Кладём знания в портфель

account_circle
visibility
Я, учитель и родитель

Подходит к концу учебный год.

Ребята уже живут в предвкушении трёхмесячных каникул, по окончании которых они пойдут в следующий класс. А пока родители вместе со своими учениками и их классными руководителями буквально по крупице собирают полученные ими за год знания в так называемый «портфель достижений» (его ещё именуют «портфолио»). Дело, надо заметить, не из лёгких. Каким должно быть портфолио в идеале, кто и за что отвечает в его оформлении, поинтересовались у заместителя директора по учебно-воспитательной работе школы №3 Елены Самойловой.

– В 2011 году в начальной школе, согласно требованию федерального государственного образовательного стандарта и основной образовательной программы начального общего образования, появилось такое нововведение, как портфель достижений учащегося. Это позволяет родителям, учителям и руководителям образовательных учреждений отслеживать динамику развития, воспитания и социализации учащихся. В целом, портфолио – сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях обучения. Это играет важнейшую роль при переходе ребёнка в 5-й класс. Да, справедливости ради надо отметить, что портфолио велось в школе учащимися и раньше, но носило рекомендательный характер.

– Что же представляет собой портфолио и регламентированы ли рамки его оформления?

– Содержание и порядок формирования портфолио определяется положением в каждом образовательном учреждении самостоятельно. Чаще всего портфель достижений включает в себя такие материалы, как рассказ о себе, своей семье и интересах обучающегося; детские работы (творческие, а также выполненные в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам), отражающие рост личностных, предметных и метапредметных умений; документы, дипломы, грамоты, свидетельствующие об участии в олимпиадах, проектах и конкурсах.

– Каким образом распределяется ответственность за ведение портфолио?

– Главная ответственность ложится на обучающихся – именно для их дальнейшей самореализации он и был введён. Однако немаловажным в составлении портфолио является налаживание тесного взаимодействия между родителями, педагогом и обучающимся. Получается крепкая связь, когда ученик-первоклассник ещё не может обойтись без помощи взрослых в составлении собственного портфолио, а родители имеют возможность более активно участвовать в воспитательном и образовательном процессах своего ребёнка. На плечи же классного руководителя ложится организация по формированию «портфеля достижений», отслеживание результативности и систематическое знакомство родителей с его содержанием.

– Портфолио ведут второй год, стало быть, уже сейчас можно сказать, как к ним отнеслись участники его создания.

– Поначалу было много вопросов со стороны родителей: что, как, почему, зачем? Потом появились возражения: некогда, не умеем, не хотим. Но в итоге все признаются, что занятие это, в общем-то, не трудоёмкое и даже увлекательное. И если раньше за хранение памяти о наших детках отвечали в основном бабушки- дедушки, которые кропотливо собирали детские «шедеврики», то теперь основные усилия в данном направлении прилагаются образовательными учреждениями. Школьники же, глядя друг на друга, стараются, чтобы их «личное дело» было нисколько не хуже, чем, скажем, у соседа по парте. Хотя, в целом, портфолио не несёт идеи соперничества. Здесь главное, чтобы у каждого ребёнка формировалась устойчивая учебная мотивация, развивались способности, проявлялось творчество.