Есть ли будущее у педагогики вне формата

visibility
Весной прошлого года в «ВР» (№20 от 22 мая 2020 г.) вышла публикация о том, как живётся и работается молодым людям, которые начали трудиться в школах нашего округа и испытывать себя в новой для них ипостаси – педагога. И всё это в рамках программы «Учитель для России». Сегодня продолжим рассказ.

В Ближнепесоченской школе таких смелых – пятеро. Они с удовольствием поделились своими впечатлениями и опытом. Отличие их в том, что они уже ведут уроки не онлайн, а в классе. Знакомьтесь.

Екатерина Кострюкова, выпускница Муромского педагогического колледжа:

Екатерина-Кострюкова.jpg

– Я уже два года учительствовала, когда к нам приехали участники программы «Учитель для России». Спросила, как и что надо сделать, чтобы войти в неё. К тому времени я уже училась заочно в Арзамасском пединституте. Отправила заявку, прошла все этапы. 

В программе я для того, чтобы усовершенствовать свои уроки, отточить методику. Два раза в месяц мы проводим открытые уроки и отсылаем их кураторам. Мне повезло, что выбрала именно эту школу. Здесь – как в родном доме. Тепло, душевно, рядом отзывчивые люди. Ведь главное – не где ты, а с кем ты. Мои дети – и в первом, и в третьем классах. Они готовы всегда быть со мной. Уезжаю на сессию, они говорят: «И мы с вами!». Возвращаюсь, встречают криками «Ура!».

Из школы я не уйду, потому что она стала любимой. Я хожу сюда учить и учиться, делиться полученными знаниями.

Екатерина-Кострюкова

Екатерина Кострюкова, учитель начальных классов, со своими третьеклассниками

Педагогика – первое и высшее из искусств, потому что она стремится к выражению совершенства не на полотне, не в мраморе, а в самой природе человека. Воспитание, скромное по наружности дело, в то же время является одним из величайших дел истории.

Константин Ушинский

Наталья Меликаева, выпускница Московского университета им. Косыгина:

Наталья-Меликаева.jpg

 – Мне с детства нравилось заниматься с детьми. Наверно потому, что каждое лето я уезжала в деревню, в наш дом. И чтобы занять ребятишек, которых тоже, как и меня, отправляли на свежий воздух, в деревню, мои родители организовывали некий стихийный детский лагерь. Всем было весело и интересно, все были и под присмотром взрослых, и при деле. 

Я окончила художественную школу, потом институт. И всегда летом занимала деревенских ребят рисованием. 

Однажды подруга рассказала мне о программе «Учитель для России», по которой можно уехать не только на лето, но и на два года, чтобы учить детей рисованию в школе. 

Я прошла отбор в программу. Более того, я приезжала в Ближне-Песочное летом знакомиться со школой и поняла, что это место совпадает с моими ценностями и установками. 

Конечно, было немного страшно начинать в сельской школе. Воображение рисовало сюрреалистические картины про кнопки на стуле и т.д. Но встретили меня и дети, и коллеги тепло и доброжелательно. Если я что-то не знала или не понимала, мне помогали. 

С уроками проблем никогда не было, но… Самое страшное для творческого человека – составлять отчёты. Я всегда опаздывала с их написанием. Легче десять лишних уроков провести, чем сделать один отчёт! 

Мне нравится здесь. Живу в Выксе, в микрорайоне Центральном. Рядом пруд, магазины, прекраснейший парк! Всё отлично, кроме дорог, которые плохо чистят. Что будет через два года? Пока не знаю, мы же только начали свою педагогическую карьеру. Может быть, поеду ещё куда-нибудь учиться.

изо Меликаева

Дети вместе с преподавателем ИЗО Натальей Меликаевой делают из мыла поделки на занятиях в рамках проекта «Территория добра». Кроме этого, школьники работают в гончарной мастерской

Анастасия Сорокина, выпускница СПбГУ, институт психологии и социальной работы:

Анастасия-Сорокина.jpg

– В Питере работала в социальной сфере, координатором волонтёров, в Центре социальной реабилитации инвалидов Невского района.

Прошла отбор в программу. Школу выбирала сама. Когда узнала, что в ней есть дети с ОВЗ, то это стало мотивирующим моментом. Решила ехать именно сюда, посмотреть, как устроена в регионах коррекционная работа, как я могу применить здесь свой опыт. 

В прошлом году выиграла грант в конкурсе «ОМК-Партнёрство» с проектом «Территория добра». Так мы открыли гончарную мастерскую. И теперь там занимаются дети всех классов. Получается, что автор идеи я, а реализует её тоже участник проекта преподаватель ИЗО Наталья Меликаева. 

Я помогаю ребятам, у которых есть трудности в обучении, ведь главное – вовремя помочь, нежели исправлять. 

Работу начала со знакомства с семьями. Выяснила, чем дети увлекаются, чем бы хотели заниматься после школы. И это позволило мне быстрее адаптироваться в новых условиях, я поняла, как и чем могу помочь. Сельские дети открыты и непосредственны. Меня спрашивали, например: «А вы к нам каждый день из Питера ездите?». Переживали, что я, наверно, устаю. Я показала им карту, рассказала, где Питер и где Выкса, и что я живу там не на острове, а на Василеостровской улице. 

По натуре я оптимист. И детям, и взрослым всегда говорю: «Мы сделаем и то, и это, и у нас всё получится!»

Сейчас я прохожу отбор в программе «Учитель для России», чтобы стать куратором. Есть возможность остаться в Выксе и быть куратором тех, кто приедет нам на смену.

Анастасия-Сорокина

Анастасия Сорокина, социальный педагог, победитель грантового конкурса «ОМК-Партнёрство» с проектом «Территория добра» за работой

Мария Кунгурова, выпускница Тюменского госуниверситета:

Мария-Кунгурова

– После окончания университета поняла, что хочу работать с детьми, но не имею профильного образования. Тогда поехала в Краснодарский край, во Всероссийский детский центр «Орлёнок». Окончила там школу вожатых. Работала и вожатой, и воспитателем, занимала руководящие должности, много планировала, анализировала, организовывала смены и т.д. Мне нравилась такая кипучая деятельность. Но она была на износ. За всё лето – три выходных дня. 

Вернулась в Тюмень, на госслужбу. Но в свободное время шла в Дом малютки, в реабилитационный центр. Была волонтёром, проводила развивающие занятия, игры. Тянулась к детям. А значит, надо было превращать любимое дело в работу, потому как то, что я делала от звонка до звонка, радости не приносило. 

Случайно в Интернете нашла сайт «Учитель для России». В программе могут участвовать специалисты разных сфер, которые хотят стать педагогами в обычных школах. Обещали обучить. Прочитала все условия. Решила, это для меня. Прошла все этапы. Выбрала школу. В этом был плюс. И тот запрос, который послала сюда, полностью совпадал с моими желаниями. Приехав в Выксу, удивлялась, как можно было из многих учебных заведений найти то, о котором мечтала! Я в восторге и от самой школы, и от коллектива, и от детей. И если осенью я собиралась ещё на зимние каникулы поехать в «Орлёнок», то скоро поняла, что мои орлята – здесь. Дело в том, что зимой в «Орлёнке» собираются открытые, умные ребята, победители конкурсов. И такие же дети в нашей школе. Я непременно останусь на третий год. Мне здесь комфортно, интересно, я счастлива!

Кунгурова-Мария.jpg

Мария Кунгурова ведёт литературу в пятом классе Ближнепесоченской школы. Её уроки и эмоциональны, и информативны. Презентациями, которые проводит на занятиях, умеет вызвать интерес не только к произведению, но и к судьбе писателя

Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.

Василий Сухомлинский, педагог-новатор, основатель народной педагогики

Что это за программа и откуда взялась?

При её запуске вдохновением послужила модель Teach For All. Она работает в 59 странах мира и объединяет образовательные программы, благодаря которым выпускники престижных вузов выбирают карьеру в сфере школьного образования – вместо бизнеса или науки.

Международный опыт подвигнул социальных предпринимателей из Санкт-Петербурга запустить программу «Учитель для России». В её рамках специалисты из разных сфер берутся преподавать в региональных школах. Жизнь проекту дали три основательницы: Алёна Маркович, Елена Ярманова и Ольга Фогельсон.

«Изначально мы не понимали, как это может быть устроено с точки зрения бизнеса, – рассказывает Ольга. – Кроме того, нас волновало, найдутся ли молодые люди, которые почему-то захотят сменить профессию и уехать работать в сельские школы». За полтора года девушки разработали проект, заручились поддержкой Института образования НИУ Высшей школы экономики, а затем и Сбербанка, который выступил стратегическим партнёром программы.

Сегодня «Учитель для России» действует в семи регионах страны и продолжает расширяться. Каждый участник попадает в неё на два года, в течение которых его ждёт полное погружение в мир образования, интенсивное обучение, поддержка куратора и методиста. В дополнение к учительской зарплате участники получают ежемесячную стипендию и стипендию на аренду жилья. 

Программа действует с 2015 года. Организаторы надеются, что она поможет восполнить дефицит кадров учителей.

Знаете ли вы, что...

Слово «педагогика» греческого происхождения. В дословном переводе означает «детовождение».

Мировую славу русской педагогике принёс Константин Ушинский. Он критиковал теории формального и материального образования, утверждая, что нужно не только развивать учащихся, но и вооружать их знаниями и приучать пользоваться ими в практической деятельности.

Активное участие в творческих исканиях новой педагогики послеоктябрьского периода принял Станислав Шацкий.

Наибольшее распространение как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения, возникшая в ХVII веке и развивающаяся уже более трёх столетий. Её контуры очертил немецкий педагог Иоганн Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил в практическую технологию Ян Коменский. Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реакцию. Целью данного вида обучения является подготовка учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни.

Василий Сухомлинский, советский педагог, публицист, признан классиком гуманной педагогики прошлого века.

Вместо заключения

Сегодня мы рассказали об участниках проекта «Учитель для России». После разговора с преподавателями у нас появились вопросы. Почему программа рассчитана именно на такой период? Неужели новые кадры будут приезжать каждые два года? То, как в этом проекте чувствуют себя сами дети, как воспринимают молодых учителей родители, тоже очень важно. Как быть ученикам, которые привыкают к педагогу? Мы намерены получить ответы на эти вопросы от тех, кто курирует проект. И это станет темой следующего материала.

Фото автора и из архива школы