по тем же учебникам. Чтобы разнообразить свою работу, нужно дополнить материал, при этом, не выходя за рамки программы, не перенагружая её. В этом мне помогает наставник. Им может быть кто угодно. Для меня это – подруга-педагог, у которой большой опыт, и чьим советам я доверяю, считая их очень оригинальными.
   – А бывают ли сложности в адаптации к школе и коллективу?
   – Самое сложное – это отважиться работать учителем. Многие молодые люди не хотят поступать в пединститут, потому что считают, что педагогам платят за их труд недостаточно. Наверное, так оно и есть. Но вы ведь не об этом спрашиваете? Сложности адаптации к новому коллективу, я думаю, есть всегда. Главное, как к ним относиться: как к непреодолимой преграде или как к временным трудностям. Вспомните Макаренко.
   – Что же нужно для того, чтобы отважиться на такую работу?
   – Нужна, конечно же, личная заинтересованность. Но речь идёт не о деньгах, речь идёт о любви к детям и желании познакомить их с увлекательным миром, который им могут открыть новые знания.
Ульяна Кутаёва

Новый учебный старт
Завтра - 1 сентября - День знанийПервое сентября – это праздник не только для учащихся школ, но и для всех, кто начинает новый учебный год. О том, как готовятся к сентябрьскому старту в техникуме, рассказала Елена Владимировна Страхова (заместитель по воспитательной работе):
   – Конечно же, перед тем как начинать новый учебный год, необходимо «подлатать старые дыры». В техникуме всё чистят, красят и ремонтируют. А помогают в этом полезном труде студенты-первокурсники, те, кто начнёт свою учёбу в этом году. Проводим реставрацию методических пособий и плакатов, книг и учебных пособий. Проверяем состояние технического оснащения учебного заведения. Если необходимо, закупаем новые книги, технику, оборудование и методические пособия.
   Но помимо будничной предстартовой суеты, есть ещё и приятные хлопоты – подготовка к торжественной линейке в честь 1 сентября! Педагоги и учащиеся третьего курса придумывают праздничное поздравление первокурсникам. На этом мероприятии будут подведены итоги Спартакиады, проходившей в течение прошлого учебного года, и награждены победители этих соревнований. Также награждаться будут отличники и ребята, чьё участие в жизни техникума было наиболее активным. Всем отмеченным вручат грамоты и подарки. На торжественной линейке будут присутствовать не только учащиеся и преподаватели, но и гости, родители и те, кого интересует жизнь техникума. А потом студенты ознакомятся с расписанием и некоторыми организационными моментами, для них пройдёт традиционный Урок мира. Так стартует новый студенческий, техникумовский, учебный год.
Нина Сячина. Фото Ольги Поповой

Первый раз в музыкальный класс
Подготовка к первому сентября ученика музыкальной школы чаще всего проходит примерно так: 1) купить второй дневник, да поприкольнее; 2) запастись вторым букетом, да покрасивее; 3) 30 августа с утра сесть-таки за инструмент и начать заново приучать пальцы к тому, чтобы они воспроизводили именно ту мелодию, которую задумал композитор… Повторяю: именно ту… Да, диезы и бемоли имеют значение… А это что? неужели басовый ключ?... И кто придумал так много лесенок рисовать над нотным станом? Ура!!! Я, кажется, даже могу сыграть программу последнего экзамена!!! Ну всё, к началу учебного года готов.
   …Но если в роли ученика побывали многие из нас, то далеко не каждому удаётся узнать, как преподаватели музыкальной школы готовятся к 1 сентября. Поэтому в канун праздника первого звонка я попросила учителей самих рассказать об этом.
Завтра - 1 сентября - День знанийМарина Евгеньевна Моисеева, преподаватель эстрадно-театрального отделения по классу хореографии:
   – В нашем классе ремонт не делали уже давно, поэтому в этом году мы решили побелить, покрасить, обновить интерьер, чтобы детям было приятнее заниматься. Директор музыкальной школы Виталий Абрамов выдал весь необходимый инвентарь, и мы своими силами стараемся придать классу более модный, современный вид. В процессе мы обязательно прислушиваемся к мнению детей: выбор розового цвета для оформления класса – их решение. Сегодня уже готова стильная полочка, на которой мы выставим новые фотографии наших выступлений, обновлён стенд с изображениями признанных танцоров и балетмейстеров. К 1 сентября мы добавим интернациональные элементы: повесим новые французские шторы – маркизы, над зеркалами будет наклейка с видами Парижа, у станка – японские картины.
Каждое лето к началу учебного года я готовлю презентацию своего предмета, чтобы заинтересовать первоклассников. Хореография дополнительный предмет на эстрадно-театральном отделении, но я стараюсь сделать так, чтобы она занимала не последнее место.
Наконец, на праздник первого звонка я обычно преподношу детям приятный сюрприз – организовываю поездки, например, в театр, так как это связано с направлением нашего отделения. В этом году мы планируем посетить Владимирскую область, часть Золотого Кольца – Владимир, Суздаль, Боголюбово, сходить в драматический театр во Владимире.
Завтра - 1 сентября - День знанийДарья Олеговна Лемякина, преподаватель струнно-смычкового отделения по классу виолончели:
   – Для меня это 1 сентября – первое в детской музыкальной школе в качестве преподавателя. Я работаю здесь всего второй год, к новому учебному году у меня появился свой кабинет, сейчас я готовлю его к работе, например, оформила образовательный стенд по своему предмету для детей и их родителей. Также занимаюсь подготовкой репертуара не только для своих учеников, но и для себя, так как сама играю и выступаю. Для успешной работы необходимо настроить музыкальные инструменты, в классе их несколько и разного размера: виолончель растёт вместе с музыкантом. Хочется отметить, что в этом году ко мне придут новые ученики, а это означает, что класс виолончели понемногу восстанавливается. Дело в том, что до моего прихода несколько лет класса виолончели не было из-за отсутствия преподавателя.
   С нового учебного года я планирую ввести новшество: благодаря тому, что в моём классе стоит музыкальный центр, дети смогут наслаждаться виолончельной музыкой, слушая запись на дисках, а потом пытаться сыграть то же самостоятельно.
Завтра - 1 сентября - День знанийЛариса Геннадьевна Юращик, преподаватель по классу фортепиано:
   – К 1 сентября мы всегда готовимся с удовольствием, ждём детей с особым трепетом. Сейчас вокруг меня очень много нот – к началу учебного года, самое главное, подобрать программу, чтобы можно было сразу приступить к работе. Занятия на фортепианном отделении индивидуальные, это позволяет подобрать уникальную программу каждому ребёнку. За 25 лет работы у меня накопилось достаточно много нотной литературы. Из этого многообразия я подбираю такие произведения, чтобы они ребёнку понравились, были для него удобны, чтобы он их понимал.
   Конечно, к новому учебному году я стараюсь сделать класс уютнее, красивее, чтобы дети приходили на занятия с радостью.
   1 сентября традиционно ученики приходят к нам во вторую смену, потому что с утра идут в общеобразовательные школы. Для первоклассников проходит торжественное собрание, мы знакомимся, составляем расписание, а уже со 2 сентября мы начинаем учиться, осваивать нотную грамоту.
   Казалось бы, у учителей «первых сентябрей» в жизни бывает столько, что уже не стоит воспринимать это как особый праздник… Ан нет, преподаватели музыкальной школы каждый год готовятся к встрече с юными музыкантами всё с тем же волнением и трепетом. И знаете, мне кажется, что когда на восемнадцатилетие тебе хочется в подарок ничто иное, как синтезатор (потому что пианино ты продал в 14) – это показатель того, что пять лет в музыкальной школе прошли не зря, а старания преподавателей, которые вкладывают душу в дело всей своей жизни, дают превосходные плоды.
Светлана Буданова

Просто цените
Завтра - 1 сентября - День знанийЧто ж, заканчивается лето 2011 года. Дети догуливают последние деньки «на свободе», а учителя активно готовятся к предстоящему году. Кстати, поздравьте меня, я поступила в Московский государственный педагогический институт. Так что скоро мне предстоит после долгих летних каникул встречать радостных детей с букетами в белой парадной одежде около школы 1 сентября.
   Никогда не задумывалась о том, что учителя тоже готовятся к школе. Ведь ещё вчера, так сказать, мне было важно бездумно провести конец лета, не вспоминая о заботах. На этой неделе зашла в свою родную школу поблагодарить любимых учителей. И увидела всё с другой стороны. Оказывается, не так-то просто начать новый учебный год. Все учителя, встречавшиеся мне на пути, жали мою руку со словами «коллега». Наверное, глупо, но я испытывала гордость, что выбрала эту профессию. И что бы ни говорили мне окружающие, какой бы низкооплачиваемой и неблагодарной эта профессия ни была, и как бы меня ни отговаривали мои учителя, я с уверенностью отвечу, что хочу учить детей. Это мой выбор.
   Так вот я и увидела, что мне предстоит через несколько лет. Я не торопясь шла по коридору в сторону спортзала и достигла нужной цели. Мой любимой кабинет. Только в нём я раскрывалась по-настоящему. Здесь меня научили не фальшивить, говорить что думаю, здесь обретала своё счастье. И вот спустя целое лето вновь тут оказалась. Как всегда за столом сидела женщина с самыми добрыми глазами на свете, пила крепкий чай и заедала шоколад печеньем. У неё кружка чуть не выпала из рук, когда я зашла. Начался доскональный допрос, что да как. Хоть она и не одобряла мой выбор профессии, но искренне была рада за меня. Я знаю.
   Когда закончился мой долгий рассказ о жизни после экзаменов, мы поменялись ролями. Теперь вопросы задавала я. Мне было интересно, как проходит подготовка к учебному году. Моя любимая учительница рассказала, что уже домывают последние кабинеты, вешают плакаты с формулами в кабинете физики и с правилами правописания в кабинете русского языка. Что учителя проверяют свои программы обучения на год, добавляют новые темы, пересчитывают количество уроков, отведённых на каждую тему. Думают, как бы получше подготовить ребят к сдаче ЕГЭ. Но, как сказал мне мой педагог, это всё не самое важное. Главное – набраться терпения, запастись вагоном нервов. С каждым годом дети становятся всё труднее. Учителя немного боятся предстоящего. Они так много хотят нам дать, а мы порой не пытаемся даже попробовать взять.
   Знаете, что самое важное для учителей?! Видеть понимающие глаза своих учеников. Ради этого они готовы терпеть всё. И я тоже…
   Чем характерны для учителей эти последние деньки перед 1 сентября? Тем, что пока ещё можно вернуться пораньше домой, можно успеть сходить в огород и даже почитать любимую книгу. Не нужно проверять тетради, готовиться к уроку, думать, как сделать его ещё интереснее. Но как бы хорошо ни было летом, оно всегда заканчивается. Моя учительница уже достала с полки запылившуюся вазу, где скоро будут стоять букеты, означающие начало нового учебного года.
   Как жаль, что меня тут уже не будет. Я не увижу радостных лиц учителей и первоклашек, и позитивную надпись на школьной доске: «Здравствуй, школа». Мне так этого будет не хватать.
   Дети, берегите эту счастливую школьную жизнь, школьных друзей, а главное, учителей. Ведь они пытаются помочь вам. Это люди, которые, не жалея себя, отдают вам свои знания, свою доброту, свои нервы и любовь. Люди, которые переживают с вами все взлёты и падения. Когда у вас что-то не получается, они чувствуют себя виноватыми: неправильно объяснили, недостаточно рассказали. Прошу, слушайте их и уважайте их труд. Удачного учебного года!
   P.S. Посвящается Ирине Владимировне Карпочевой. Педагогу, который сделал меня мной. Она научила меня грамотно выражать свои мысли и чувства на бумаге. Спасибо. Ближе никого нет.
Ксюша Костина