Дополнительное, но серьёзное

visibility
Считают педагогиСегодня в области более 250 учреждений дополнительного образования. Это – художественные и музыкальные школы, центры детского и технического творчества, спортивные секции, объединения и т. д. В них занимается более...

Считают педагоги
Сегодня в области более 250 учреждений дополнительного образования. Это – художественные и музыкальные школы, центры детского и технического творчества, спортивные секции, объединения и т. д. В них занимается более 137 тысяч детей. То, что дополнительное образование – дело серьёзное, выксунские педагоги доказали на зональном семинаре, который прошёл в нашем городе. Обсуждался вопрос состояния и перспектив развития воспитания и дополнительного образования в области. Проходило оно под патронажем министерства области. Участвовали специалисты управлений образования, курирующие эти вопросы, руководители самих учреждений и заместители директоров по воспитательной работе общеобразовательных школ. Семинар состоял из двух частей. Вначале – пленарное заседание, затем – участие в работе творческих площадок и мастер-классов.

Образование в свете закона
Начальник отдела областного министерства Галина Охотникова рассказала о том, каково на сегодня качество образования, об ответственности педагогов, о конкурсах, которые проходят среди учреждений дополнительного образования. Не обошла вниманием и повышение значимости уроков физической культуры. С 1 сентяб-ря этого года в школах введён третий урок физкультуры в неделю. В обязательном порядке!
   В области – 1200 детских общественных организаций, в которых работают 722 старшие вожатые. Более пяти тысяч педагогов обучают детей в учреждениях дополнительного образования. Есть и проблемы. Во-первых, очень мал процент технической направленности занятий, к примеру, художественное направление составляет 40% , спортивное – 30%, краеведческое – 6%. Во-вторых, возраст ребят. В основном это дети до 12 лет. Следовательно, есть над чем работать. Необходимо обратить более пристальное внимание на подростков и развивать технические дисциплины дополнительного образования.
   Инна Кочергина, заведующая сектором правового обеспечения министерства, дала некоторые комментарии к проекту закона «Об образовании». В нём дополнительное образование выделено в отдельную главу. Особое внимание, естественно, уделено сохранению социальных гарантий педагогическим работникам. Например, прописано, что оплата труда педагогов должна быть не ниже средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики. Однако пока это – проект. Что будет дальше – покажет время.
   Рассматриваемые далее вопросы касались организации внеурочной деятельности в условиях введения Федерального Государственного образовательного стандарта. Обсудили и некоторые нюансы аттестации педагогических работников. Так, на высшую и первую категорию можно подать заявку по личному желанию и в любое время. Были рассмотрены и актуальные для Выксунского района вопросы профилактики асоциального поведения несовершеннолетних и методика формирования целостной системы культуры здорового образа жизни.

На творческих площадках…
Вторая часть семинара была посвящена изучению опыта работы по дополнительному образованиию выксунских учреждений. Дом детского творчества. Здесь ещё в 1996 году его сотрудники и специалисты принялись за возрождение детского движения. На базе Дома была создана районная организация «Союз», в которую вошли 26 отрядов из разных школ. У каждого свой вожатый. Они, в свою очередь, объединились в отряд «Молодость». По специально разработанной методистами ДДТ программе идёт постоянное обучение вожатых. Теоретические занятия подкрепляются практическими. Содержание: школы мастерства, семинары, практикумы. Результат: отряд «Молодость» – неоднократный победитель зональных этапов конкурса «Вожатый года». «Союз» стал поистине школой лидеров. А бывшие вожатые ныне руководят клубами, молодёжными объединениями и социальными учреждениями.
   На творческой площадке Проволоченской средней школы педагогическую мастерскую по организации внеклассной деятельности провела учитель начальных классов Шиморской школы Галина Сычёва. Её программа сертифицирована, опубликована в журнале НИРО и рекомендована для внедрения в других школах.
   Сложившаяся в гимназии №14 система управления воспитательным процессом позволяет гимназистам использовать внеурочное время для собственного развития. Благодаря этому они побеждают в олимпиадах и конкурсах, интеллектуальных марафонах, а после окончания учебного заведения легко поступают в вузы.
   В работе каждой «площадки» были свои уникальные презентации, интересные сообщения и экскурсии. Так, в Центре детского технического творчества используют компьютерные игры и технологии в учебных целях. Здесь можно, например, дистанционно обучиться авиакиберспорту, а ответы на возникшие вопросы найти на сайте областного центра развития творчества детей и юношества. В процесс технического творчества таким образом вовлекаются и дети с ограниченными возможностями.
Интереснейший опыт накоплен в работе районного детского научного общества, в котором занимаются ребята с первого по одиннадцатый класс! Они участвуют в работе конференций, симпозиумов, Харитоновских и Каплановских чтениях. Их статьи публикуют в научных сборниках и журналах. С помощью внеклассных и внеурочных занятий ребята получают интереснейшие и глубокие знания, которые невозможно вложить в один урок. Это работает на престиж учителя и обогащает самого обучающегося. Например, в школе №4 – это проект «Здоровье» и система «Школы гражданского становления», родительский клуб «Здоровая семья», летний оздоровительный лагерь «Ника» и волонтёрский отряд «Вместе». Во всех этих проектах используются здоровьесберегающие технологии.
   В Вильской средней школе реализуют сразу несколько социальных проектов. Ребята шефствуют над детсадом «Тополёк», издают свою газету «Школьный калейдоскоп», ведут поисковую работу по направлениям «Медаль в доме», «Фотографии военных лет». Завели особую страничку семейного школьного архива о папах, получивших медали за тушение лесных пожаров. Вильские дети вместе с педагогами и родителями строят школу будущего.
   Можно ещё много рассказывать о работе других школ и учреждений в направлении дополнительного образования и каждое представляет несомненный интерес. Подводя итоги работы семинара, начальник управления дошкольного, общего и дополнительного образования областного министерства Любовь Шмонина дала высокую оценку организации семинара, содержанию творческих площадок.