На протяжении многих лет здесь внедряются новые методики, сюда приезжают за опытом обучения по Жохову из других городов России, здесь никогда не забывают о том, что кроме обучения, важно и воспитание. Здесь после окончания уроков работают объединения по интересам, проходят внеклассные мероприятия и занятия, а по вечерам долго не гаснет свет в окнах: дети не спешат домой, чтобы сесть за планшет или компьютер, у них есть занятия в любимой школе. Всего на один год выпало учебное заведение из моего поля зрения, как при встрече по поводу победы в конкурсе «100 лучших школ России» узнаю от директора Александра Азова о том, что здесь внедряется ноосферное образование, что год назад проходил семинар последователей Жохова, что учителя школы выигрывают гранты в «ОМК-Участие», что на следующий год будет первый выпуск детей, обучавшихся четыре года по уникальной методике.
Когда это было…
Для того чтобы было понятно, что к чему и почему, верну вас к истории конкурса «100 лучших школ России». Впервые он был проведён в 2013 году и получил поддержку среди образовательных учреждений разного уровня. Организатором его стал Независимый общественный совет, в состав которого входят представители Комитета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике, Комитет Государственной Думы по образованию, Национальная ассоциация директоров школ и учителей. Очень солидный состав. И за три года своего существования медаль конкурса «100 лучших школ» – одна из наиболее значимых наград в области образования. Цель конкурса – выявить наиболее успешные школы, лицеи, и гимназии страны. Он даёт возможность на основе независимой оценки определить результат образовательной, воспитательной, административной и хозяйственной деятельности учреждений, придать этим результатам общественное звучание, повысить авторитет школ-лауреатов, учительского корпуса, системы школьного образования в целом.
Как это было
Рассказывает Александр Азов:
– Название форума говорит само за себя: «Школа будущего. Проблемы и перспективы развития современного образования в России». На него съехались представители 68 регионов. На открытии с приветственным словом выступили представители от профильных комитетов Государственной Думы, Совета Федерации Федерального собрания РФ, оргкомитета конференции.
О перспективах изменений в образовательной политике России убедительно и аргументированно рассказал первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию, профессор, академик Российской академии образования Олег Смолин. Академики, доктора, профессоры, научные сотрудники говорили о законодательных проблемах сферы образования и путях их решения, о здоровье детей и связанных с ним вопросах экологии, иммунологии. Каждый доклад был интересен, отражал злободневные вопросы. «Современная российская школа: зона риска или территория комфортности», «Информационные технологии в современной школе»; «Профессиональная стандартизация в образовании. К чему готовиться» – доклады на эти и другие темы слушались с огромным интересом.
Но главным были выступления директоров учебных заведений, чьи школы попали в список 100 лучших. Это был бесценный новаторский опыт, новые смелые методики, инновационные проекты. Например, школа №12 Новосибирска сотрудничает с классом Конфуция. Китайский язык, как второй иностранный, изучается в первом, втором, третьем, четвёртом, пятом классах. Ежегодно педагоги Новосибирского и Синьцзянского университетов проводят открытые уроки по китайскому языку. А в рамках стратегического партнёрства одним из направлений работы стала популяризация русского языка в Китае. Так педагоги школы предвидят процесс развития советско-китайских отношений.
Запомнилось выступление директора одной из московских школ Веры Кондратенко, сформулировавшей постулат, которому должен следовать истинный директор школы: «Директор должен знать все предметы школьного курса как Ломоносов, определять стратегию её развития как Жуков и вести за собой коллектив как Чапаев».
Как есть сегодня
– Что позволило школе №6 стать лучшей?
– Мы первыми в городе стали и до сих пор являемся единственной в городе школой, где идёт обучение по методу Владимира Жохова. В этом году у нас будет первый выпуск настоящих «жоховцев», обучившихся по этой системе с первого по четвёртый класс. В 5-6-х классах перешли на ноосферное образование – учиться «стоя» по методике Владимира Базарного. Семь педагогов прошли подготовку в Санкт-Петербургской академии естественных наук. Главное отличие этой методики от обычной состоит в раскрытии внутренних ресурсов личности ученика, выявлении заложенных в нём природой потенциальных возможностей. Процесс обучения основан на релаксации и активности. Методика здоровьесберегающая, экологичная и повышающая эффективность труда учащегося. Дети хотят учиться и идут на занятия с интересом.
- Открытый урок в 1«Б» классе по методике Владимира Жохова (классный руководитель Марина Морина). Сегодня они уже четвероклассники
Школа получила грант за проект «Школьный двор – территория здоровья и развития». Каждый класс летом этого года сотворил свою цветочную клумбу. Это была необыкновенная фантазия! Клумбы радовали, удивляли и восхищали.
У нас есть теперь своё футбольное поле, которое сделано усилиями и на средства неравнодушных предпринимателей, выпускников, АО «ВМЗ» и администрации городского округа.
В конкурсе социальных проектов награждены Благодарственными письмами и сертификатами от АО «ВМЗ» молодой специалист, преподаватель истории Яна Клокова в номинации «Мой любимый предмет» за реализацию проекта «Исторический театр – развитие, гармония, будущее» и учитель математики Ольга Колобова за проект «Геометрия – наука о прекрасном» .
Наша школа поистине спортивная: 9 мастеров и кандидатов в мастера спорта, 16 чемпионов России, Европы и мира.
У нас никогда не прекращались ни патриотическое воспитание, ни внеклассная работа. Сегодня нет комсомола, зачахло пионерское движение. Но мы создали несколько общественных объединений учащихся. Наши ученики соревнуются за то, чтобы называться так: «Самый дружный и воспитанный класс», «Самый интеллектуальный и успевающий класс», «Самый творческий класс», «Самый спортивный класс» и «Класс года». Вручаем переходящие вымпелы, поздравляем на линейках. У нас в школе проходят «Минуты славы» по танцам, пению, живописи. У нас нет детей, которые были бы забыты. Весь смысл философии образования состоит в следующем: создать для каждого ребёнка такие условия, чтобы он мог проявить своё «Я», показать свою уникальность. В этом педагогический коллектив и видит своё предназначение. В нашей школе трудится много учителей, которые являются моими единомышленниками.
Фото Ольги Поповой и из архива школы №6