В «ВР» за 15 апреля в статье: «Штрафовать нельзя, контролировать можно», директора школ №№ 6 и 11 жаловались на то, что территориальный отдел управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека штрафуют директоров учебных школьных и дошкольных учреждений за невыполнение ими предписаний. Они рады бы их выполнить, да средств нет.
Главный же врач службы надзора, в свою очередь, обратил внимание на то, что в списке нарушений есть и такие, которые не требуют огромных финансовых вложений. Относительно же замечаний по ремонту сказал, что требования эти продиктованы интересами здоровья детей, а не прихотью сотрудников Роспотребнадзора. Дабы прояснить ситуацию, обратилась к заместителю начальника управления образования по капитальному строительству и ремонту Светлане Болваненко.
Ремонт по СНИПам
С 2002 года существуют новые СНИПы, по которым актовые и спортивные залы, гардеробы, пищеблоки должны быть на первом этаже. Классы начального звена, лаборатории – иметь раковины с холодной и горячей водой. Туалеты – тёплые, с комнатой гигиены для девочек, горячей и холодной водой. Спортзалы обязательно должны оборудоваться душевыми кабинами. Это крупные замечания, отнюдь не мелочи.
Во что же обойдётся строительство спортзала?
Например, для школы №10, у которой его вообще никогда не было, – в 54 млн рублей. Для школы № 11, где учащихся больше, затраты составят уже около 70 млн. Даже если район хотя бы частично «попадёт» в президентскую программу развития спорта, на которую выделяются средства из федерального бюджета, всё равно основная часть должна финансироваться местным бюджетом.
Кстати. На перенос раздевалки из подвала на первый этаж необходимо 200 тыс. рублей. На сооружение наружной спортивной площадки, которая начата сейчас во дворе одиннадцатой на «губернаторский» миллион можно сделать беговую дорожку, яму для прыжков, стеночку для лазания, бревно. А на само поле надо искать дополнительные средства.
О раковинах. Все школы построены задолго до 2002 г., т. е. до новых СНИПов. И в аудиториях не предусматривались раковины с подводом тёплой и горячей воды. Чтоб их сделать, надо поэтапно вскрывать полы, подводить новую систему канализации и прокладывать водопровод, место у раковины выкладывать плиткой. На один класс – 100 тыс. рублей. В школе № 11 таких комнат – 10. У кого есть лишний миллион?
Жив Манилов!
Многие сельские школы лишены не только спортивных залов, но и тёплых туалетов. Естественно, что строго предписывается оные построить. Для Димарской школы, в которой обучается 15 детей, на это и другой ремонт потребуется 9 миллионов. В Верхневерейской школе не было воды. (В деревне вообще нет водопровода). Выкопали колодец, насосом качают воду для пищеблока. Как там можно сделать тёплый туалет с холодной и горячей водой?
В Туртапинской школе при спортивном зале отсутствуют душевые и туалеты. В кабинетах химии, физики и информатики нет горячего водоснабжения. Отсутствует комната гигиены для девочек. «Исходя из вышеуказанного считаем невозможным положительное заключение на образовательную деятельность», – записано Роспотребнадзором.
И такая картина во всех школах. Всё это очень сильно напоминает Манилова, гоголевского персонажа, мечтающего мост построить в своей деревне, чтоб всё было хорошо и счастливо. Государство, создав САНПин, намерения имеет благие. Да, хорошо бы, в сельских школах иметь и первое, и второе, и третье… Только выделяемых средств из местного бюджета явно недостаточно.
Где взять деньги?
– На все ремонтные работы в этом году запланированы 25 миллионов. Реально же – 18, – говорит С.Ю. Болваненко. – Но это ещё не факт, что мы их получим, потому как на сегодняшний день у нас существуют долги за 2007-2008 годы. Мы не смогли рассчитаться ещё за тот объём работ, который был сделан в школах к 1 сентября. И сейчас положение таково, что 18 млн не хватит даже на покрытие долгов прошлого года, не то, чтобы затевать новый ремонт. Похоже, придётся школы просто помыть, почистить и открыть.
Неужели, действительно, сложилась такая ситуация, когда надзирающие органы справедливо требуют одно, а те, от кого требуют, не в состоянии исполнить, ибо не от них сие зависит. Левая рука не знает, что творит правая. Возможно, ситуацию хоть как-то исправит и укрупнение сельских школ.
Как жить и что делать?
Кто сможет дать ответ? Кризис виноват? Думаю, нет, он лишь обнажил проблему, которую решать надо было давно и не только с помощью системы образования, но и государства.