ФГОСы: выбираем достойное, а не лёгкое

visibility
ФГОСы – что это такое? Весёлые и активные театралы из 3-го «А» Плюсы и минусы выясняются на практике Есть первые результаты и первые выводы

Есть такая притча. Жила одна птичка. Каждый день она находила себе укрытие в ветвях старого дерева, стоявшего посреди безжизненной пустыни. Однажды налетел ураган и вырвал дерево с корнем.

И пришлось бедной птичке пролететь сотни миль в поисках укрытия, пока она не прилетела наконец-то в сад, где журчала вода и благоухали увешанные плодами деревья. Если бы не ураган, никакая сила не заставила бы птицу покинуть насиженное место.

С этой притчи начала свой рассказ о ФГОСах заместитель директора школы №9 по учебно-воспитательной работе Татьяна Зуева.

– ФГОСы как раз и были тем ураганом, который заставил перейти от старой системы стандартов к новой, – поясняет она. – Благодаря им обучение приобрело практическую направленность. Учащиеся постоянно задают вопросы: «Зачем нам это надо в жизни?» Помните, как в раннем детстве ребёнок замучивает родителей вопросами «почему» и «зачем»? Это нормально, именно так он познаёт мир. Чем больше вопросов, тем больше интереса и творчества. Раньше в начальных классах было: прочитайте, расскажите, найдите. Сейчас: подумайте, объясните, докажите, найдите разницу или общее. Сначала это происходит с помощью учителя, а потом дети сами включаются в этот процесс.

В сегодняшней публикации мы рассказываем, как идёт процесс обучения и воспитания по новым стандартам в школе №9. Школу выбрали произвольно. То же самое происходит в начальных классах других школ. Три года работы показали, насколько жизнеспособна новая программа, и в чём её нужно доработать. Во всяком случае, мы выбрали достойное.

 

Отличительная особенность – развитие личности.

Приоритетной целью современного российского образования становится полноценное формирование и развитие способностей ученика.

Изменения: 

Вместо конспекта учитель готовит сценарный план, который предоставляет ему большую свободу и определяет последовательную деятельность учащихся. Всё чаще при планировании урока групповые и парные формы организации деятельности учащихся преобладают над фронтальными.

Родители стали активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогать в организации внеучебной деятельности класса и принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках. Изменилась форма проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родители учащихся превращаются в активных участников дискуссий, тренингов и т. п.

Изменения коснулись и деятельности обучающихся. Самостоятельной работе детей на уроке отводится больше времени, чем ранее, причём характер её стал исследовательским, творческим, продуктивным. Учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. Педагог при этом формирует у ребят навыки самоконтроля и самооценки.

Содержание занятий формируется с учётом пожеланий детей и их родителей. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования меняется система требований к результату образования и система оценивания достижений учащихся. Особое место в новой системе оценивания уделено портфолио (портфель достижений ученика), как наиболее адекватному методу интегральной (накопительной) оценки.

Портфолио ученика приведено в соответствие с требованиями ФГОС. В состав портфеля достижений включены результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами.

Вера Зуева, методист информационно-диагностического кабинета управления образования округа

 

Мне необходимо было договориться о беседе с учителем третьеклассников Ириной Николаевной Мешкарёвой. Поднялась в класс как раз к концу урока. Тишина сменилась шумом и трескотнёй голосов. Но тем не менее ребята дружно выстроились перед дверью, чтобы вместе с учителем идти на обед.

– Вы пока поговорите с теми, кто не пойдёт в столовую. Спросите их о театре, – посоветовала она.

Я подошла к группе ребят, объяснив, что мне нужен рассказ об их театральном кружке.

Женя Игонина: Мы ставим спектакли по сказкам и пьесам. Узнаём много нового о театре, о том, как надо читать текст. Я играла в сказках «Солнышко», «Лиса и пёс», «Каша из топора».

Настя Дроздова: Я тоже играла в сказке «Лиса и пёс». Была Лисой, потом ведущей в сказке.

– А что труднее: играть роль или вести сказку?

– Быть ведущей, потому что мне негде подглядеть текст, если я забуду слова.

– А артисты?

– У них за ширмой есть текст, можно подглядеть.

Подошли мальчики и узнав, что тут спрашивают о театре, а потом напишут в большой городской газете, тоже присоединились и стали рассказывать.

Никита Киселёв и Клим Денисов: А мы ведущими были, начинали действие и говорили так: «Театр открывается, к началу всё готово! Билеты предлагаются за вежливое слово!»

– Молодцы! А вы, девочки, тоже заняты в постановках?

Влада Абрамова: Нам в театральном кружке весело. Сказки новые читаем и потом играем. Я играла в спектакле «Два жадных медвежонка».
Соня Ухлина: Мы участвовали примерно в пяти постановках. Ходили к ребятам в садик «Золотой ключик». Мы там часто бываем. И приглашаем к себе детей из подготовительной группы. Они радуются нам.

Аня Цыброва: У нас в спектакле обычно играет когда трое, когда четверо или пятеро ребят. Весной у нас была «Пасхальная сказка». Я участвовала в пьесе «Капризка» и в «Пасхальной сказке».

Подошли остальные дети. Обсудив с Ириной Николаевной наши дела, я уже готова была распрощаться, но она вдруг предложила:

– Да вы останьтесь. Послушайте наш урок литературного чтения. Хотя там ничего особенного не будет, но вы хотя бы представление получите о ФГОСах.

Осталась и сразу скажу, что это был совершенно другой урок, не тот, к которым мы все привыкли. Темой была осень в стихотворении «Железная дорога» Николая Алексеевича Некрасова.

Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит...

Поговорили об осени, нашли сравнения. Назвали строчки, в которых поэт восхищается этим временем года. Учитель спросила, где дети нашли самые важные слова, характеризующие осень. Ответили: в учебнике, в словаре, в компьютере. Порассуждали о музыкальности стихотворения, что его можно даже петь. Потом началось художественное чтение. Первый же ученик проявил незаурядные декламаторские способности! Выражал голосом восхищение и восторг, останавливался там, где нужно было делать паузу. Выразительно менял интонацию, желая показать, какой покой и простор царят в лесу, что можно выспаться всласть. Я подумала, что это лучший ученик читает, надо же показать «товар лицом»! Как же ошиблась, когда и второй, и третий, и все остальные читали, осознавая, понимая, восхищаясь так, как это делают чтецы-декламаторы! А тут – дети, третий класс!

Ирина Николаевна вызывала к доске ребят по трое, и они читали каждый на свой манер. И каждый слышал музыку стиха! Удивила и их реакция. После особенно артистичного прочтения стихотворения одноклассником ребята разразились аплодисментами. Сами, никто их к тому не призывал.

Вторая часть урока посвящалась зиме в поэме «Мороз, Красный нос», когда «Мороз-воевода дозором обходит владенья свои». Сначала стихотворение прочитала Ирина Николаевна. Мастерски, кстати, и ребята отметили это аплодисментами, оценив работу учителя. После чего читали вслух всем классом. Стояло такое жужжание, будто в класс залетел рой пчёл. Прочитали и разом стихли. Ответили на вопросы. Быстро, чётко, без раздумий. Лес рук. Каждый хотел, чтобы спросили именно его. Разобрали текст на строчки, сосчитали, определили, сколько строчек в строфе. Четыре. Значит, стихотворение разбито на четверостишия. Работали в парах, применяли разные виды чтения. Затем четверостишия читали те, кого называла учительница. И тоже так, будто декламируют на сцене. Ах да, ведь это же артисты! – вспомнила я, и в очередной раз удивилась, до чего же точны дети в прочтении произведения.

Потом провели анализ текста, отвечая на вопросы, какой это жанр, на сколько смысловых частей разделён и т.д. и т.п. Определили, что это не песня и не былина, а – «очень похоже на сказку». Нашли олицетворения в тексте. Объяснили, что они обозначают. Откуда взяли: из учебника, из памяти своей, из словаря?.. Получили задание на дом: «Каким вы представляете себе этого Мороза?» – и со звонком закончили урок. Вскочили с мест и тут же выстроились перед учительским столом с тетрадками по технологии, чтобы учитель проверил и быстро оценил. Скорость, с которой шёл урок, была такая, что я едва успевала сосредоточиться, как на подходе было уже иное задание. Ребята же молниеносно соображали, быстро поднимали руки, чётко отвечали. И настроение у них тоже было приподнято-торжественное.

Так прошёл урок по новым ФГОСам. Мне он понравился, ребятам тоже, потому как по просьбе учителя они подняли руки, оценив свою работу на четыре и на пять растопыренных пальцев. Я мысленно выставила такие же оценки!

Елена Липатова. Фото из архива 3«А» класса

 

Переход на Федеральный государственный стандарт второго поколения – требование времени. Одна из главных задач стандартов второго поколения – научить ребёнка учиться, заинтересовать его, помочь выработать универсальные учебные действия. Педагогу отводится роль координатора, а не руководителя процессом обучения, как было раньше.

Суха, мой друг, теория везде…

Подготовку к введению ФГОС в нашем коллективе мы начали заблаговременно. Подробно изучили все нормативно-правовые документы, учителя начальных классов прошли курсы повышения квалификации. Была составлена дорожная карта, которая очень помогла в работе. Проведение семинаров и практических занятий по темам «Универсальные учебные действия», «Организация
внеурочной деятельности», «Программа формирования культуры и здорового образа жизни» на уровне школы и района помогло детально проанализировать конкретные вопросы.

Кроме того, мы активно участвовали в работе семинаров с приглашение авторов УМК «Школа 2100», «Планета знаний», «Начальная школа XXI века», не оставляли без внимания интернет-ресурсы. Особенно запомнилось участие в работе вебинара «Обеспечение личностных результатов образования средствами УМК «Школа 2100». ФГОС второго поколения перекликается с особенностями развивающих программ «Школа 2100», «Гармония», «Планета знаний», а учителя нашей школы практикуют данные системы, знакомы с их особенностями, что позволило обеспечить плавный переход на новый стандарт.

А на практике?

Наверное, самым трудным было написание основной образовательной программы начального общего образования, ведь она должна была включить в себя основные разделы по двум выбранным УМК «Школа 2100», «Начальная школа XXI века».

Удивило, что уже в сентябре был проведён мониторинг готовности первоклассников к обучению в школе. Выполнение заданий требовало от учащихся умения слушать и выполнять инструкцию учителя, а у домашних детей (таковых у нас тоже достаточно) эти навыки пока недостаточно сформированы. Кроме того, материальная база кабинетов ещё недостаточно укомплектована для обучения по новым стандартам, которые предъявляют высокие требования к техническому оснащению, созданию информационной среды. Для вне-урочной работы мы остановились на проектной деятельности (по-осторожничали), в следующем году планируем взять ещё несколько направлений, чтобы предоставить учащимся возможность выбора интересующего направления.

Самостоятельности прибавилось

Очень радует, что школа теперь может самостоятельно выбрать учебный план, опираясь на запросы родителей. На подготовительных занятиях в «Школе будущих первоклассников» мы провели анкетирование родителей и выявили их интересы. В связи с этим решили для первого класса выбрать первый вариант плана, а со второго класса перейти ко второму варианту. Радуюсь за своих учителей – они могут в полной мере дать материал по русскому языку и литературному чтению, не сокращая и не сжимая тем, ведь часов ровно столько, на сколько рассчитан учебник. Давно такого не было. А уже со второго класса плавно перейдём на изучение родного и иностранного языков. Учебники поступили вовремя, в полном комплекте по выбранным УМК – раньше в сентябре их могло и не быть. Однако хочется, чтобы тетради на печатной основе и прописи тоже входили в комплект хотя бы для первого класса, было бы удобнее работать.

Вне уроков ребята занимаются проектной деятельностью. Сколько замечательных работ мы увидели после выполнения проекта «ёлочка» перед Новым годом! Выставка была организована для всей школы и действительно порадовала. В третьей четверти ребята работали над проектом «Птичья столовая», в четвёртой планируется проект «Наши Мурочки».

Родители довольны, ведь мы работаем по их запросам (хотя многим хотелось бы группу продлённого дня, но для этого нужны специальные условия). Изменения видны и в детях: открытые, раскрепощённые, творческие, не боятся высказывать своё мнение, доказывать, умеют работать в группах, проводить рефлексию. Первоклассники участвуют в школьных предметных олимпиадах, заочных конкурсах «Познание и творчество», «Интеллект-экспресс», «Эрудит». Коллеги же находятся в творческом поиске. Видно, что им трудно, но они стараются изменить стиль своей работы, занимаются самообразованием, участвуют в интернет-форумах по введению стандартов, охотно делятся опытом и перенимают его у коллег.

Не бояться, не ждать, когда кто-то изменит тебя, быть мобильным, искать и находить что-то новое – это должно быть девизом педагогического коллектива при переходе на ФГОС второго поколения.

Всё новое не исключает ошибок. Есть минусы и у нас, но всё-таки положительного при переходе на новый стандарт намного больше.

Ирина Мешкарёва, учитель 3«А» класса школы №9

 

Новые стандарты в начальном образовании уже приносят плоды. Естественно, что можно сделать и выводы. Рассказать о них мы попросили заместителя директора школы №9 Татьяну Зуеву.

– Как Вы считаете, какие положительные моменты есть во ФГОСах?

– Большой плюс в том, что учебный процесс превратился в открытие каждым ребёнком конкретного знания, а не «натаскивание» его на решение задач. Введён план внеурочной деятельности школьников.

А это – обеспечение общего образования для каждого учащегося на уровне требований государственного стандарта и выше; формирование общих универсальных учебных навыков на уровне, достаточном для образования и самообразования; создание условий для развития учащихся школы в соответствии с их индивидуальными способностями и потребностями, сохранения и укрепления их физического, психического и социального здоровья.

Следующий плюс – это возвращение школе воспитательной функции, которая была практически полностью утрачена за последние 20 лет. И, наконец, отмечу преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной, основной и старшей школы.

ФГОСы: выбираем достойное, а не лёгкое– Но ведь есть и проблемы, которые тоже выявились в ходе практики?

– Исходя из собственного опыта, я выделила ряд наиболее острых проблем, с которыми столкнулось большинство школ в процессе внедрения стандартов второго поколения. Их необходимо отметить: это и техническое обеспечение – не хватает учебных кабинетов для организации внеурочной деятельности, недостаточно информационно-компьютерного оснащения. Изменения, произошедшие в системе начального образования (особенно в целеполагании) не нашли своего отражения в контрольно-оценочной деятельности: объектом контроля и оценки довольно часто продолжают оставаться лишь знания, умения и навыки – не потому, что учитель не хочет перестроиться, а потому, что трудно перестроиться.

Проблемы есть. Но они решаемы. Главное, не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и современнейшее оборудование не дадут результата, если не изменить самого учителя.

– А какие изменения произошли в работе учителя?

– Роль школы на сегодняшнем этапе развития системы образования – это: интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребёнка на основе формирования умения учиться (учить себя). Новым в работе учителя стали: цели (ориентация на личностные и метапредметные результаты); содержание образования; применение инновационных технологий, переход на активные методы работы с учащимися (решение проб-лемных задач различного типа, исследование, проект и т.д.); система оценивания результатов (портфолио, мониторинги). Активными формами обучения стали: организация работы в группах и парах, в группах подвижного состава, проектная деятельность. 

– Каковы задачи групповой работы?

– Задачи следующие: активизация познавательной деятельности, развитие навыков самостоятельной учебной деятельности, развитие умений успешного общения, совершенствование межличностных отношений в классе. Учитель должен помнить, что важно сохранить стремление ребёнка к познанию и развить его.

– Как изменились цели и задачи обучения?

– Теперь в современной начальной школе ребёнка должны научить учиться. Учитель должен привить две группы новых умений. К первой относятся универсальные учебные действия, ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Учитель становится не ведущим, а направляющим, организующим учебно-воспитательную работу в процессе как урочной, так и внеурочной деятельности.

Татьяна Зуева, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы №9. Фото автора