В нём приняли участие слушатели онлайн-курсов, участники проектов и конкурсов президентской платформы,
представители региональной власти, руководители и педагоги общеобразовательных организаций
и вузов.
Эксперты отметили, что в условиях перехода на «цифру» педагогам требуются новые компетенции, причём обучать этим навыкам и развивать их нужно на этапе подготовки будущих учителей. На это направлен студенческий трек профессионального конкурса «Учитель будущего» платформы «Россия – страна возможностей». Его целью является поиск, развитие и поддержка перспективных студентов по педагогическим и другим программам высшего образования, которые планируют связать свою профессиональную деятельность с образовательными организациями.
«Мы исходим из того, что учитель является носителем знаний, которые он передаёт детям, хорошо владеет навыками, связанными с психологией, обладает гибкими компетенциями, чтобы коммуницировать со всеми участниками образовательного процесса. Кто такой «Учитель будущего»? Это прежде всего командный игрок, который умеет эффективно вести диалог между всеми участниками образовательного процесса, – рассказал руководитель проекта Андрей Богданцев. – Сейчас система образования вынужденно перешла на дистант, мы верим, что это недолго будет продолжаться, но нужно быть подготовленными. И как мы видим, система оказалась готова, но переход был не таким быстрым, как бы нам хотелось. И на конкурсе «Учитель будущего. Студенты» мы как раз будем уделять особое внимание совершенствованию дополнительных образовательных программ, участники будут получать «обратную связь» от экспертов».
Для финалистов и победителей профессионального конкурса «Учитель будущего» был разработан онлайн-курс «Среда обучения», его целью является разработка инструментов, которые позволят создать образовательную среду независимо от того, в каком формате происходит образовательный процесс: онлайн или офлайн. По словам проректора по образовательной деятельности Мастерской управления «Сенеж» платформы «Россия – страна возможностей» Марии Афониной, если применение дистанционных технологий для передачи образовательного материала в онлайн-формате уже не вызывает у учителей больших сложностей, то вопросы сохранения качества обучения, мотивации учеников в цифровом пространстве сегодня особенно актуальны.
«Инструменты для удалённой работы и цифровая образовательная среда стали для педагогов не просто дополнительной опцией, а необходимостью. Фактически за первые две недели карантина учителя российских школ перевели в дистанционный формат и весь объём учебного материала, и воспитательный процесс. В то время как техническая компетентность остаётся наиболее востребованной, возрастает важность развитых мягких навыков – социальных, поведенческих и когнитивных – для успешного ведения образовательного процесса в цифровых средах и адаптации к меняющимся условиям. Отвечая на вызовы времени, Мастерская управления «Сенеж» разработала онлайн-курс «Среда обучения». Он представляет собой шесть модулей, которые, по большому счёту, являются шагами для проектирования образовательного проекта», – рассказала она.
Как отметил министр образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области Сергей Злобин, повысить качество обучения при переходе на дистанционный формат позволило большое количество образовательных платформ, которые стали доступны школьникам.
«Весной нам пришлось очень быстро перестраиваться на цифровизацию образования. Сегодня из 21 тысячи педагогов Нижегородской области 11 тысяч преподают в дистанционном формате из школ и 9 тысяч ведут образовательную деятельность из дома, продолжая общаться с классами, а самое главное – выстраивая индивидуальную образовательную траекторию учеников. По поводу весеннего периода и качества образования мы можем однозначно сказать, что мы не только не потеряли, а значительно улучшили результаты. И сделано это было благодаря цифровизации образования: «цифра» позволяет выстроить реальную индивидуальную образовательную траекторию. Считаю, что мы достойно встретили цифровой вызов, сейчас находимся в решающей стадии цифровой трансформации и движемся к тому, чтобы любой ребёнок в каждом населённом пункте Нижегородской области мог получить качественное образование у того педагога, который ему наиболее интересен. Но приоритетом для нас, конечно, является обучение в школе. Мы с нетерпением ждём, когда дети вернутся за парты», – подчеркнул министр.
Весной школам при переходе на дистанционный формат обучения помогли вузы, которые развивали его ранее. Кроме того, университеты начали запускать программы онлайне формате.
«Задача, которая стояла перед нами уже весной, – помочь организовать и запустить процесс обучения в школах так, как он заработал в университетах, потому что университеты чуть быстрее переключились на формат дистанта. Мы запустили программу повышения квалификации «Цифровой педагог», причём возможности дистанта и онлайна позволили нам дотянуться очень далеко, обучение прошли более 1,5 тысячи учителей. Один из главных вопросов, который возникал, – как обучить компетенциям удерживания внимания и сохранения вовлечённости аудитории студентов и школьников, которые находятся не в классе. Сейчас у нас есть уже много лайфхаков – как сделать, чтобы глаза детей горели, а всё время урока или лекции мы удерживали это внимание. Ещё один момент: мы должны уметь чувствовать психологическое состояние детей и не допускать стрессовых ситуаций, в том числе со стороны родителей. И мы выпускаем ряд программ, направленных на это», – отметила проректор по учебной работе Университета им. Н. И. Лобачевского Ольга Петрова.
По словам первого проректора Мининского университета Елены Илалтдиновой, также важна подготовка будущих педагогов с учётом предстоящих вызовов.
«Мы, как педагогический университет, сегодня считаем долгом подготовить своих студентов и к тем вызовам, которые могут возникнуть, например, через пять лет, и о которых мы сегодня, возможно, даже не подозреваем. Сейчас, с одной стороны, наша задача состоит в том, чтобы максимально обеспечить студентам и преподавателям возможность решения многих задач вне стен университета – это цифровизация зачётов, ведомостей, итогов государственной итоговой аттестации. Второй очень большой блок связан с организацией учебного процесса в дистанционном формате. Третье направление связано со смешанным форматом обучения. Для нас важно, что наши студенты, будущие учителя, готовятся к тому, чтобы войти в новое пространство образования, встретиться со своими будущими учениками и в формате реального времени, и в дистанционном», – рассказала она.
По мнению экспертов, в настоящее время важно обучить педагогов навыкам использования цифровых инструментов в дистанционном формате, которые смогут повысить качество образования.
«Весной мы провели исследование, чтобы оценить, как изменилась методика преподавания в школах с переходом на дистант, опросили более 5 тысяч учителей. Почти все опрошенные – 97% – регулярно использовали цифровые инструменты в дистанционной работе, но при этом 94% продолжали пользоваться нецифровыми инструментами: задавали тексты и задачи из учебника, направляли задания по электронной почте либо в различных мессенджерах. Количество заданий, которые получали ученики, в среднем не изменилось, при этом существенно выросла нагрузка на учителей, и одна из причин – это увеличение контактов с родителями. Мы прекрасно понимаем все технические трудности, которые неизбежны при дистанционном формате. Чтобы легче с ними справляться, учителям нужен был опыт работы с цифровыми инструментами, умение подбирать такие инструменты под разнообразные методические цели. Поэтому в рамках программы развития педагогов «Я Учитель» мы разработали курс «Базовые цифровые компетенции учителя». Он поможет освоить цифровые образовательные инструменты и научиться грамотно использовать их с методической точки зрения», – рассказал директор по продвижению образовательных инициатив в органах власти компании «Яндекс» Дмитрий Растворов.
Учитель младших классов школы №149 Нижнего Новгорода, полуфиналист конкурса «Учитель будущего» Ольга Мочалова поделилась своим опытом использования цифровых инструментов.
«В школе оборудованы два современных компьютерных класса, дети привыкли воспринимать компьютер как инструмент не только для игр, но и для обучения. У меня не изменилась структура урока, но теперь скучные задания стали увлекательными, использование цифровой среды является вовлекающим инструментом. Использование мобильного класса даёт возможность вводить соревновательный момент. Большой плюс, что ни один ученик не выпадает из процесса, работает индивидуально весь класс. Мы часть домашних заданий заменяем на интерактивные. У детей повысился интерес к учебе, улучшилось качество обучения. При использовании цифровых инструментов сразу вижу, какую тему ученик усвоил, какую не до конца. Родители также сразу видят и могут контролировать, с чем у ребёнка возникли сложности», – пояснила Ольга Мочалова.
Фото из архива гимназии №14