Чипсами сыт не будешь, да и здоровья они не прибавят

visibility
К окончанию школы более половины учащихся страдают желудочно-кишечными болезнями Большинство школьников на вопрос, какая у них любимая еда, отвечают: «Чипсы и кока-кола». Стоит ли удивляться, что болезни органов пищеварения стоят...

К окончанию школы более половины учащихся страдают желудочно-кишечными болезнями

Большинство школьников на вопрос, какая у них любимая еда, отвечают: «Чипсы и кока-кола». Стоит ли удивляться, что болезни органов пищеварения стоят на первом месте у учащихся школ. И что странно: даже после нормального обеда в школе они бегут за всякой нездоровой едой. Причин тут несколько: не нравится «столовская» еда, нет культуры питания, в семье все едят так. Проблема организации качественного и доступного горячего питания в общеобразовательных учреждениях является сегодня одной из значимых и для государства, и для общества. Какой труженик вырастет из больного ребёнка? Такой же больной.

Анализ показал…
Сотрудники управления образования провели в школах мониторинг состояния здоровья учащихся. Он показал, что наметилась некоторая стабильность. Снизилось количество детей с недостаточностью веса, анемией, ожирением. Однако тревожит растущее число детей с болезнями органов пищеварения.

На первом месте среди заболеваний у ребят с пятого по девятый класс неполадки в пищеварительной системе. Та же картина и в старших классах.

Действия последовали

Для того чтобы питание было и вкусным, и безопасным, существуют правила и нормативы СанПиН. В соответствии с ними и разрабатывается меню на 10 дней, а школы согласовывают рацион питания с территориальным управлением Рос-потребнадзора. И меню тоже не с потолка взято, оно ведётся с учётом пищевой ценности, калорий, необходимых школьнику отдельно в начальном звене, и отдельно в среднем и старшем. За тем, чтоб эти нормы выдерживались, следят сотрудники Роспотребнадзора.

Где едят дети?

В разных школах существуют свои формы питания: 80% школ имеют столовые полного цикла, 4,8 % – столовые-доготовочные и 9,5 % – просто буфеты. Задача состоит в том, чтоб полноценные столовые имели все школы. Как её решить? Разработать муниципальную программу модернизации школьного питания.

Однако и здесь есть свои препятствия: нет системы в решении проблемы, работники школьных столовых инертны (нет надежды на улучшения и повышение оплаты их труда), да и некоторые директора школ не очень-то ратуют за перемены.

Кто еду готовит?

Что касается квалификации поваров, то дела обстоят так: 70% имеют начальное профессиональное образование, остальные 30% – среднеспециальное. За последние несколько лет ни один работник пищеблока
не прошёл курсы повышения квалификации. Почему? Нет стимула, зарплата так мала, что вряд ли кто-то составит конкуренцию.

Перемены, перемены…


Несмотря на скудость местного бюджета, в этом году на проведение ремонтно-строительных работ в школьных столовых было выделено 1 268 000 руб. На средства федерального бюджета закуплено технологическое оборудование (5 731 312 руб.), мебель для обеденных залов школьных столовых (1 334 141 руб.).

Переход на безналичную систему оплаты питания (введение пластиковых карт) имеет ряд преимуществ: учащиеся могут тратить деньги, выделенные родителями на питание, только по назначению, сами родители участвуют в составлении меню, сокращается время обслуживания в столовой.

Подобная система второй год действует в школах №8 и №9, а к концу года на неё перейдут и в школах №№ 3, 4, 12.

В школах города ведётся пропаганда здорового питания, проводятся внеклассные мероприятия, в ходе которых школьники узнают о том, как правильно есть, что хорошо, а что плохо в еде, и что такое культура питания. Более того, эта тема обсуждается и на уроках природоведения, биологии, ОБЖ.

Плоды просвещения

А что же дети? В начальном звене ходят в столовую 80% детей, а вот старшеклассники считают, что такие пустяки, как еда – это не для них. И всё-таки здравый смысл и пропаганда возымели действие: питание в столовых для большинства ребят стало нормой.
 

 

Елена Липатова. Фото Ксении Абдулхаковой