
Необходимо взаимодействие педагогов и родителей
Современная школа – это сложный механизм, деятельность которого направлена на то, чтобы общество получило достойного гражданина. Не секрет, что цель учебно-воспитательного процесса – образованный и воспитанный человек. В наше время это возможно благодаря совместной кропотливой деятельности педагогов школы и родителей.
Многим знакома ситуация, когда в школу приглашают родителей, чтобы найти выход из конфликтной ситуации, возникшей между учащимся и педагогом. Часть родителей ошибочно считает, что встреча не сулит ничего хорошего, и приходят в школу, настраиваясь на споры без выяснения обстоятельств, которые сложились вокруг ребёнка, и конфликт разрастается. Любой родитель считает своё чадо пределом совершенства, совершенно забывая, или, может быть, просто не зная, насколько сложен его внутренний мир. Каждый из них считает себя великим педагогом, забывая о том, что педагогика и психология – это сложные науки, овладевать которыми приходится в течение нескольких лет обучения и в ходе долгого времени педагогической практики.
Как достичь гармонии во взаимоотношениях между всеми участниками учебно-воспитательного процесса? Каждый должен осознать своё место в нём и придерживаться определённых норм и правил поведения. Важное место в процессе воспитания отводится родителям. С ними дети проводят большую часть времени. Именно им необходимо уяснить определённые правила общения, которые позволят постичь основы воспитания и понять требования и чаяния педагогов. И тогда процесс принесёт желаемый результат.
Опираясь на многолетний опыт педагогической практики, можно дать несколько советов мамам и папам, чтобы избежать усугубления конфликтной ситуации, сложившейся у вашего ребёнка в школе. Вот некоторые из них:
- подумайте, какие установки по отношению к учёбе и учителю вы формируете в своих детях;
- бывает, что и родители не всегда принимают учителя. Чаще всего это происходит тогда, когда они считают, что учитель несправедлив, излишне строг. Есть родители, которые потребительски относятся к школе и не склонны к сотрудничеству с учителем. Немало и таких, кто, испытав однажды стыд за своё дитя, бессильно ненавидят школу и учителей. Даже если вы усомнились в правильности действий педагога, желательно не говорить при ребёнке о ваших сомнениях: для него, на самом деле, очень важен авторитет учителя;
- если вас ещё не вызвали в школу, но вы догадываетесь, что что-то случилось, постарайтесь встретиться с педагогом, заранее договорившись о встрече, чтобы прояснить ситуацию; если вы придёте неожиданно, он может быть занят или не готов к серьёзному разговору с вами;
- желательно не начинать общение с предъявления претензий. Учитель, как и вы, огорчён случившимся. Обязательно скажите ему о переживаниях подростка и своих по поводу произошедшего. Обсудите вместе пути выхода из конфликтной ситуации. За этим вы и пришли в школу. Помогите ребёнку и учителю восстановить хорошие отношения;
- если вам не удаётся изменить создавшееся положение, тогда желательно обратиться к специалисту, например, к школьному психологу;
- старайтесь войти в контакт, сосредоточить на себе внимание собеседника. Это умение даётся нелегко, однако оно абсолютно необходимо. Помните, основным средством этого общения является спокойное и рассудительное слово;
- уважайте собеседника. Понимание должно предшествовать советам. Когда папа и мама настроены агрессивно, с установкой доказать или оправдаться перед учителем, они не способны его слушать, принимать советы и рекомендации;
- придерживайтесь открытого общения. Обе стороны должны посвящать друг друга во всё, что помогает понять сына или дочь и проблемы, связанные с их воспитанием;
- умейте говорить и слушать собеседника;
- не забывайте, что главная цель общения – ребёнок!
Татьяна Ермакова, заместитель директора по воспитательной работе школы № 8