Где и с кем учиться детям-ивалидам?

visibility
В Выксе сложилась тупиковая ситуация: закрывается коррекционная школа, детей переводят в массовую. Это создаёт опасность как для детей-инвалидов, так и для здоровых ребят.

Сегодня наш разговор о том, где обучать детей с особенностями развития, необходимы ли им дополнительные условия для интеграции в общую образовательную и социальную среду. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» подчёркивается, что в Российской Федерации во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям.

До сегодняшнего дня ситуация в Выксе была более-менее благополучна. В коррекционной школе посёлка Мотмос обучаются дети начального звена, а подростки занимают здание в городе на Советской площади. Вернее, занимали, сейчас оно признано аварийным и детям предложена общеобразовательная школа в Ближне-Песочном.


Кажется, трудно нарисовать картину отрадней…

Восстановим хронологию событий. Узнав о переселении, родители записались на приём к главе местного самоуправления. Встреча состоялась в администрации. Родственники высказали свои опасения по поводу обучения и пребывания детей в общеобразовательной школе и проблем с доставкой. Их услышали и более того, предложили самим посмотреть, в каких условиях будут заниматься дети.

Через пять дней автобус доставил родителей и главу местного самоуправления с его заместителями и начальником управления образования в школу. Доехали по хорошей дороге за 12 минут.

Гостей ждали. Их встретили педагоги во главе с директором. Родителям показали мастерские для занятий слесарным трудом и швейным делом, спортивный зал с душевыми и туалетами, актовый зал (он же столовая). Это на первом этаже. На втором находятся пять аудиторий для занятий, которые как раз и нужны для пяти классов этой школы. Родители отметили чистоту и уют, светлые и просторные помещения. В ходе экскурсии выяснилось и то, что при учреждении есть филиал художественной школы, где тоже могут заниматься эти дети. Кроме того, у школы большие земельные площади, где можно будет выращивать овощи, посадить фруктовые деревья и кустарники. Планы относительно работ на земле особенно понравились родителям: эти дети любят трудиться. Обговорили и вопросы доставки детей в школу: будет выделен дополнительный автобус, который сможет забирать ребят из отдалённых деревень, Новодмитриевки, Новой и др. Обучать их будут педагоги коррекционной школы, а не общеобразовательной. Программы для этого есть. Казалось бы, что ещё нужно для полного счастья?



«Эта школа – объект нашего особого внимания. Я беру кураторство на себя»

Владимир Кочетков



Но… в ходе беседы с педагогами и представителями городской администрации выяснилось, что контактов с детьми из общеобразовательной школы не избежать. Они будут заниматься в тех же аудиториях, и от общения на переменах тоже никуда не деться. Дети непредсказуемы, и может случиться всё что угодно. Конечно, у ребят с ограниченными возможностями есть свой опыт социального общения: они участвуют в конкурсах, олимпиадах, выезжают в другие города, но всё это происходит в сопровождении родителей. Одни они совершенно беспомощны. С ними в любой момент может случиться припадок или приступ головной боли, им может срочно понадобиться медицинская помощь. А в школе нет ни врача, ни медсестры… 

Эти опасения представители власти тоже развеяли, пообещав и медпункт при школе, и толерантное отношение детей к новичкам. «Сельские ребята добрее и отзывчивее, во-первых, а во-вторых, надо же детям постепенно входить в социум, привыкать общаться с другими. Чем раньше это произойдёт, тем лучше…» – звучали убеждения. Глава местного самоуправления обещал стать куратором школы, а администрация – взять учреждение под свой контроль.


…а родители недовольны

О своём недовольстве они написали в письме Президенту:

«Уважаемый Владимир Владимирович!

Родительский комитет муниципального казённого общеобразовательного учреждения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, специальная коррекционная школа г. Выкса Нижегородской области просит Вас рассмотреть вопрос строительства новой коррекционной школы в черте города для детей с особенными возможностями здоровья. В школе обучается 158 детей, 100 из них инвалиды. Одно из зданий постройки 1910 года, полукаменное, двухэтажное, (туалет на улице), ни столовой, ни спортзала. 

В апреле этого года мы обратились в администрацию города с предложениями улучшения условий школы по ул. Советская пл. или предоставить новое помещение. Через месяц получили ответ, что строительство новой школы не планируется. Глава местного самоуправления предложил помещения в школе посёлка Ближне-Песочное, удалённого от города на 15 км. Но выделенные помещения не отремонтированы. 

В школе 97% детей-инвалидов, половине из них придётся добираться до школы на двух автобусах, а большинство не ориентируются ни во времени, ни на местности в силу своих психо-физиологических особенностей. Данное предложение полностью нарушает главный смысл ФГОС для детей-инвалидов «Расширение диапазона доступности». Перевод классов в предложенную школу не решает проблемы».


А на другой день – и генеральному прокурору РФ Юрию Чайке:

«…При переводе нашей школы в общеобразовательную администрацией нарушен Федеральный закон №273-ФЗ. 

  1. Нет согласия родителей. 
  2. Нет адаптационной программы. 
  3. Нет рекомендаций пси-холого-педагогической комиссии об обучении в общеобразовательной школе. 
  4. Нет условий для получения без дискриминации качественного образования определённого уровня и определённой направленности, а также социального развития этих детей (п. 1 ч. 5 ст. 5 №273-ФЗ)
  5. В школе нет медицинского работника и мед. персонала, что нарушает приказ Минздрава РФ от 05.11.2013 г. №822. 

…На основании этого просим Вас рассмотреть вопрос о правомерности принятия администрацией города Выкса решения о переводе детей-инвалидов в общеобразовательную школу».



Что заставляет родителей так биться за своих детей? Этот вопрос задала родителям. Вот что ответила Фаина Плисова: «Наша школа относится к коррекционной школе VIII вида. В таких образовательных учреждениях обучаются дети с необратимыми отклонениями в развитии – умственной отсталостью. Они не способны заниматься вместе со сверстниками в общеобразовательных школах. Дети с умственной отсталостью – это не просто «малое количество ума», это качественные изменения всей психики, всей личности в целом. У каждого из них в личной медицинской карте записан диагноз, поставленный медико-педагогической комиссией: интеллектуальная недостаточность».

Вывод напрашивается сам собой: исходя из интересов детей, перевод их из отдельной школы, осуществляющей образовательную деятельность по специальной адаптированной программе, в рядовую общеобразовательную возможен лишь при создании в ней специальных условий.


Прокомментировать  ситуацию мы попросили Олесю Манолову, доцента кафедры акмеологии и психологии РАНХиГС при Президенте РФ:

«Сложность решения задачи реализации инклюзивного образования в массовой школе заключается в том, что факт наличия на её территории ребёнка с ОВЗ не делает её инклюзивной, даже если в ней есть лифт или пандус. Для того чтобы школа могла поддерживать статус инклюзивного образования, необходимо соблюдение ряда условий.

Решать проблему с кавалерийским наскоком нельзя. Надо основательно продумать всё: от материально-технического до административно-организационного, программ-но-методического, организационно-педагогического обеспечения образования. Необходимо учесть интересы не только больных, но и здоровых детей. Обязательно нужна специальная подготовка всего педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивной практики.  

Необходимо тщательно обдумать все аспекты и последствия, иначе можно просто дискредитировать саму идею инклюзивного образования».



Кстати

Позиция Минобрнауки России относительно инклюзивного образования изложена в письме от 7 июня 2013 г. Министерство отмечает, что часть субъектов РФ неоправданно сориентирована на сокращение сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Инклюзивное (интегрированное) образование детей-инвалидов не должно становиться самоцелью, тем более приобретать формальный характер. Для части детей более целесообразным является обучение в коррекционном образовательном учреждении. 

Таким образом, тезис о том, что федеральный закон № 273-ФЗ предусматривает ликвидацию коррекционных школ, в корне неверен, а наметившаяся тенденция к их сокращению связана с не всегда обоснованной политикой субъектов РФ в области образования. 


У большинства детей-инвалидов уже есть печальный опыт обучения в общеобразовательных школах города. Стоит ли его повторять?



P.S. Когда верстался номер, стало известно, что в среду вечером принято решение рассмотреть возможность обучения этих детей на базе Мотмосской коррекционной школы. Как дальше будут развиваться события, читайте в следующих выпусках «ВР».

Фото Кристины Борисовой