Давайте читать вместе!

visibility
Проходят годы, и культура чтения начинает исчезать, а количество любителей провести вечер с книгой катастрофически уменьшается. О пользе этого занятия

Проходят годы, и культура чтения начинает исчезать, а количество любителей провести вечер с книгой катастрофически уменьшается. О пользе этого занятия говорят очень часто, поэтому повторяться не буду.

Для людей старшего поколения ежедневное чтение – это норма, а вот для молодёжи.…

Задайте себе вопросы: «Сколько книг вы прочли за истекший год? Какой была последняя?» Общаясь со знакомыми, прихожу к неутешительному выводу – чтение уходит из нашей жизни. Если хотите, падение интереса к чтению – не просто проблема, это угроза национальной безопасности. Причин здесь несколько. Первая и главная – в некачественном образовании, причём на всех уровнях. У школьников нет желания работать. Под «работой» имею в виду главный труд ребёнка – учёбу. Родители трудятся, приносят в дом достаток. Достойный заработок – результат достойного труда. Ученик плохо учится, ленится, отказывается читать – значит, не выполняет своё главное предназначение – вырасти умным, думающим гражданином.

Педагоги могут привести в качестве примера своей успешной деятельности достижения подопечных на олимпиадах, победы в конкурсах и прочее. Это, несомненно, хорошо. Но часто ли мы задумываемся о том, что победителей – единицы? А ведь основная масса – это дети, у которых нет ни желания, ни мотивации быть лучшими. С горечью слышу обидные прозвища, типа «ботаник», в адрес трудолюбивых подростков. Ходить в библиотеки стало не модным, а некоторые даже не знают их местонахождение. Грустно. Серая масса сегодняшних нечитающих середнячков завтра сформирует такую же серую гражданскую национальную массу.

Мы не возмущаемся при виде объявления типа «Выполню контрольные, курсовые по доступной цене». Свыклись с тем, что современные студенты попросту безграмотны. Они скачивают из Интернета страницы написанных кем-то работ, вместо того чтобы напрячь извилины. Преподаватели многих вузов делают вид, что учат. Молодёжь делает вид, что учится. Кому и зачем нужны «мыльные» дипломы? Вопрос риторический.

Соглашусь, что реальным конкурентом книги стали Интернет, телевидение, электронные средства информации и коммуникации. Посмотрите на наших подростков. Свободная минута посвящена компьютерным играм и интернету. У юношей и девушек – кафе, рестораны, разнообразные развлекательные мероприятия. В руках – пиво и сигарета. На улицах Выксы проще, кажется, увидеть инопланетянина, чем молодого человека с книгой. Я не ханжа, но, беседуя с ребятами и девушками, констатирую: знания большинства фрагментарны и поверхностны. С виду вроде как начитаны, а серьёзными знаниями и не пахнет.

Чтение книг формирует не только общечеловеческую культуру, интеллигентность, но и способность анализировать, делать собственные выводы, наконец, воспитывает умение критически мыслить.

Практически у любого процесса в обществе есть объяснение. Борьбу бумажных и электронных носителей информации выигрывают последние, обогащая разработчиков. Печатное слово взывает к разуму потребителей и, в который раз, доказывает свою полезность. Многочисленные компании по изготовлению электронной техники изощряются в изобретении всё новых изделий, способных привлечь на свою сторону массу новых потребителей, ещё вчера тративших заработанное в книжных магазинах. Зачем тратить усилия на чтение, когда можно включить плеер с наушниками! Тогда – зачем думать вообще?

В современной психологии не так давно появилось понятие «демократия шума».

Западные политтехнологи, чтобы помешать рождению и развитию собственной прослойки думающей интеллигенции в толпе угнетённых и руководимых людей, продумали систему, которая избавляет толпу от тишины. Их цель – сделать так, чтобы шумовой и звуковой простор окружал каждого, и при этом он не имел достаточных промежутков тишины. Загруженный шумом человек не может сосредоточиться, додумать мысль до конца.

Разучившись читать, мы отвыкаем думать. Дело за малым – нужно желание!

Проблему, как мне видится, следует решать на трёх уровнях. Первый – общегосударственный. Книгоизданию требуется государственная поддержка. Нужны большие тиражи качественной, полезной и недорогой отечественной литературы. Второй уровень – местный. Положительные примеры понимания властью наличия проблемы. Например, открытие книжных обменных пунк-тов. Третий уровень – личностный, всецело зависящий от каждого из нас. Больше читать, находить мотивацию для привлечения к книге детей и подростков, пополнять новинками домашние библиотеки.

Если в семье читают взрослые, то будут читать и дети. Давайте задумаемся над этим и начнём читать вместе!

Татьяна Гаврилина, учитель русского языка и литературы школы №9. Рисунок из открытых интернет-источников

blog comments powered by Disqus