–
Эмоциональные высказывания критиков главным образом отражают неприятие самой
концепции введения единого государственного учебника. Что касается претензий
«по существу», то их крайне мало, и они нужны только для того, чтобы затушевать
главные – идеологические – претензии, – отмечает
Никифоров в своей статье на портале История.рф.
Автор подчёркивает недобросовестность и избирательность этой критики, сосредоточенной исключительно на содержании учебника «Истории России» для 11 класса, охватывающего период 1945-2022 годов, включая раздел об СВО. Именно с данным разделом связано общее обвинение в том, что новый учебник «политизирован».
При этом, он указал, что критики игнорируют другие учебники – «Всеобщая история» (10-11 кл) и «История России» для 10 класса (период 1914-1945 годов).
– Между тем учебники по «Истории России» и «Всеобщей истории» составляют единый Учебно-методический комплекс. Авторами успешно реализована идея о синхронизации курсов отечественной и мировой истории в рамках единого школьного предмета «История». Соответственно, обе книги единого учебника дополняют друг друга как с научно-исторической, так и с учебно-методической точки зрения, – подчеркнул Никифоров.
Он напомнил, что опыт внедрения «вариативности» в преподавании истории в 1990-начале 2000-х гг. показал, что она запускает процесс раздробления единого культурно-образовательного пространства России.
– Не только каждый субъект Российской Федерации, но даже каждое отдельное муниципальное образование (или каждая школа) начинает само определять, какой истории учить «своих» детей на «своей» территории. Развал единого образовательного пространства – одна из технологий по развалу страны, – указал учёный.
Он добавил, что учебник содержит методический аппарат – вопросы и задания для самостоятельной работы, ссылки на дополнительные ресурсы и источники информации (есть электронная версия, QR-коды, ведущие на архивы, документы, сайты музеев и органов власти, фильмы, книги). Именно эта составляющая учебника направлена на формирование познавательной самостоятельности школьников, выработке навыков критического мышления.
Цель учебника – научить думать, анализировать, делать выводы, отмечает Никифоров. Никто и ничто не замалчивается, не обеляется и не очерняется. Акценты «хорошо-плохо» расставляет ученик и учитель. Учителя, по мнению авторов учебника, смогут дать ему объективную оценку. Преподавать по новому пособию они начнут уже с 1 сентября.
Важно отметить, что впервые после 1991 года права на учебник принадлежат государству в лице Минпросвещения (а не издательствам, как это было ранее).
Фото автора и с сайта mpgu.ru