Чему учили в ФЗУ, РУ, ТУ, ПТУ и СПТУ?

account_circle ВР
visibility
Славные страницы истории Выксунского профессионально-технического училища №3.

Датой образования этого учебного заведения, действующего на базе «Выкса-строя», позднее завода ДРО-«Дробмаш», считается 1 октября 1929 года. Уже к концу 1930-го началась подготовка к открытию фабрично-заводского училища (ФЗУ), в котором можно было выучиться на формовщиков-литейщиков, кузнецов ручной ковки, слесарей-сборщиков, инструментальщиков, токарей, модельщиков, столяров.

За годы работы менялись номера и названия. Оно было ФЗУ-2, ФЗО-2. Второго октября 1940 года был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о создании ремесленных училищ (РУ) по подготовке трудовых резервов. И училище переименовали в РУ-18, затем в ТУ-12, ПТУ-29, ТУ-3, СПТУ-3, ПТУ-3, ПУ-3. 

Со временем изменился и срок обучения: с трёх месяцев до трёх лет. Но на протяжении всего периода существования с 1929 по 1996 год неизменным оставалось одно: училище являлось кузницей кадров для своего базового предприятия – завода ДРО. 


ПТУ-3 за годы своего существования подготовило около 12 000 человек по основным профессиям завода и более 7000 водителей категории «В» и «С» для армии


ФЗУ №2 располагалось в старом каменном здании, помещения которого прежде принадлежали женскому монастырю. Его благоустроили, нарастили второй этаж. На первом установили токарные станки, на втором разместили слесарные мастерские на 75 мест. Организовали кузницу с восемью горнами, оборудованными ручными мехами, рядом, за стенкой, – модельные и столярные мастерские. 

В числе первых преподавателей были Павел Андреевич Дарвин, Вячеслав Михайлович Роганков, Устюхин, Скалкин (к сожалению, их имена и отчества не сохранились) и другие. 

Со дня основания ФЗУ учащиеся находились на государственном обеспечении: каждый получал двухразовое питание, живущие в общежитии – трёхразовое, все обеспечивались одеждой и обувью. 

Ко второй половине 1950-х годов обмундирование (шинели и прочее) было заменено. Дети-сироты обеспечивались одеждой и всем необходимым – от носового платка до галстука.

ПТУ-3

1933 год. Первый выпуск токарей


Какова роль личности в развитии

Первым директором училища с 1929-го по 1930 год был Алексеев. Жаль, что никто не помнит его имени-отчества. Обучение в то время проходило в течение 3-6 месяцев. Это были строители для нового завода – бетонщики, арматурщики, каменщики. 

В 1931-1934 годах училищем руководил Н.С. Андрюшичев. Тогда здесь готовили необходимые рабочие кадры для вступившего в строй 1 августа 1932 года завода ДРО. 

Великолепными организаторскими способностями обладал М.Я. Снопков, руководивший ФЗУ с 1934 по 1937 год. К тому времени уже сложился коллектив мастеров производственного обучения. В их числе были М.И. Деев – мастер производственного обучения слесарей, В.И. Спирин – мастер производственного обучения-универсал.

С 1937 по 1960 год училище возглавлял Павел Андреевич Дарвин. На его плечи легли основные тяготы военного и послевоенного периода жизни и реорганизации училища, где проходили обучение 400 учащихся. С начала Великой Отечественной войны количество учебных мастерских было увеличено в два раза. Появились новые специальности: кузнецы, формовщики, слесари по сборке, электросварщики, термисты, токари-расточники. 

Уже в первые месяцы войны основной состав кадровых работников ушёл на фронт. Число учащихся увеличилось до одной тысячи за счёт эвакуированного из Ленинграда РУ-5 с мастерами, воспитателями – всего 600 человек. На такое же количество оборудовали общежитие. В мастерских в годы войны учащиеся изготавливали корпуса мин с отливкой и механической обработкой, ножовки по металлу, столярные изделия, детали для корпусов танков, кроме этого, малогабаритные токарные станки. Один из них экспонировали в Москве на ВДНХ.

Благодаря стараниям директора Павла Дарвина учебные мастерские и кабинеты оснащались хорошим оборудованием, приспособлениями и наглядными пособиями. Например, кабинеты по истории КПСС, черчения, общей технологии металлов, электротехнике. Заботясь об обучении молодёжи, Павел Андреевич не оставлял без внимания вопросы быта и отдыха учащихся. При училище имелись благоустроенный клуб, большая библиотека, кабинет технического творчества, общежитие. Училище славилось своими традициями, подготовкой замечательных специалистов разных специальностей. Тысячи юношей и девушек влились в коллектив машиностроительного завода.

За качественную подготовку кадров и участие в соцсоревновании постановлением Коллегии Главного управления трудовых резервов при СНХ (Совет народного хозяйства) СССР от 12 декабря 1942 года ремесленному училищу №18 было присуждено Всесоюзное третье место. Особо отличившиеся мастера и воспитатели были награждены медалями, наручными именными часами, Почётными грамотами. За безупречную работу и высокие успехи П.А. Дарвина наградили орденом «Знак почёта», двумя Почётными грамотами Главного управления трудовых резервов, двумя значками «Отличник государственных трудовых резервов».

Увлечённым человеком был Николай Константинович Колганов, возглавлявший училище с 1960 по 1969 год. Он играл на различных музыкальных инструментах, был сторонником здорового образа жизни и спорта. Влюблённый в искусство, он создал оркестры: два – духовых инструментов, два – струнных и один народный. В смотрах художественной самодеятельности – кустовых и областных – представители училища занимали призовые места.

С 1969 по 1978 год учебное заведение возглавлял Николай Васильевич Шмелёв. За 43 года трудовой жизни в училище он прошёл путь от ученика слесаря-инструментальщика до директора.

Дарвин-НА-дир-ф-ФЗУ-РУ.jpg

Павел Андреевич Дарвин, директор училища (1937-1960 гг.)

Назаров-Геннадий-Николаевич,-директор-ПУ-№3.jpg

Геннадий Николаевич  Назаров, директор училища (1979-1996 гг.)


В начале января 1979 года в ТУ-3 пришёл новый директор – Геннадий Николаевич Назаров, который работал в этой должности до 1996 года. Забот у него оказалось много. Чтобы подготовить хороших специалистов с учётом профиля базового предприятия, нужно, прежде всего, создать нормальные условия и для учащихся, и для преподавателей.

Большую помощь оказывало базовое предприятие, к руководству которого и обращался Геннадий Николаевич. Постепенно в училище сформировался замечательный преподавательский состав. И в скором времени оно стало авторитетным не только в городе, но и в области. 

В училище были созданы необходимые условия для теоретического и производственного обучения, развития физкультуры и спорта, художественной самодеятельности, технического творчества. Проводились туристические походы, смотры художественной самодеятельности среди групп, спартакиады имени Анатолия Петренко.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Нина Васильевна Буланькова проработала с Назаровым 13 лет. Она всегда говорит: «С Геннадием Николаевичем работать было легко, во всём помогал, наравне со всеми принимал участие в организации спортивных и культурно-массовых мероприятий, поощрял тех, кто хорошо учился, принимал активное участие в общественной работе». Геннадий Николаевич продолжал сложившиеся в училище традиции. Он награждён знаком «Отличник профтех-образования».

Училище готовило квалифицированных рабочих по следующим специальностям: 

– токарь-оператор станков с числовым программным управлением, 

– электросварщик ручной сварки, 

– электромонтёр по ремонту промышленного оборудования, 

– водитель автомобиля с умением выполнять слесарные работы, 

– контролёр ОТК литейного и заготовительного производства и др.


Ведёт-занятие-с-курсантами-по-правилам-дорожного-движения-заслуженный-мастер-России-Саратовцев-Александр-Яковлевич.jpg

Заслуженный мастер России Александр Яковлевич Саратовцев ведёт занятие по правилам дорожного движения


Много сил и энергии вложили педагоги, мастера производственного обучения, наставники базового предприятия, чтобы подготовить хороших специалистов. Работали опытные педагоги Людмила Дмитриевна Федяшова, Роза Ивановна Тростина, Галина Андреевна Дёмина, Сергей Захарович Пегов, которые передавали свой опыт молодым преподавателям. Заслуженный мастер РФ Александр Яковлевич Саратовцев обучил тысячи учеников-водителей для Вооружённых сил, которые затем трудились на автотранспортных предприятиях города.

Николай Петрович Харитонов поступил учиться на специальность «ремонт автомобиля». Отличнику, общественнику, комсомольскому вожаку предложили стать мастером производственного обучения по подготовке водителей. Затем более 20 лет был заместителем директора училища по учебно-производственной работе. 

Солидный стаж у старшего мастера Александра Павловича Гранина, мастера производственного обучения Нины Алексеевны Седышевой, Алексея Фёдоровича Лёвкина и многих других. Здесь работали люди, влюблённые в своё дело. Они отдавали все свои знания, опыт, вкладывали душу, чтобы всё лучшее воплотилось в учениках.


Занятия-по-устройству-автомобиля-с-курсантами-ведёт-мастер-Левкин-Алексей-Фёдорович,-тема-подготовка-рабочих-кадров,-1986-г.jpg

Мастер Алексей Фёдорович Лёвкин рассказывает об устройстве автомобиля


Важность мотивации и стимулирования

Ежегодно в техническом училище и на базовом предприятии проводились конкурсы «Лучший по профессии», «Золотые руки».

В ДК им. Ленина постоянно проходили посвящения выпускников училища в рабочий класс. Так ребята получали путёвку в жизнь. За столом президиума – представители администрации и общественных организаций завода, учебного заведения, ветераны. Торжественно вносили заводское знамя. Молодое пополнение поздравляли и желали успехов на трудовом пути, давали наказ достойно продолжать и приумножать традиции машиностроителей. 

Приказом директора завода лучших учащихся отмечали премиями и путёвками на поездки по городам страны, а мастеров училища награждали Почётными грамотами и премиями. С 1984 года проводились конкурсы правовых знаний, итоговые мероприятия «За честь училища».


ПТУ-3

Конкурс правовых знаний. Слева направо: Г. Н. Назаров, директор училища, Н.А. Ефимова, начальник инспекции по делам несовершеннолетних, Н.В. Буланькова, заместитель директора по воспитательной работе 


В училище в честь 50-летия со дня его основания был открыт музей истории завода ДРО. В нём размещалась постоянно действующая выставка технического творчества, красочно оформленные стенды, фотографии, грамоты, дипломы, макеты и действующие модели, выполненные учащимися.

В 1988 году музей ПТУ-3 перевели в новое помещение. «От ФЗУ до наших дней» – так назывался стенд в музее с материалами о том, кто руководил училищем с 1929 до 1996 года, кто внёс достойный вклад в воспитание подрастающего поколения – от директора до технических работников. 

В результате поисковой работы собран материал и оформлены стенды: «Подвигу жить в веках» – о Героях Советского Союза-выксунцах; «Их имена вечны» – о героях Великой  Отечественной войны, работавших в ПТУ-№3 и погибших;  «Поклонимся и мёртвым, и живым» – о памятниках Выксунского района.

Стенды «Никто не забыт, ничто не забыто», «Вечно живой» – о выпускниках училища, выполнявших свой долг в Афганистане. Анатолий Петренко тоже погиб в Афганистане. Память о нём для училища была священна. Два раза в год, в день его рождения и в день гибели, ребята ходили на его могилу. В музее хранилось много фотографий Анатолия и рубашка, подаренная училищу его мамой. 

Большое внимание уделялось сбору личных документов тех, кто здесь работал. Подготовили даже хроникально-документальный фильм об истории училища, который ежегодно показывали первокурсникам. Музей часто посещали школьники.


ПТУ-3

1970-е. Вожатые-производственники в пионерском лагере ДРО


В 1990-е годы в стране началась перестройка. Промышленные предприятия оказались в критическом положении и были уже не в состоянии оказывать помощь профтехучилищам. Да и в пополнении кадров они уже не нуждались. В это время финансирование шло из области. 

Выпускники училища трудились и трудятся на предприятиях Выксы, Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга, Сахалина и Камчатки, в странах ближнего зарубежья.

Второго сентября 1996 года состоялось рождение нового учебного заведения: два училища – №3 и №57 соединили в одно. Ему присвоили №35. Директором назначили Геннадия Назарова, заместителем директора по учебно-воспитательной работе – Нину Буланькову. Здание ПТУ-3 вновь перешло к церкви. Так началась история нового образовательного учреждения и стали закладываться новые традиции!

Татьяна Мазурина. Фото из архива музея завода ДРО. Выражаю благодарность за содействие и консультацию Н.В. Буланьковой